Re: Як-12 или Вилга вот в чем вопрос...

Друзья, я сейчас к моему глубокому сожалению продаю свой Як-12м, и на своей ветке продажи столкнулся с обсуждением о том какой самолет лучше и практичнее покупать, и чтобы не засорить ветку продажи и помочь в определении с ВС потенциальных владельцев да и просто для общего понимания форумчан предлагаю обсудить здесь, преимущества и недостатки этих двух ВС перед друг другом. Почему я поместил в раздел Зарубежных серийных самолетов, да потому что одно и второе воздушное судно производилось в соседских когда-то братских для нас государствах.
Ну ПОЕХАЛИ...
 
Для перелетов  и полетов по маршрутам однозначно - Як-12А, для аэродромных полетов и полетов на площадки Як-12М или Вильга. Для буксировки Вильга или опять же Як-12М с мотором м-14.
А Як или Вильга как говорится на вкус и цвет, кому что нравится. :~)
 
Любой самолет рано или поздно своего покупателя найдет (есть фанатики Яка,есть и другие),но,исходя из практических соображений, предпочтительнее Вильга,как более молодая.ИМХО
 
По мне Вильга🙂 Во первых я на ней летаю, Во вторых удобнее говорят таскать планеры! для меня это решающий момент 🙂
Як 12А мне нравится больше внешне. Ну и скорость говорят у него поболее чем у Вильги.
 
Может проще воспользоваться поиском ?

Про Вильгу - http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1259317733
Про ЯК-12 - он ЛЕТАЕТ. Это всЁ.
 
sanny сказал(а):
Может проще воспользоваться поиском ?

Про Вильгу - http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1259317733
Про ЯК-12 - он ЛЕТАЕТ. Это всЁ.

+1000
У нас в клубе две Вильги ДОСААФ и три частных Як-12М так вот так оно и есть....Як и просто летают причем и зимой на лыжах а Вильги геморойничают со стабилизатором,бензобаками,датчиками уровня топлива,тормозами и тд. Но что поделать если Покрышкин в свое время отыгрался на Яковлеве заменив Як-12 на Польскую вильгу...и весь ДОСААФ терпит до сей поры...
Хотя мое личное мнение Вильга лучше (крепче по шасси) но то же шасси у Як-12 по устойчиеве за счет того что колея разезжается и менее склонен самолет к циркулю.
 
Есть небольшой опыт на В-35а (200ч) и на Як-12м (80ч), в основном буксировка планеров, в т.ч. с подбором с площадок. Плюс 14 лет обслуживания Вилги и 4 года обслуживания Як-12.

По-своему хороши оба самолета, оба нравятся. В ежедневной технической эксплуатации Як немного проще.
По моему опыту, отдельного внимания требуют:

- резиношнуровой амортизатор основных шасси;
- регулировка дифференциальных клапанов тормозной системы (сделать один раз и забыть);
- механизм фиксатора хвостового колеса.

Вилга, при всей своей цельнометалличности, имеет ряд конструктивных заморочек. Которые для опытного техника не такая уж проблема:

- люфт переднего узла стабилизатора (устранив один раз заменой болта и установкой добавочных шайб, не требует вмешательства 200-250 часов, при малейших признаках люфта как правило требуется лишь протяжка);
- прокачка тормозной системы (вообще не проблема, если делать ее «снизу вверх»);
- трещины в топливных баках (при эксплуатации на неровных площадках, подобранных с воздуха: да, проблема – снятие консоли, бака, аргоновая сварка и т.д.)
- трещины в обшивке корневой части крыла (опять же, при эксплуатации с ямоканавочных площадок) – лечится своевременным обнаружением и установкой дополнительных стрингеров в корневой части крыла;
- тонущие поплавки и трескающиеся колбы топливомеров (лечится раз и навсегда заменой поплавка на пластиковый ВАЗовский и заменой родной колбы на самодельную из бензостойкого оргстекла);
- слабый кронштейн амортизатора хвостовой лыжи, безопасная эксплуатация допустима только на укатанном или неглубоком снегу;
- слабые фюзеляжные кронштейны нижних узлов навески двигателя (требуют усиления шпангоута  в месте установки), а при установке М-14П в обязательном порядке)
Других заметных конструктивных болячек не припомню.

