Самолёт Леший

DDD

Я люблю этот Форум!
Откуда
Москва
Не прошло и года - мою фотку все-таки выложили :))
http://www.moraviation.com/aircraft.html

 

DDD

Я люблю этот Форум!
Откуда
Москва
Нет, такой был.

Резюмируя вышесказанное: Самолет с очень узким диапазоном скоростей (практически "самолет одной скорости") , с большим запасом прочности, перетяжеленный, с жестким крылом с плохим профилем и неэффективными закрылками, сильно теряющим несущую способность в дождь, с крепким шасси, с большой посадочной скоростью, с прекрасным обзором, просторной кабиной с неудобной посадкой.
В общем непростой самолет, на котором , как кто-то заметил на avia.ru "очень легко потерять реноме летчика":)
 

Leonid

Специалист
Вчера встречался с одним американцем который прикупил этих самолетов по дешевке штук десять.
Он сьязвил что конструктор этого самолета очевидно в молодости служил в танковых войсках. но тем не менее не теряет надежды путем несложной модификации( тут он привлек своих друзей-профессионалов) сделать этот самолет вполне прилично летающим. По его словам главная проблема( ее видно уже на чертежах) несоответствие угла атаки крыльев к вектору тяги. Движок надо выправлять вверх,а крылья вниз. Но тогда и стабилизатор тоже надо корректировать. Короче решился он на подобные переделки. Двигатель- ЛАйкоминг 180 сил. Колеса ему тоже не нравятся- будут больше.
После всех переделок серьезно расчитывает на хорошие летные характеристики. Скорость не менее 240 км/ч. Хорошую скороподьемность и разбег-пробег в пределах 50-100м.
Согласен что хвост надо удленнять, но делать этого пока не собирается.
(Отметил очевидный факт что 80-ти летний Пайпер Каб лучше во всех отношениях,т.е нафига вообще делали-то? ::))
Будут новости- расскажу что будет дальше.
 

Pkk

Старейший участник
Всё таки хотелось бы внести какую-то ясность в индентификацию этих самолётов. Основное различие у них (за исключением двигателя) - хвостовая балка. На самолёте DDD мы видим длинную хвостовую балку овального сечения, также как и на двух других самолётах из Мячково. На фотографиях и чертеже короткохвостых самолётов везде можно видеть обозначение И-1 или И-1Л. Так это же вроде Интеравиа! Насколько я помню, луховицкие самолёты несли обозначение СЛ-39М-1. Так помогите внести ясность, кто Интеравиа И-1, а кто Леший?
 

Deng

Я люблю этот Форум!
Откуда
Москва
Леший- изначально Луховицкие (Кондратьевские) самолеты. Это -те, которые СЛ с трехцилиндровым бывшим М-14П. Есаян (Интеравиа) делает из них И-1Л. Этот самолеты - уже с Лайкомингами O-320/360, короткие, и имеют сертификат типа.  Другая ветвь - самолеты с длинными балками и мотором LOM-PRAHA M332 (как у DDD). Вроде тоже изначально разработка Интеравии под названием Терминатор, хотя не уверен.
Сейчас предпринимаются попытки поставить на Лешего Луховицкого моторы Вальтер-Минор 6-3 (Келазев Б.), а также АИ-14 безредукторный (Богатцев И.)
Но весь вопрос в центровках...
 

Chygevara

Я люблю строить самолеты!
"... из правдивых историй о  "Лешем".
1. СЛ-90 - это есть истинный ("Леший")- изначальный, базовый тип ( "Самолет Легкий" - 90 года ") с двигателем М-3 - 110 л.с. возд охл. См.  одноименное фото(с эмблемой "Интеравиа", а так же фото IMG_00591.jpg и  IMG_00591.jpg  от «Atas» (маркировка на борту «И-1» - расшифровывается как " Интеравиа" - 1). Стилизованная буква на борту «А» «Авиотехника» ( Болгарское написание через «О» вместо Русского «А») говорит о том, что это Болгарская ( Пловдивская) сборка самолета СЛ-90 ("Леший").

Двигатель М-3 - "модернизация" М-14П снятием  6 цилиндров, и редуктора; доработкой,  передней крышки картера, коленвала, системы запуска, заменой генератора ГСР-3000 на "камазовский" Г-273 (в серии). Результат: высокий уровень вибраций (на первых серийных СЛ-90 ("Леший") лопались стержни моторамы; отваливались болты крепления винта; лопались коки); было плохое охлаждение двигателя (перегрев); осложнен запуск двигателя в полевых условиях от штатного возд. баллона (3л.)- хватавшего на всего 1-2 полноценные прокрутки.... и т.д. Часть детских болезней СУ была "отлечена", часть перешла в хроническую стадию (до окончания серийного выпуска данного типа.).
Про самолет СЛ-90 ("Леший") его конструкцию, системы, аэродинамику можно много рассуждать....но одна фраза будет ключевой !!! " Самолет СЛ-90 ("Леший") это пример того - как не надо делать (проектировать, запускать в серию - изготавливать) самолеты - "да постоят меня все те,  кто связал себя с созданием этиого "примера"". Много известных  авторитетов от авиации...  "потеряло - подмочило свое реноме" (как пишет один из авторов (DDD))... Но и жизней тоже немало забрал… этот аппарат…
... продолжение следует.... извините за качество снимка..
 

