Перенесено из другой группы
_________________
ВИЛЬГА-35 - ПОДБОР ПЛОЩАДОК
Алгоритм
1. Размеры и фактура (оцениваем с 500 метров)
2. Уклоны и неровности (оцениваем с 300 метров)
3. Место приземления с учетом направления ветра (оцениваем с 200 метров с проходом)
4. Приземление и последующий взлет.
А. Особые случаи и возможные ошибки.
Б. Тренировки
1. Размеры и фактура --500 метров.
Выбор:
-- с высоты 500 метров (или выше) - находим район площадок, которые подходят по размерам и фактуре (больше аэродрома, как аэродром, меньше аэродрома)
-- выбрав подходящую площадку, а еще лучше -чтобы было 2-3 рядом - снижаемся до 300 метров и оцениваем уклоны и неровности
Оценка размеров:
-- Вильга с одним-двумя пилотами и без планера НА АЭРОДРОМЕ имеет разбег 150-200 метров и далее еще 150 метров для набора выше препятствий. Примечание: препятствия пересекаем не "впритык", а с запасом, причина будет описана в конце.
-- при разбеге с густой травы или мягкого грунта разбег увеличивается примерно в полтора раза. Берем с запасом 2
-- поэтому нам нужна площадка не менее 450 метров, если мы не знаем ее реальное состояние. В идеале - в створе взлета нет препятствий.
Оценка фактуры: ситуации "однозначно нет", "однозначно да", "скорее да, чем нет"
-- однозначно нет: высокие посевы - выше 30 см вы повредите винт, особенно касается колосьев, они очень твердые.
-- однозначно нет: кукуруза и подсолнухи - туда приземлиться невозможно без поломки самолета
-- однозначно нет: песок - скорее всего, самолет станет на нос
-- однозначно нет: пашня - скорее всего, самолет станет на нос
-- однозначно нет: дорога на насыпи - понятно почему, надеюсь.
--однозначно да: пастбища, как правило поблизости ферма. Утоптанная поверхность с короткой травкой. Не размокает даже в сильные дожди. Но нужно смотреть, чтобы не было камней,корыт-поилок и труб. Если есть - то они сверху отлично видны сверху
--однозначно да: скошенное поле, как правило видны комбайны и валки убранного урожая или сложенные в копны или сложенные в рулоны. Практически не размокают (корневища сильно укрепляют почву)
-- однозначно да: луг с невысокой травой. Неровности хорошо просматриваются. Не путать с кормовыми культурами - они плотнее и затрудняют взлет, хотя и невысокие
-- скорее да, чем нет: культивированная проросшая пашня. Сейчас вспашка делается подрезающими плугами, и сразу же культивируют дисковыми культиваторами, буквально на следующий день - и сеят, сразу же. Как только посев начинает прорастать, площадка пригодна - но нужно смотреть за дождями, после дождей посев размокает
-- скорее да, чем нет: кормовые культуры - они невысокие, но плотные. Разбег увеличится вдвое.
-- скорее да, чем нет: полевые дороги - они достаточно протяженные в прямых участках, но требуют внимания и размокают после дождей. Смотрим отсутствие канав по краям
Визуальные оценки:
-- размеры площадки определяем глазомерно: больше аэродрома, меньше аэродрома, как аэродром. В случае сомнений - сопоставляем с наземными ориентирами, определяем по карте, используем правило наклонной дальности: при угле визирования 45' боковое уклонение равно высоте. С 500 метров, посмотрев влево под 45' вниз, вы найдете то, что отстоит от вас на 500 метров. Отсюда можно сопоставлять,
-- наличие препятствий, ОСОБЕННО проводов ЛЭП. Это могут быть и магистральные ЛЭП, и районные. Последние куда менее заметны, но нужно их внимательно высматривать
-- фактура: скошенные поля хорошо видны за несколько километров - техника, валки, копны, рулоны. Распаханные поля коричневые, зеленоватый оттенок - признак проросшего посева. Луга - темно-зеленая ОДНОТОННАЯ трава. Кормовые культуры - зелено-салатовые, с пятнами. Высокие посевы - светло-салатовые, с белизной, почти однотонные, туда даже не думать. Созревшие посевы - желто-соломенного цвета, туда даже не думать
-- размеры: пройдитесь над краем поля и внимательно посмотрите край посева. В сравнении с размерами дороги (2 метра) без труда определите высоту посева. Там же (на краю поля) оцените и состояние почвы (есть ли комья земли или она ровная).
