Проект ФАП по допуску к полетам ЕЭВС

А. Шнырёв

Энтузиаст
Пытаясь нагнать общественность, предлагающую массу совершенных ФАПов, дежуря по стране написал проектик ФАПов по "единичкам".

Вывешены здесь:

http://test.avion.ru/5.php?idd=54

(не "лезет" файл на сей форум).

Заодно можете оценить обсуждалку, и, при желании, ее доработать 😉

Буду особо благодарен за формирование приложения №3 и пошаговую оценку предложенных процедур с поиском "подводных камней".

ЗЫ: Уважаемый Админ, не судите строго глупого чиновника, и если я не там повесил сию объяву, то перевесьте или продублируйте там, где надо.
 
Нормальный документик. И на месте, помимо прочего. Там кое-что глаз режет, но я с утра на свежую голову гляну - показалось, наверное.
 
за формирование приложения №3
Для начала: отсутствуют классы: Микросамолеты - СЛА с аэродинамическим управлением, вертолеты и автожиры максимальным взлетным весом до 495 (двухместные, с учетом веса дополнительного оборудования типа: поплавки или амфибийные системы шасси, системы спасения и т.д...) паралеты - мотопарапланы с колесным шасси. И очень не понятно насчет 250км радиуса полетов от базового аэродрома всех видов ЕЭВС...? Это зачем..?
 
Читаю и диву даюсь ...но по порядку:
п.15.  катострофический! :IMHO
Просто нужно написать следующее:

"Воздушные суда указанные в п.п.2 а),б),в).могут использоваться только в приватных целях. На видном месте должна быть установлена металлическая табличка с надписью "Это воздушное судно не является сертифицированным. Коммерческое использование не разрешено."

И всё ! Пассажир , сорри член экипажа САМ принимает решение принять ли ему участие в полёте на данном ВС или нет.
Какие ещё 250км? А почему не 270? А если на прицепе перевезти его в другое место ?


в п.16...
"воздушное судно и его компоненты имеют [highlight]ресурс [/highlight]и [highlight]срок службы[/highlight], достаточные для выполнения полета; "
Этим вы вводите и ресурс и календарь ... А если проще поступить?
Ввести термин "по тех состоянию" ? Вот Вам и будут летать М-14П на АЭРОШЕЛЕ по 1400 часов а не по 500часов как даёт завод ресурс
... и далее
"выполнено предусмотренное эксплуатационной документацией периодическое техническое обслуживание и ремонты воздушного судна, включая его компоненты, в организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, имеющей сертификат, выданный уполномоченным органом в области гражданской авиации или специалистом по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, имеющим свидетельство с квалификационными отметками, позволяющими производить техническое обслуживание и ремонт воздушного судна;"

Ну зачем привлекать ремонтные предприятия для ЕЕВС? Сделать самолёт золотым ? Ведь он может и не ремонтироваться на сертифицированном предприятии раз его использование - [highlight]НЕ КОММЕРЧЕСКОЕ![/highlight] Гемморой себе придумываете.

из п.18 исключить:

"выполнено предусмотренное эксплуатационной документацией периодическое техническое обслуживание и ремонт воздушного судна, включая его компоненты, в организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники или специалистом, имеющим свидетельство с квалификационными отметками, позволяющими производить техническое обслуживание  и ремонт воздушного судна;"

из п. 19 исключить:

"выявление компонентов воздушного судна, состояние которых отрицательно влияет на безопасность"
Они Вам "по навыявляют "....

и в том же п.19 исключить
"определение [highlight]допустимой[/highlight] области полетов воздушного судна"

обсурд в квадрате! :~~)

п. 20. в п.п.б) провести изменение термина " компоненты"
"проверку и согласование эксплуатационной документации на воздушное судно [highlight]и его компоненты[/highlight];"
изложить в следующей редакции :
"проверку и согласование эксплуатационной документации на воздушное судно , двигательную установку , винт"
Замахаетесь сочинять бумаги на эксплуатацию какого нибудь ПАГа или СПУ 40 летней давности ...или американского производства. Сами себе в пятки гвозди забивать вы готовы  :-/

Ну и дале самое интересное в п.21... Нужно это слово КОМПОНЕНТЫ просто искоренить. Оставить термин: ПЛАНЕР САМОЛЁТА , и ДВИГАТЕЛЬ ВИНТ.

