Реставрация Ту-144 СССР-77115 в Жуковском

Thread moderators: ПЗ
Вчера Ту-144Д СССР-77115 поставили под ток!

Готовились несколько субботников. Изучали электросхемы, проверяли состояние проводки, обследовали релейную автоматику. В отличие от Монино, здесь не было вандализма кабелей и оборудования, да и сам самолёт новее.

516490_900.jpg


Агрегат аэродромного питания нам любезно предоставили буквально на пятнадцать минут, так как он был занят на действующей технике. К нашим работам вообще относятся очень лояльно и дружелюбно, что сильно непривычно после Монино. Выражаем огромную благодарность руководству и всем, кто помогает!

516653_900.jpg


Для штатного подключения наземного электропитания, на самолёте должны быть установлены аккумуляторы 27В. За их отсутствием, пришлось приобрести блок питания. Это сделал один из наших волонтеров.

517004_900.jpg


После подачи с земли 200/115В, в сети появилось напряжение и заработали бортовые выпрямители ВУ-6. Один почему-то не включился, надо разбираться.

517217_900.jpg

517389_900.jpg


В следующий раз, когда удастся получить аэродромное питание, будем подключать бортовые системы по-одной. Начнем с носа и крылышек, которые вчера снова пытались обслужить.
К сожалению, старая смазка в подшипниках засохла и не даёт прошприцевать пресс-масленки. Пока не ясно, что с этим делать.

518066_900.jpg


Параллельно велись работы по изучению состояния электрики трапа.

517871_900.jpg


В целом, схема его работы уже понятна, в следующие разы можно попробовать тоже что-то оживить, как это было сделано в Монино.

Жаль, что Монинский Ту-144 не пришлось вот так штатно поставить под ток, хотя мы шли к этому много лет. Увы...

20 августа в музее день открытых дверей. Музейщики объявили о возможности посещения Ту-144, есть даже фото, что они притащили трап. Но по факту, так и не открыли. Можно предположить сырость и плесень в салоне из-за отсутствия проветривания.
 
А вот интереснейший экспонат, который тоже мог бы очень пригодиться на Монинском Ту-144. Бортовая цифровая вычислительная машина "Орбита-10-144". Часть блоков не влезли в кадр.

IMG_20230819_144425.jpg


ОЗУ 1024 слова, ПЗУ 16К слов и ДЗУ 256 слов. Быстродействие: операции регистр/регистр — 125 000 оп/с, регистр/память — 125 000 оп/с, умножение — 62 500 оп/с, деление — 5 000 оп/с.
 
На 77115 не родной носовой обтекатель. Родной уехал в Зинсхайм. При перестановке, слегка нарушены зазоры (вроде как при замене капота на авто). Они регулируются некими эксцентриковыми гайками.
IMG_20230819_142644.jpg


IMG_20230819_142655.jpg


К сожалению, в техописании не указано, как их регулировать. Похоже, это была заводская операция. Если кто-то встречал что-нибудь похожее, напишите!
 
Засохшие пресс-масленки и шарнирные соединения очень хорошо помогает пробить винтовой шприц с жидкой смазкой. На конце шланга переходник который вворачивается вместо прессмасленки и за счет винта продавливает шарнир.

шприц1.jpg
 
Спасибо..мы такой использовали, но с обычной насадкой, а тут оказывается вворачиваюшиеся есть!
 
Вчера ПАО "Туполев" праздновало "день фирмы". Сотрудникам и их семьям показывали в частности Ту-144 СССР-77115. К сотрудникам Туполева примкнули таковые с ОАК (5 автобусов).

Мы решили использовать Монинский опыт и впервые показать 77115 в оживлённом виде, ведь его теперь можно ставить под ток.

518263_900.jpg


518450_900.jpg


518788_900.jpg


519005_900.jpg


519375_900.jpg


Будем надеяться, оживляж не останется незамеченным, и самолёт не забудут, не забросят.

Видео по ссылке:
https://77106.livejournal.com/video...=eyJpZCI6MjIzNTM4NywicmVjb3JkSWQiOjIyMzUzODd9


А в Монино дни открытых дверей утратили былой размах. Ту-144 больше не открывается, как и многие другие полюбившиеся посетителям экспонаты. Постепенно, время сотрёт следы многолетней реставрации
 
Пока больше ни одного субботника организовать не удается, проблемы с доступом 🙁
 
Пока больше ни одного субботника организовать не удается, проблемы с доступом 🙁
Да что же это за проклятье в России с авиацией?! Те, кто должен быть обязан сохранять, оберегать и восстанавливать музейные экспонаты, как государственное и народное достояние- ничего полезного не делают и даже препятствуют тем , кто готов делать их работу даже бесплатно. Почему в зарубежных музеях такого нет? Может это там патриоты? А тут одни приспособленцы и халявщики?
 
Да что же это за проклятье в России с авиацией?! Те, кто должен быть обязан сохранять, оберегать и восстанавливать музейные экспонаты, как государственное и народное достояние- ничего полезного не делают и даже препятствуют тем , кто готов делать их работу даже бесплатно. Почему в зарубежных музеях такого нет? Может это там патриоты? А тут одни приспособленцы и халявщики?
Тут все намного банальнее. Скажем так, пусть есть некий военный гарнизон, при нем солдатская баня. При бане начальник банно-прачечного комлекса. Гарнизон сокращают, начальник бани остется без работы. Далее... "через директор магазина, через завсклада..." ему находят должность главного хранителя фондов авимузея. Вопрос- может ли такой специалист "сохранять, оберегать и восстанавливать музейные экспонаты, как государственное и народное достояние"?! Ответ очевиден, нет конечно! У него нет ни опыта и нет никаких знаний в этой области. Более того, он ради сохраннения своей небольшой заработной платы, будет делать все возможное ради того, что бы скрыть свою некомпетентность. В этом случаи волонтеры для него представляют самую большую опасность, так как своей деятельность показывают полную профнепригодность такого руководителя.