-- оценка ветра: рябь на ближайшем водоеме, движение пыли, движения растительности, движения дыма. Ветер на аэродроме принимать только как справочный, в районе посадки он может поменяться. В термическую погоду ветер будет "гулять" очень сильно.
-- отличие пашни от культивированной почвы: по цвету они идентичны. Но - вспашка подрезным плугом ведется без разворота плуга. А культивация дисковыми культиваторами - с разворотом. Поэтому когда вы оказываетесь над большим коричневым полем - то внимательно смотрите: если борозды вдоль поля доходят до конца и обрываются, то поле свежераспаханное. Если борозды доходят до края поля и делают полукруг, после чего переходят в новые борозды и т.п. - то поле откультивировано, поверхность ровная.
2. Уклоны и неровности - 300 метров.
Снизившись до 300 метров, оцениваем уклоны и неровности площадки:
-- общие уклоны с учетом ветра
-- неровности в виде промоин и бугров
-- неровности в виде дорог и ручьев - дороги бывают старые, но они хорошо видны. Русла ручейков (промоины) мелкие, но неприятные, видны хорошо.
-- учитываем, что взлет на уклон увеличит разбег вдвое плюс после отрыва вы будете набирать скорость параллельно рельефу местности, если впереди препятствия - то это плохо
-- бывает, что лучше взлетать под уклон с легким попутным ветром, чем на уклон, но против ветра
-- если на скошенном поле небольшие борозды, то при ветре до 5 м/ч садимся ПАРАЛЛЕЛЬНО бороздам, с боковой составляющей, а более 5 м/с садимся ПРОТИВ ВЕТРА, даже под углом к бороздам
-- оцениваем подходы: как будет построена посадка и последующий взлет - препятствия, ветер, дистанция
-- намечаем место 3 и 4 разворотов для построения посадки
-- намечаем место приземления и снижаемся до 200 метров
3. Место приземления с учетом ветра - 200 метров.
--на 200 метрах еще раз проходим вдоль по выбранному курсу посадки и взлета, держимся правее
-- внимательно осматриваем место приземления и взлета на предмет камней, канав и нор
-- пройдя вперед, разворачиваемся на 180 градусов и делаем проход с обратным курсом
-- проход делаем на закрылках +22 на скорости 120 на высоте 5-6 метров
-- к земле не жмемся, чтобы заниматься осмотром, а не отвлекаться на пилотирование
-- финально осматриваем зону приземления и принимаем решение о посадке.
-- если да, то...
4. Заход и приземление (100 метров) и последующий взлет
-- на высоте 100 -120 метров следуем в район ТРЕТЬЕГО РАЗВОРОТА
-- сделав третий разворот, на пути к четвертому - уточняем расчет, оцениваем препятствия, сосредотачиваемся на построении посадки
-- ЗАКРЫВАЕМ створки маслорадиатора и обдува цилиндров, иначе потом будем часами отмывать мотор и радиатор
-- выполняем 4 разворот и выпускаем закрылки, снимаем триммером нагрузку (важный момент, дальше понятно почему)
-- глиссаду строим так, чтобы пройти препятствия на высоте не ниже 10 метров от них. Потому что в случае плотного ветра, а тем более сдвига ветра - можно попасть в ротор и получить просадку на малой высоте
-- закрылки. Для опытных - полные, +44. Но техника пилотирования должна быть безупречной. Лучше тренироваться на аэродроме. Если опыта нет - закрылки только +22.
-- подход к точке выравнивания - выполняем на оборотах
-- после выравнивания и на выдерживании - поддерживаем самолет оборотами (особенно при закрылках +44)
-- на оборотах касаемся земли колесами и оцениваем твердость грунта. Лучше даже коснуться и снова приподняться - если позволяет дистанция.
-- при признаках "затягивания" самолета вперед в первой части пробега - двигаем газ и уходим прочь, скорости и мощности еще хватит
-- если самолет бежит нормально, то плавно убираем обороты и следим за поведением самолета
-- тормозами пользуемся только в конце пробега, давим на гашетки короткими импульсами и оцениваем поведение
-- ни в коем случае не пытаемся свернуть в сторону в конце пробега - только полная остановка на тормозах и последующее руление
-- после остановки проруливаем на дистанцию разбега х2 (с запасом), проверяем качество поверхности
-- рулим обратно в точку взлета, разворачиваем самолет против ветра, выключаем
-- створки охлаждения ОТКРЫВАЕМ
-- взлет: зажимаем тормоза и устанавливаем взлетный режим. Створки жалюзи и маслорадиатора ЗАКРЫТЫ
-- отпускаем тормоза и начинаем разбег. Сохраняем направление и контролируем дистанцию.