эту фразу тоже уничтожить:
"(ремонт) воздушного судна, включая его компоненты, в организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, имеющей сертификат, выданный уполномоченным органом в области гражданской авиации. В случае отсутствия указанной организации или значительной ее отдаленности, периодическое техническое обслуживание (ремонт) воздушного судна, включая его компоненты, может производиться специалистом (специалистами) имеющим свидетельство с квалификационными отметками, позволяющими производить техническое обслуживание (ремонт) воздушного судна;"

А если оставить эту фразу "воздушное судно, включая его компоненты, соответствуют типовой конструкции; " (с) то тем самым вы подписываете себе приговор и обрекаете себя на сертифицированное тех обслуживание.
Нужно ввести сюда термин .." ВС с отклонениями от типовой конструкции"   Никто не будет требовать от вас принести бумагу от разработчиков на разрешение замены авиагоризонта или высотомера ...не говорю уже  про более серьёзные изменения.

Нус- это основные моменты. Далее я буду просить, чтобы один из авторов разрабатывавшим наши Украинские « Правила регистрации» , выдал свои мысли в слух и готовые бланки испытаний и других действий , что сэкономят Вам время и усилия.
:~)
 
б) на воздушное судно, поддержание летной годности которого в соответствии с требованиями разработчика невозможно или нецелесообразно;

Кто оценивает невозможность или нецелесообразность? Я бы предложил формулировку:

б) на воздушное судно, поддержание летной годности которого в соответствии с требованиями разработчика по решению владельца невозможно или нецелесообразно;

в) на воздушное судно, основная часть конструкции которого изготовлена/разработана его владельцем.

Считаю что нужно вычеркнуть "разработана". Остальное оставить. Это собственно и есть знаменитое достижение американских самодельщиков - "Правило 51%". Необходимо будет только добавить само определение правила 51%. Вот так тихо и могут произойти революции  😉

серийный, заводской или идентификационный номер воздушного судна. Для воздушных судов, указанных в подпункте в) пункта 2 настоящих правил, этот номер не указывается;

Указывается номер - комплекта чертежей/кит набора или присваивается собственный номер, в случае изготовления ВС собственной конструкции. Подобная формулировка должна быть в соответствии с приказом 85 по регистрации. Это распостраненная практика и не нужно придумывать нового, чтобы потом переделывать заново  😉.

Заявитель несет ответственность за достоверность приведенных данных.

Добавить -
Заявитель несет полную ответственность за достоверность приведенных данных.

или
техническое описание, а также чертежи, расчеты, фотографии и т.п. информация, отражающая порядок изготовления и конструкцию воздушного судна.

Это относится к в) пункта 2. Так нужно и написать, а не через или. Предоставление полных чертежей ИМХО перебор. Некоторые чертежи содержат несколько сотен страниц немалого формата. Обзорные чертежи для Беркута весят около 5 кг не считая 3-х книг по сборке и прочих мануалов. Тащить всё в полном объеме? Конструкторская документация на Як-18Т будет ещё поболее  ;D Умерьте аппетит 😉

Формулировка очень расплывчатая и расчеты дать - Баллистические или финансовые? и чертежи предоставить и техническое описание. Американцы требуют педоставить логбук сборки ЛА с фотографиями, на которых в различной степени готовности есть ЛА и его владелец (заявитель).

При подаче заявления на первоначальное получение удостоверения о годности к полетам воздушных судов, указанных в подпункте в) пункта 2дополнительно предоставляется проект эксплуатационной документации воздушного судна.

Не требуется. Считается что владелец, изготовивший ЛА, способен производить самостоятельно его обслуживание. Собирать в большую кучу для предоставления на "высший суд" инструкций прилагаемых к тормозным колодкам и методике контроля заклепок фиксации оных довольно бесполезное занятие. Завтра владелец купит у другого производителя и будет пользоваться другой инструкцией. Вы ещё утверждать возьмитесь эти мануалы  ;D и от авто и от мотоциклов и от сенокосилок.

Удостоверение о годности к полетам досрочно теряет силу в случае:
повреждения воздушного судна, влекущие невозможность его дальнейшей эксплуатации или необходимость выполнения ремонта, не предусмотренного эксплуатационной документацией;
переоборудования или изменения конструкции воздушного судна, не предусмотренного эксплуатационной документацией;

Вот тут становится понятней, для чего нужна пресловутая "эксплуатационная документация"  😉 Если в ней не отражена замена материала обшивки сидений, то придется выбрасывать разрешительные бумаги в случае случайного порыва сидушки и её ремонта. Ранее формулировка звучала по другому.

И потом, г-н Шнырев как Вы думаете кто нибудь будет Вам сообщать о полной замене консоли крыла например, зная что завтра он попадет на кучу денег по повторному прохождению процедуры и год простоя на аэродроме? Если сообщит - отнимайте у него сразу ВЛЭК пожизненно. Т.к. человек неадекватен.

i.Воздушные суда, указанные в подпункте б) пункта 2 можно использовать для полетов только в целях участия в соревнованиях, слетах любителей авиации и подобных мероприятиях, а также для подготовки к ним. На указанных воздушных судах запрещается нахождение во время полета лиц, не входящих в состав экипажа, определенного эксплуатационной документацией. Кроме случаев получения разрешения уполномоченного органа, полеты таких судов могут производиться в области воздушного пространства, указанной в приложении к их удостоверению о годности к полетам, которое включает воздушное пространство не далее 250 км от аэродрома, аэропорта, вертодрома или посадочной площадки, указанного в карте данных к удостоверению лентой годности.