P.S. Все совпаденния прошу считать случайными, а персонажи вымышлеными.🙂
 
Вчера после долгого перерыва удалось провести субботник на Ту-144Д СССР-77115!

Все получилось экспромтом, так что собрались малым составом.

Проветрили самолёт, осмотрели, просушили.
519899_900.jpg



Обслужили все двери.
519533_900.jpg


Теперь замки, ручки и петли легко двигаются, открываются и закрываются.

Ещё раз осмотрели узлы навески носа, который требует регулировки.

520126_900.jpg


Вроде бы понятно, как это работает. Постараемся изготовить специнструмент и попробовать в следующий раз.

520228_900.jpg



Вскрыли крышку, закрывающую выпрямительные устройства в техотсеке на борту.

520553_900.jpg


Предстоит разобраться, почему не все запускаются при постановке самолёта под ток.

На этом пока все. Будем надеяться, что субботники продолжатся. По Монино пока подвижек нет. Самолёт год стоит запертый, без сушки и проветривания. Даже если однажды разрешат снова бесплатно там поработать, может получиться так, что дальнейшая реставрация утратит смысл. Сгниет то, что было сделано в предыдущие годы. Симптоматично, что на дни открытых дверей музейщики его не открыли, хотя трап приволокли...
 
В субботу вновь удалось поработать на Ту-144Д 77115.

Наш почин решили поддержать работники ОКБ им.А.Н.Туполева, тоже на условиях волонтерства. Приехало довольно много народу самых разных специальностей, даже с детьми. Благо, им с доступом гораздо проще. Конструктора, инженеры, даже девушка из бухгалтерии. Очень похоже на рассказы старожилов о первых субботниках в Монино в 2005г.

Основную часть дня заняла чистка снега.

520716_900.jpg


Новички чистили проходы вокруг самолёта, обметали стремянку и трап, так как на крыле весьма скользко.
521048_900.jpg


В оставшееся время продолжали разбираться с электрикой в техотсеках под полом и за кабиной экипажа.

521419_900.jpg



В бытовке, куда пошли пить чай, случайно наткнулись на два блока управления прибором ИВР (индикатор вертикальных режимов), о котором неоднократно рассказывалось ранее. Эти блоки были приготовлены в подарок на Монинский борт 77106, но теперь, видимо, уже туда не попадут. Но и на 77115 они тоже отсутствуют, так что находка оказалась кстати. ИВРы теперь однозначно заработают!


Из неприятного: заклинила наружная ручка открывания входной двери. На нее есть чертеж и описание. Сняли крышку изнутри, пытались проливать, шприцевать, обстукивать, но безрезультатно. Будем надеяться, это лишь лёд, образовавшийся где-то внутри.
 
Здравствуйте! А о каких объемах идёт речь?
 
В субботу вновь удалось попасть на Ту-144Д СССР-77115. К сожалению, говорить о регулярной работе по поддержанию самолёта тут не приходится 🙁

Компанию нам вновь составили волонтеры от ПАО "Туполев", что очень здорово!
521702_900.jpg


Как видно из фото, главной задачей была чистка снега.

521786_900.jpg


522158_900.jpg


522454_900.jpg


522679_900.jpg


Кроме того, пришлось отогревать феном замок входной двери, который снова примерз.

522839_900.jpg


Пролили wd-40, вылилось много грязи.

523209_900.jpg


Поправили подпорку под хвостом самолета, которая из-за снега начала сползать.
И напоследок, немного позанимались электрикой.

523417_900.jpg


На этом пока все. Ждём следующей возможности.
 
Интересно как при эксплуатации убирали такие сугробы с ту-144. Ведь при таком крыле такой сугроб за ночь может надуть
 
Вы не поверите, но точно так же:
308005_800.jpg

Это фото подготовки к историческому полету 77106 по трассе Москва-Алма-Ата , же выкладывалось ранее. Подарено С.П.Авакимовым, непосредственным участником оного мероприятия.
 
В субботу вновь попали на Ту-144Д 77115. Плодотворно потрудились. Начали как обычно со снега.

523645_900.jpg


В оставшееся время позанимались электрикой.
523892_900.jpg


Нашли места установки блоков управления Индикаторами Вертикальных Режимов, которые хотим оживить. Этот прибор - одна из характерных визитных карточек Ту-144.
524068_900.jpg


Сами индикаторы стоят на приборной доске летчиков. А блоки управления спрятались в разных местах. Один в глубине за приборной доской, а другой за этажеркой на входе в кабину.

Параллельно, открыли один из сохранившихся капотов двигателей.
524439_900.jpg


Осмотрели и обмерили его конструкцию. На этом самолёте не хватает ровно половины капотов. Вся левая мотогондола просто зашита металлом. В свое время самолёт спасли от разделки, его уже начали пилить резчики.
Мы хотим создать современные 3d-модели всех деталей капотов. Возможно, когда-нибудь, появится возможность заказать их на производстве и собрать близкие реплики.
Пока же мечтаем обзавестись хотя бы хорошим электроудлинеителем и инструментом.
 
Назад
Вверх