-- если к половине дистанции не набрали половину скорости отрыва (85-90 км\ч) - взлет прекращаем
-- если набрали, то помогаем оторваться закрылками
-- после взлета не забываем открыть створки охлаждения
А. Особые случаи и возможные ошибки
А1) грунт оказался мягче, чем ожидалось.
Нормальная прочность грунта ("как на аэродроме"): 10 кг/кв.см. Минимальная прочность грунта: 3 кг/кв.см. Проверяется просто: станьте на каблук. На аэродроме он провалится на 1-1,5 см. Если на площадке вы провалились каблуком глубже 3..3,5 см, то это уже слишком мягко. Рекомендуется это делать при осмотре площадок возле аэродрома на автомобиле. Учитываем, что на одной и той же площадке могут попадаться более мягкие пятна, особенно в низинах.
-- если во второй части пробега вас потянуло вперед, то дать газ и уйти вы уже не сможете. Если увеличение оборотов не помогает и самолет поднимает хвост, то выключаете магнето, сразу и без колебаний: у вас будет 1-2 секунды на принятие решения. Если успели, то, скорее всего, сохраните винт. Если самолет при этом станет на нос, то винт останется цел. Вернуть самолет обратно нужно аккуратно, разумеется (при помощи веревки, которая ДОЛЖНА быть на борту), потянув за хвост.
-- если вы завязли в мягком грунте (дискованная пашня, проросший посев), то не пытайтесь выбраться тягой. Выключите двигатель, откопайте землю впереди колес, потолкайте самолет вперед-назад, чтобы примять грунт Затем запускайтесь и рулите без остановки в то место, откуда наметили взлет.
-- при рулении по мягкому грунту - рекомендуется проехать взлетную дистанцию с обратными курсом, затем развернуться и СТАТЬ В СОБСТВЕННУЮ КОЛЕЮ. С неё и взлетать. Возможно, придется проделать это укатывание колеи несколько раз.
-- перед взлетом с мягкого грунта рекомендуется прокатить самолет вперед-назад несколько раз, чтобы примять землю и облегчить страгивание
А2) выбор места приземления - грунтовая дорога.
Это почти идеальная ВПП в сухую погоду. Если у вас есть сомнения в фактуре площадки, то хороший выбор - приземлиться на дорогу, которая проходит вдоль поля, и затем осмотреть площадку и принять решение о дальнейшем взлете, можно будет взлететь и с дороги. Это вариант - с особенностями: по краям не должно быть канав, посевы должны отстоять от дороги на 2-3 метра. Техника пилотирования должна быть идеальной - тренируйтесь на аэродроме. На приземлении не допускать скольжения, даже небольшого. Посадка выполняется против ветра или со слабой боковой составляющей, направление выдерживается очень тщательно. Если дорога плавно поворачивает, то стройте посадку так, чтобы плавно подворачивать уже в конце пробега. Не пытайтесь подвернуть сразу после приземления.
А3) выбор места приземления - дорога с твердым покрытием.
Не касается насыпей и канав по обочинам, туда не приземляемся. На твердом покрытии будьте готовы предотвратить разворот влево в момент приземления. Остальное - как написано выше.
А4) заход через препятствия.
При ветре более 6-7 м/с будьте готовы к ротору над деревьями. Если площадка - поле на краю леса и ветер дует строго вдоль леса, и вы заходите через лесопосадку в торце (против ветра) - то будьте готовы к сильному сдвигу ветра и просадке над лесопосадкой. Делайте заход без закрылков и держите скорость на глиссаде не менее 140 км/ч . При просадке - устраняйте крен и старайтесь как можно быстрее "проскочить" зону ротора.
А5) посадка в сильный ветер
При ветре более 6-7 м/с садитесь без закрылков, если позволяет дистанция, или с закрылками +22. На глиссаде скорость 140 (без закрылков) или 125 (закрылки +22). Приземление только на три точки с гашением скорости на выдерживании (описано выше).
А6) животные, люди, техника
Имейте в виду, что пасущиеся животные имеют тенденцию кидаться под самолет. Лучше садиться в стороне от них.