Это относится к Restricted классу в американской версии.

слетах любителей авиации и подобных мероприятиях, а также для подготовки к ним

заменить на
слетах, авиашоу, демонстрационных полетах и подобных мероприятиях, а также для подготовки к ним

Дочитал до 7 страницы. Продолжу позже.
 
Понял, сначала надо было рассказать про концепцию.
Правила созданы на основе известного и широко ругаемого 118 приказа.
Основные трудности в получении СЛГ по 118 приказу, кроме процедурных недостатков, вызываются сложностями с серийной техникой.
Такую технику можно условно разделить на:
а) серийно выпускаемую и эксплуатируемую в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, утвержденной производителем. К такой технике относятся часть 52-х, Цесен, разные МD и т.п. техника не имеющая сертификата типа, признанного в РФ;
б) серийную технику, эксплуатируемую как хочу или как могу. Это все остальное.
Так вот, содержимое п.п. а)  имеет больше чисто юридические проблемы и прогнозируемо достаточно высокий уровень безопасности полетов. Это нельзя сказать про содержимое п.п. б). Это ВС с непрогнозируемым потоком отказов, часто с сомнительными изменениями в конструкции, как правило, с крайне неквалифицированным  ТОиР и т.д. и т.п. Безопасность полетов таких ВС основывается на здравом смысле и личном везении их эксплуатантов. И убедить кого бы то ни было в возможности их массового безопасного использования невозможно даже в США. Для таких ВС там существует категория СЛГ Экзебишн с самыми жесткими ограничениями, в том числе и на нахождение пассажиров на борту и на область полетов.
К ранее имеющимся "самоделкам" добавлены две категории – 2 а) и 2 б).
Со всеми вытекающими.  
 
б) на воздушное судно, поддержание летной годности которого в соответствии с требованиями разработчика по решению владельца невозможно или нецелесообразно;

По сути правильно. Но есть масса умников, которые сославшись на ст. 37 ВК начнуть орать, что за все отвечает производитель. надо думать над формулировкой.
 
Считаю что нужно вычеркнуть "разработана". Остальное оставить. Это собственно и есть знаменитое достижение американских самодельщиков - "Правило 51%". Необходимо будет только добавить само определение правила 51%. Вот так тихо и могут произойти революции

не не согласен. Если я на старости лет что-нибудь спроектирую - мне по заказу сделают - то хочу считать это самоделкой  :IMHO
 
Указывается номер - комплекта чертежей/кит набора или присваивается собственный номер, в случае изготовления ВС собственной конструкции. Подобная формулировка должна быть в соответствии с приказом 85 по регистрации. Это распостраненная практика и не нужно придумывать нового, чтобы потом переделывать заново

Зачем это прописываать в правилах .Это не докажешь юристам. Да и не нужно это . Поставь Б/Н и будь доволен )))
 
Формулировка очень расплывчатая и расчеты дать - Баллистические или финансовые? и чертежи предоставить и техническое описание. Американцы требуют педоставить логбук сборки ЛА с фотографиями, на которых в различной степени готовности есть ЛА и его владелец (заявитель).

формулировку в студию!
 
К сожалению нет нормального разделения по видам допуска к летной эксплуатации  🙁 весь документ представляет собой винегрет из американских правил, собственных придумок и заблуждений, хотя проглядывается желание навести порядок.

Необходимо в самом началедокумента ввести классификацию допусков к летной эксплуатации и соответственно ограничения п ним.

Необходимо разделить 2 стадии допуска к летной эксплуатации как в штатах (stage "A" и "B")
stage "A" - разрешены полеты в ограниченном воздушном пространстве, указанном экспертом при осмотре ВС на аэродроме базирования. Сразу после подписания экспертом акта осмотра, ВС может пдниматься в воздух для проведения облетов. Срок действия stage "A" не ограничен. После налета 40 часов на ВС и подписании акта допуска к летной эксплуатации оно получает stage "B" и неограниченную область полетов. При смене воздушнго винта/двигателя/планера ВС автоматически возвращается в stage "A" без прерывания полетов налетывает 40 или менее часов и после акта оценки переходит в stage "B". Таким образом процесс летной эксплуатации не прерывается. Следует отметить, что для проведения нормального облета вновь построенного ВС 40 часов необходимо и достаточно, но это довольно длительная процедура. Некоторые ВС налетывают 40 часов в течение года или более, на сегодняшний день облет произвдится "для галочки" и не соответствует каким либо разумным требованиям.
 