Вложения

Leonid

Специалист
Эх.. прав был Ильюшин( кажется) говоря что летает хорошо то что хорошо смотрится..
 

Chygevara

Я люблю строить самолеты!
"... из правдивых историй о  "Лешем".

2. Техническое проектирование "Лешего"  под руководством Кондратьева В.П. осуществляли специалисты "ЭМЗ им. С.М.Мясищева " по договору с " Интеравиа".СЛ-90 "Леший" спроектировали всего за 4 месяца...а сколько времени потом разгребали (другие )...
  Опытную машину СЛ-90 "Леший" собрали и облетали там же.
На данном аппарате (опытном СЛ-90 "Леший")  В.В. Заболотский (с его слов) сел на "вынужденную" на футбольное поле г. Жуковский.

Там же в г.Жуковском ОАО НПП Альфа-М был создан "СЛ-А" (см. фото).
"СЛ-А" (СЛ -Альфа) ОАО НПП Альфа-М - первый (были и другие модификации и типы) с двигателем М-332А,136 л.с. У ОАО НПП Альфа-М было 15 сбор - комплектов каркасных элементов (деталей) СЛ-90 "Леший" от "ЭМЗ им. С.М.Мясищева ".  Сколько переделано в "СЛ-А"…мне неизвестно. Известны некоторые последствия см.

www.aviation.ru/aon/2000/799/st10_799.html

... продолжение следует.... извините за качество снимка...
 

Вложения

Chygevara

Я люблю строить самолеты!
…из правдивых историй о «Лешем»…

3. Цена ошибки.  
    В результате предварительных летных испытаний  «СЛ-90 Леший» было набрано достаточное количества материалов, заключений, экспертных оценок  для принятия правильного решения о дальнейшей судьбе СЛ-90 «Леший». Обладая всеми этими данными, Главный конструктор не воспользовался или не захотел (в силу неизвестных мне причин) воспользоваться своим правом  вето (право главного конструктора на принятие решения о кардинальном пересмотре  своей концепции - конструкции у него никто не отбирал) и пошел на поводу  у Производства (ЛМЗ) и «Интеравиа», которые к этому времени «раздали друг другу дивидендов» - вложили определенные суммы денег в разработку и запуск в серию данной машины.
     Дальше - хуже.
     Запуск в серию, аж 150 комплектов «СЛ-90 Леший» на ЛМЗ (ранее Луховицком Машиностроительном Заводе) был волевым  решением его руководства. Мне неизвестны мотивы принятия данного решения руководством ЛМЗ, но Эксперты  в т.ч. и пилоты ЛМЗ, оценившие  «СЛ-90 Леший» предупреждали руководство ЛМЗ о высоких рисках связанных с принятием данного решения… Недальновидность, корысть или «жертва» ситуации…
   Что думало руководство «Интеравиа» по данному поводу, мне так же неизвестно (боялось потерять свое реноме и деньги?). Но оно тоже не остановило запуск в серию «СЛ-90 Леший».
   И лишь…. вложив кучу денег  в оснащение производства, пройдя, пять перечней доработок, к 30-35 серийной машине, прозрели все и стали «дергаться в конвульсиях», причем каждый дергался  сообразно своим собственным  патологиям. Производство требовало минимальных переделок. Главный конструктор и «Интеравиа», в компромиссе минимально «жертвуя планером» предложили заменить двигатель с М-3 на ВАЗ-416( ВАЗ-4311)(РПД)  как в последствии оказалось «шило заменили на мыло». Плюсы были - хороший запуск и отсутствие вибраций давали РПД шанс…но  РПД так - же  перегревался. Было перепробовано несколько водяных радиаторов, но «неразрешимым» (требующим существенных переделок двигателя) стал вопрос перегрева масла из-за передачи ему (маслу) избыточного тепла  через стенки «мокрого картера». Как один из промежуточных результатов - вынужденная посадка на автостраду М5 Москва – Рязань В.В. Заболотского из-за  прогрессирующего роста температуры масла и падения оборотов двигателя.  
    Вопрос остался открытым «быть или не быть» «Лешему». Главный конструктор покинул «Интеравиа», да здравствует новый Главный конструктор…
   К этому времени группа «совершенно неглавных» конструкторов–технологов ЛМЗ созрела для выдвижения  собственных идей по доработке «СЛ-90 Леший» во что-то более похожее на самолет, и разродилось 5-ю СЛ-39ВМ-1 (Самолет Легкий 39 цех (по месту проектирования, сборки и испытаний)  Вальтер-Минор (Велеско - Можаев) -1) с «удлиненным, скругленным хвостом». Lсам=7200мм, с двигателем М-332А ось которого поднялась на 150мм выше, с обтекателями всех подкосов, с переставленным от-но крыла стабилизатором, более выпуклым лобовым стеклом, коротким крылом, взятым от И-1Р, ППД заменили на ПВД-6 ( ППД ключевая фраза.. но суть объяснение позже) и т. д. и т.п..   С некоторыми экземплярами  винтов ВД-АРТ (от Сергея Попова D=1,85 м и [ch966]0,75=11 град) СЛ-39ВМ-1 разгонялись  в ГП до Vпр= 185 км/ч… но это был предел…
  К этому же  времени группа «Главных» кнструкторов «Интеравиа» разработала «И-1Л» - изделие  на базе серийного «СЛ-90 Леший»  с двигателем Lycoming O-320Е2А 150 Л.С и…пошли  затраты на сертификацию, на обеспечение выполнений требований АП-23. Новый мотор  на какое-то время вытащил «СЛ-90 Лешего» из забвения и казалось, давал шанс…
Но рос вес.  И-1Л серийный уже G пуст. = 613кг. Для справки  ( G пуст СЛ-90 с М-3 – 498-512кг (в серии), СЛ-90 с РПД= И-1Р – 545-560 кг, СЛ-39ВМ-1 -576 кг.), усложнялась конструкция, а аэродинамика и динамика самолета, несмотря на  новый мотор и обтекатели в целом оставалась прежней…
    Параллельно с сертификацией И-1Л группа «совершенно неглавных» конструкторов–технологов ЛМЗ разработала СЛ-39ВМ-2 с передней стойкой шасси, решила  все основные вопросы с аэродинамикой (показательно, что вес G пуст у цельнометаллического СЛ-39ВМ-2  такой же, как у «тряпичного» И-1Л=613 кг)
    Взглянув на  все эти мытарства  кто-то скажет – «Делали бы вы все вместе ребята сразу “Cessna-150[ch247]172” в одном флаконе и не мучались бы».
Умная мысль приходит  когда?  Когда вся водка выпита, хочется добавить, а магазины уже закрыты…
К моменту получения сертификата типа И-1Л интерес производства к вместе взятой теме «Самолет Легкий»  угас напрочь. Тогда - то, по-видимому, и родились слова С.Л. Есаяна  « Сертификат есть – счастья нету»…