Если на площадку приехали люди, то обязательно оговорить:
-- винт не трогать
-- к мотору не приближаться
-- поставить автомобили слева и сзади
-- перед взлетом стать слева и сзади от самолета - вы должны ясно видеть, что все стоят в стороне и никто не мешает взлету
-- выше написанное в особенности касается детей
Если есть сельхоз. техника, то не поленитесь съездить или сходить и оговорить намерения: когда и куда вы собираетесь взлетать. Не исключено, что площадка окажется распаханной раньше, чем вы успеете удалиться. С другой стороны, с механизаторами можно договориться, чтобы вам выкосили подходящий участок, если вы обнаружили, что вам не хватает дистанции, или помогли перекатить самолет на соседнюю площадку, если уж возникла такая необходимость.
А7) необходимость переруливания на другую площадку
Если площадка выглядит сомнительно, а приземлиться по каким-то причинам вам необходимо, то имейте "План Б" - вторую площадку, примыкающую к выбранной. Тогда у вас появится возможность перерулить на неё, лучше сразу обдумать такой вариант. Используйте дороги, проверьте съезды с дороги на поле. При необходимости пригласите механизаторов с техникой (еще раз: веревка на борту должна быть ОБЯЗАТЕЛЬНО).
А8) изменение ветра
После прохождения локального фронта ветер может поменяться существенно. Если вы выбрали вытянутую площадку - то обязательно предусмотрите такую возможность, если собрались остаться подольше.
А9) взлеты и посадки с уклонами и промоинами
Как уже говорилось, взлет на уклон чреват тем, что вы будете набирать высоту, двигаясь параллельно поверхности. Если вы решили взлетать так, то возьмите тройной запас по дистанции. Рассмотрите возможность взлета под уклон с попутной составляющей, если ветер менее 5 м/с. Если впереди нет препятствий, то взлет под уклон будет предпочтительнее.
-- всегда оценивайте уклоны в контексте курса приземления: при приземлении нужна нулевая вертикальная скорость С УЧЕТОМ УКЛОНА. Не забывайте выполнять выравнивание раньше, чем обычно - и с повышенными оборотами.
-- КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя садиться на уклон с низким выравниванием и малыми оборотами - вы просто перевернете самолет.
-- садясь на поле с промоиной, и выбрав посадку поперек промоины, рассчитывайте место приземления на её дальнем краю, на ровное горизонтальное место. Избегайте приземления до промоины с пробегом в неё. Выравнивание и выдерживание выполняйте как обычно, не углубляясь в саму промоину - это будет ошибкой, вы можете создать приземление "на уклон" (детали см. выше).
-- выполняя взлет с поля с промоиной и выбрав взлет поперек промоины, постарайтесь взлетать по ее более пологому краю. Вы можете начать разбег через промоину (если вы ее осмотрели), но ваша дистанция разбега увеличится минимум вдвое от обычной.
А10) полеты в жару, с полной заправкой и пассажирами
Учитывайте, что в жару (выше +28С) тяга падает существенно. Увеличьте взлетную дистанцию минимум в полтора раза.
С полной заправкой и пассажирами в жару - увеличьте взлетную дистанцию В ТРИ РАЗА (с учетом набора до препятствий с запасом - всего около километра).
Не пользуйтесь автобензином выше +28..30 градусов: либо Б-91/115 (или 100LL) - либо, в крайнем случае, смесь из 1/3 автобензина и 2/3 авиабензина. Дело и в детонационной стойкости, и в давлении насыщенных паров.
А11) отказ о построения захода с разворотом на 180 градусов.
Делая заход с разворотом на 180 градусов, вы лишаете себя возможности точно оценить дистанцию до точки входа в глиссаду. Особенно если нет характерных ориентиров. То есть вы развернулись на 180 градусов и обнаружили, что сделали разворот "слишком близко" - далее начинаются метания. Чтобы их не было, возьмите себе за правило делать заход с 3 и 4 разворотами. Тогда на пути от 3-го к 4-му - вам будет совершенно ясно видна картина и на площадке, и над препятствиями, и вы сможете выстроить посадку совершенно точно.
А12) правило трех проходов
С течением времени выработано правило "три прохода", Вы осмотрели площадку, сделали проход и не уверены: "скорее, да" или "скорее, нет". Решили выполнить повторный проход для осмотра. Если после трех проходов и осмотров у вас не возникла убежденность в безопасной посадке и последующем взлете - улетайте. Не ищите приключений, ищите другую площадку.