Не требуется. Считается что владелец, изготовивший ЛА, способен производить самостоятельно его обслуживание. Собирать в большую кучу для предоставления на "высший суд" инструкций прилагаемых к тормозным колодкам и методике контроля заклепок фиксации оных довольно бесполезное занятие. Завтра владелец купит у другого производителя и будет пользоваться другой инструкцией. Вы ещё утверждать возьмитесь эти мануалы и от авто и от мотоциклов и от сенокосилок.  

Во первых все мануалы даже на газонокасилки утвердаются, как минимум, производителем и рассматриваются при сертификации если таковая предусмотренна.

Во вторых у нас в ВК так написано. Можно конечно это поменять, но ждать долго.

А самое главное, если вы продадите свою сокровище, то как его будет эксплуатировать новый счастливый обладатель? А ведь продается подавляющее большинство "сокровищ"!
 
формулировку в студию!

Дам чуть позже.

По правилу 51% тоже нужно сделать документ, аналогичный американскому, заодно освободть изготовителей компонентов и КИТов от небходимости получать соответствующие лицензии и нести ответственность за построенное впоследствии ВС. Именно это позволило в США получить взрывной рост этой индустрии.
 
И потом, г-н Шнырев как Вы думаете кто нибудь будет Вам сообщать о полной замене консоли крыла например, зная что завтра он попадет на кучу денег по повторному прохождению процедуры и год простоя на аэродроме? Если сообщит - отнимайте у него сразу ВЛЭК пожизненно. Т.к. человек неадекватен.  

Ха, есть масса людей, причем весьма в авиации уважаемых, которые любого, кто полетел на самоделки предложать больше никогда не подпускать к самолету даже в качестве пакса.
Не аргумент )))
 
не не согласен. Если я на старости лет что-нибудь спроектирую - мне по заказу сделают - то хочу считать это самоделкой

Если Вы лично будете присутствовать при его постройке это ДОЛЖНО считаться Вашей постройкой. Доказательством являются Ваши фото в процессе постройки. Подразумевается, что самостоятельное строительство ВС даже с коммерческой помощью (офицально) преследует цель обучения изготовления ВС владельца и не суть важно, своими руками он это делает или только наблюдает за процессом постройки. Многие ВС строятся командами из нескольких людей и чем сложнее ВС, тем больше может быть команда, но записывается в сроители только заявитель и только он впоследствии может обслуживать своё ВС. Это ограничение как раз и снимает необходимость наличия эксплуатационной документации.
 
Ха, есть масса людей, причем весьма в авиации уважаемых, которые любого, кто полетел на самоделки предложать больше никогда не подпускать к самолету даже в качестве пакса.

"Real pilot fly homebuild" - это написано на моём авто  😎

Это не аргумент. Посмотрите что Вы написали в своём абзаце и что последует за заявлением о проведении ремонта, даже незначительного и поймете, о чём я пишу.
 
К сожалению нет нормального разделения по видам допуска к летной эксплуатации

Что есть "виды допуска к летной эксплуатации" ???
Это о чем? Что и на что надо разделять???

весь документ представляет собой винегрет из американских правил, собственных придумок и заблуждений, хотя проглядывается желание навести порядок.

Любой документ на свете состоит из нечто подобного. И к тому же,"ВЕЛИКИЙ КОНСТРУКТОР", полегче. Над "придумками" и "заблуждениями" специалиста с моим опытом в обсуждаемой не вам надсмехаться.  
 
Приложение № 4
[highlight]Группа [/highlight]экспертов в составе:
Руководитель группы
...      
Нужно уйти уже от коллективной безответственности. Подпись эксперта (представителя государства) должна быть одна.

Да и "группа" подразумевает как минимум два человека. А им же платить надо - предпосылка для неоправданного увеличения стоимости процедуры.

КАРТА ДАННЫХ
...
содержит основные эксплуатационные ограничения и характеристики [highlight]единичного экземпляра[/highlight] воздушного судна ...
Вроде термин искоренили - нужно и тут исключить.
 
Если Вы лично будете присутствовать при его постройке это ДОЛЖНО считаться Вашей постройкой. Доказательством являются Ваши фото в процессе постройки. Подразумевается, что самостоятельное строительство ВС даже с коммерческой помощью (офицально) преследует цель обучения изготовления ВС владельца и не суть важно, своими руками он это делает или только наблюдает за процессом постройки. Многие ВС строятся командами из нескольких людей и чем сложнее ВС, тем больше может быть команда, но записывается в сроители только заявитель и только он впоследствии может обслуживать своё ВС.

Это откуда следует, а?

Это ограничение как раз и снимает необходимость наличия эксплуатационной документации.

До первой продаже. Большая "самоделок" часть у нас сразу, иногда даже до первого полета продается!
 
Назад
Вверх