Вот такая статейка для понимания проблемы -
http://exp-aircraft.com/library/alexande/rules.html
Мы слышим слово "экспериментальный" используемый в спортивной авиационной индустрии на регулярном основании. Самое общее использование слова "экспериментальный" применяется к классификации свидетельства летной годности, используемого для самолета любительской постройки. Это отличается от категории летной годности, назначенной на самолет, который серийно, произведен изготовителем, который затем продается широкой публике. Я исследую точное значение слова, "экспериментальный" позже в этой статье. Достаточно, сказать, что FAR's (Федеральные Авиационные Правила) имеющие отношение к эксплуатации экспериментальных самолетов могут быть запутывающими. Я попытаюсь разъяснить беспорядок, который существует и упростить правила, как они применяются к изготовлению самолета. Каждая фаза постройки и эксплуатации самодельного самолета будет обсуждена наряду с применимыми инструкциями.
Вообще, мы очень привелигированы, иметя только минимальное число правил, которые фактически описывают постройку и полеты наших самолетов любительской постройки. Когда изготовитель планирует массовое производство самолетов, ему требуется в соответствии с FAR's соответствовать стандартам проекта, которые детализированы в Части 23 FAR. Эти правила очень ограничительны, для проектирования, веса, скорости, и т.д.. Строители-самодельщики не ограничены Частью 23 или любыми другими сертификационными правилами. В основном, наше единственное ограничение - то, что мы должны строить и собирать большую часть самолета (прим. переводчика - Известное правило 51%). (Большинство изготовителей КИТ комплектов самолетов фактически добровольно выполняет руководящие принципы Части 23.) Часть 23 названа "Стандарты Летной Годности: Normal, utility, acrobatic, and commuter категории самолетов." Как строитель своего собственного самолета, который не будет произведен серийно, мы ограничены только нашим воображением и изобретательностью. Конечно, когда мы строим наш собственный самолет, мы собираемся налагать строгие ограничения и запреты относительно качества изготовления, используемые материалы, и т.д.. Мы конечно хотим иметь безопасный, надежный самолет для полетов, чтобы перевозить наших пассажиров.
Давайте определим "экспериментальную" категорию и посмотрим, как это применяется к нашему самолету любительской постройки. Чтобы легально летать в Соединенных Штатах, мы должны иметь 4 документа на борту; свидетельство летной годности, свидетельство о регистрации, копия таблицы эксплуатационных ограничений, и таблицу веса и балансировки для нашего самолета. Свидетельство летной годности классифицированы под 2 категориями согласно FAR 21.175 - стандартные и специальные. Стандартные свидетельства летной годности выдаются для большинства самолетов серийного производства, и они обычно классифицируются под категорией - "Normal". Мы интересуемся специальными свидетельствами летной годности, которые далее раздроблены на несколько дополнительных категорий, одной из которых является "экспериментальная". Экспериментальные свидетельства летной годности выдаются для различных целей. Эти цели: (1) научные исследования и разработки, (2), для проведения летных испытаний, чтобы показать соответствие с требованиями летной годности, (3) для тренировки экипажей, (4) для выставок, (5) для воздушных гонок, (6), для проведения исследований конъюнктуры рынка и коммерческих демонстраций, (7), для эксплуатации самолетов любительской постройки, и (8), для эксплуатации самолетов построенных из КИТ комплекта, который был собран представителем фирмы изготовителя, являющейся держателем свидетельства производства этого комплекта.
Мы будем прежде всего касаться номера 7, эксплуатации самолетов любительской постройки. Полностью 95% всех самолетов, которые мы строим из по чертежам или из КИТ комплекта, будут сертифицированы согласно классификации "любительская постройка". Цель, номер 8, классификация построенных из КИТ комплекта самолетов, применима только к фирмам изготовителям КИТ комплекта, которые удостоверили, что их самолет имеет сертификат типа "primary category". До настоящего времени, только один изготовитель КИТ наборов попал в эту категорию по моим данным. Все другие изготовители КИТ наборов продают свои комплекты, которые классифицируются под экспериментальным свидетельством ради эксплуатации как самолетов любительской постройки. FAR 21.191 (g) - сердце всех правил для строителя самолета. Это правило заявляет следующее: "Эксплуатация самолета любительской постройки. Эксплуатация самолета, главная часть которого была изготовлена и собрана людьми, которые предприняли этот проект исключительно для их собственного образования или отдыха." Это регулирование - сущность строительства самодельных самолетов. Намерение классификации очень понятно. Заметьте, что один или более людей могут строить самолет, но они должны строить его только для их собственного удовольствия или образования.
.........
Переводить много. Постраюсь позже перевести, но главная мысль уже приведена в переведенном тексте.