Б. Тренировки
Тренировка 1: летая в районе аэродрома, замечайте, как выглядят его размеры с высот 1000, 500, 300, 200, 100 метров - вертикально вниз и наклонно. Это тренировка глазомера. В дальнейшем вы научитесь легко определять размеры площадок: "как аэродром, больше аэродрома, меньше аэродрома". Посмотрите, как выглядит критическая дистанция 450 метров - обратите внимание, как это расстояние смотрится с разных высот и под разными углами. Примечание: дистанция - это с набором высоты более 15 метров над препятствиями.
Тренировка 2: летая в районе аэродрома, выбирайте площадки, которые вам кажутся пригодными по фактуре. Затем отправляйтесь к ним на машине и смотрите, как они выглядят на самом деле. Оценивайте твердость почвы, став на каблук. Оценивайте высоту растительности. Оценивайте дистанции и подходы. Делайте это регулярно, особенно после затяжных дождей - не ленитесь проверять твердость грунта.
Тренировка 3: посадка с закрылками +44. Самолет ощутимо тормозит и гасит скорость. Учтите, что для нормальной управляемости нужно держать не менее 110 км/ч (а лучше 120). Самолет при этом сильно опускает нос, глиссада становится очень крутой. Для начала увеличивайте обороты и компенсируйте снижение тягой. Выравнивание выполняйте выше, чем обычно - в два приема: сперва перевод в горизонт (оценивайте просадку, добавляйте газ, если нужно), затем переводите в трехточечное положение. Ваша цель тренировки - добиться того, чтобы самолет с закрылками +44 в трехточечном положении "повис в воздухе", то есть летел горизонтально, после чего плавной уборкой газа выполняется приземление. В дальнейшем можете делать глиссаду круче, чем обычно - но не забывать про своевременное выравнивание и запас тяги.
Тренировка 4: посадка без закрылков. Глиссада на скорости 140, затем выравнивание и перевод на три точки. Ваша цель - добиться того, чтобы приземление происходило на три точки на скорости 90-100, но не более 100. Пользуйтесь этим в сильный ветер.
Тренировка 5: посадка с боковым ветром. Боковая составляющая максимум 3 м/с - и этому есть причины: запас по педалям, для предотвращения разворота на ветер. Помните, что в первой половине пробега вы должны четко выдерживать направление и забыть о тормозах. Во второй половине пробега вам понадобится давать педаль "под ветер", чтобы удержать самолет на прямой. Возможно, вам понадобится пользоваться и тормозами для этого. Оцените тонкость всех граней в этом процессе - это не должно быть для вас сюрпризом и заставать вас врасплох. Начинайте с небольшой боковой составляющей, далее постепенно увеличивайте.
Тренировка 6: касание разными колесами. Отличное упражнение, чтобы отработать глазомер в определении момента приземления. Выберите полосу подлиннее. Сделайте заход без закрылков на скорости 140. После выравнивания установите скорость 110 - это еще не трехточечное положение, хотя и не горизонтальное. Осторожно коснитесь полосы сперва одним колесом, затем приподнимите самолет - и коснитесь полосы другим колесом. Снова приподнимите, переведите на три точки, погасите скорость и приземлитесь нормально. Ваша цель - точно определять момент приземления "по ощущениям", не глядя на колесо.
Тренировка 7: посадка на дорогу. Начинайте на аэродроме - разметьте полосу небольшими ясно видными метками, например фанерными или пластиковыми квадратами. Надежно закрепите их выложив "дорогу" длиной метров 150-200, строго по прямой линии. Выполните приземление по краю этой "дороги" - то есть чтобы левое колесо было в 20-30 см от линии меток. Добейтесь того, чтобы траектория пробега не отклонялась. Затем проделайте то же упражнение с боковым ветром. Добейтесь точного руления. Ваша цель - обеспечить идеально ровный пробег в любых условиях.
Тренировка 8: приземление в заданную точку. Ваша цель - приземляться в точно намеченное место полосы. Расположите на полосе хорошо видную метку. Выполняя приземление, выпустите закрылки полностью (+44) и вынесите точку выравнивания подальше. Ваша задача - "подвесить"самолет на оборотах на высоте 20-30 см, пролететь на этой высоте какое-то расстояние, при этом визуально наблюдая свою метку. А затем - убрать газ и приземлиться точно рядом с этой меткой. Это очень хорошее упражнение для отработки точного места приземления на площадке.
_________________
Всем спасибо.