В летной эксплуатации:

У В-35 несомненно, лучше эргономика в целом. Отличный обзор, гораздо ниже нагрузки на ручке управления по сравнению с Яком.
Но требует повышенного внимания и хорошей влетанности при посадках с боковым ветром, особенно с максимальным весом и на твердое покрытие. Выпуск закрылков на 44 несколько снижает поперечную управляемость на малых скоростях. По моему опыту, посадка на грунт с боковой составляющей до 5-7 м/с, но с закрылками на 21, вполне допустима. На ИВПП – боковая составляющая не более 4-5 м/с. Формально по РЛЭ – 3 м/с независимо от типа покрытия.

Як-12м при равном двигателе имеет лучшие ВПХ относительно Вилги, способен взять при без особого напряга лишние 50-80кг груза. Огромный багажник с удобной загрузкой сбоку.
Буксировка планеров на нем более эффективна. У В-35 наивыгоднейшая скорость буксировки 115-120 км/ч, у Яка – 110-115 км/ч. Что выливается в дополнительные 0,5-0,7 м/с скороподъемности. Правда, при меньшей чем у Вилги нагрузке на крыло, буксировка на Як-12 в хорошую термичку превращается в достаточно творческое занятие. Ручкой приходится постоянно работать с большой амплитудой. За смену буксировочных полетов на Яке реально устаешь. А на Вилге – куришь бамбук  🙂

При посадке на неровные подобранные площадки, Як, на мой взгляд, имеет преимущество за счет колес большего диаметра и меньших скоростей взлета и посадки. Достаточно большие кротовины, например, колесо просто режет, а не перескакивает. Разница в расстоянии от лопасти до земли между Яком и Вилгой не такая и большая: 0,49 против 0,54 в пользу Вилги.
Боковой ветер на посадке Як переносит гораздо лучше Вилги. Но, повторю, нужно следить за механизмом фиксации хвостового колеса, который фиксирует колесо с РН при взятии ручки управления «на себя». Если колесо не застопорится, при умеренном боковике «циркуль» гарантирован.

Подводя итог, если бы самолет мне был нужен для покатушек с аэродрома, с периодической необходимостью летать с подбором, взял бы Вилгу. Для буксировки, путешествий, посадок с подбором – Як-12м, несмотря на необходимость регулярной перетяжки. В этом, казалось бы, «минусе» спрятан немаленький «плюс»: возможность периодического детального, визуального контроля силового набора элементов планера.
 
to Administrator ,
Вооот наконец, настоящий практичный экспресс букварь , наверное можно добавить и про рулежку на малых скоростях на  Вильге и при порывчастом ветре порядок торможения , чтобы не капотнуть , возможно это есть в РЛЭ.
Большое спасибо за авторитетную рекомендацию.
Ээх як-12 пестня полетать бы да Орел занят вопросами серьезными.
Dima1 сказал(а):
Друзья, я сейчас к моему глубокому сожалению продаю свой Як-12м, и на своей ветке продажи столкнулся с обсуждением о том какой самолет лучше и практичнее покупать, и чтобы не засорить ветку продажи и помочь в определении с ВС потенциальных владельцев да и просто для общего понимания форумчан предлагаю обсудить здесь, преимущества и недостатки этих двух ВС перед друг другом. Почему я поместил в раздел Зарубежных серийных самолетов, да потому что одно и второе воздушное судно производилось в соседских когда-то братских для нас государствах.
Ну ПОЕХАЛИ...
а что за название страны Польша могут забанить или гебешники заберут)))
Такие краткие рекомендации нужно вкладывать для всех самолетов кратко и правдиво.
Спассибо!!!
 
Назад
Вверх