Результат – цена ошибки:
1.      Пропало - время, деньги - растрачены ресурсы.
2.      2000г. “Cessna” вновь запускает в -172ю по цене 146 000 $ (по ценам того времени).
3.      У разбитого корыта  и потребитель и  производство и «Интеравиа». Немая сцена - «все обиженные судьбой и дети - плачут».


Выводы: Русский бизнес в авиации это самый …(нехороший) бизнес.

Справка: Всего  вплоть до  окончания производства СЛ-90 «Леший  и И-1Л (по 1996-1997г.) было серийно произведено не более 80 комплектов деталей планера. В их число входят:
- Использованные без доработок:  опытные «СЛ-90 Леший»;
- Доработанные и   серийные (изготовитель ЛМЗ) СЛ-90 «Леший»:
[ch61607]      СЛ-90 «Леший»  - серийный с  «серийным» двигателем  М-3, с длинным  крылом,   имеющем  отрицательную  стреловидность - 3[ch186] по передней кромке  и пятью перечнями доработок планера и систем;
[ch61607]       И-1Р -  опытные и серийные  СЛ-90 с  двигателем РПД и коротким крылом – 10 планеров (Изготовитель ЛМЗ + « Интеравиа»).  ;
[ch61607]       И-1Л – опытный СЛ-90 с двигателем «Lycoming O-320 Е2А», для сертификации  по АП-23- 1 планер (Изготовитель ЛМЗ + « Интеравиа»).  ;
- «Глубокая» модернизизация  СЛ-90 «Леший» сертифицированная  по АП-23 как  новый  тип:
[ch61607]      И-1Л - серийный - 4 планера  (И-1Л за тем же названием  что и доработка  СЛ-90 с  Lycoming O-320Е2А) (Изготовитель ЛМЗ).  
-Выполненные на серийных авиационных предприятиях с использованием  агрегатов планера СЛ-90 «Леший»:
[ch61607]       СЛ-А - разработка и сборка «АЛЬФА-М». Двигатель М-332А. Планер за исключением капота полностью  аналогичен  СЛ-90« Леший»  - 15 комплектов;
[ch61607]      СЛ-90 «Леший»  - « производство на «АВИОТЕХНИКА» болг.- « серийный с  «серийным» двигателем  М-3, с длинным  крылом,   имеющем  отрицательную  стреловидность - 3[ch186] по передней кромке  и пятью перечнями доработок планера и систем - не более 15  комплектов (в т.ч. и в деталях) от ЛМЗ ;
[ch61607]      СЛ-39ВМ -1- разработка, изготовление ЛМЗ.  Двигатель М-332А.  От планера СЛ-90: кабина до 4 шп.; короткое крыло; оперение; шасси;  некоторые системы – 5 комплектов (заводские номера с 0105 по 0110) (в их числе и СХ вариант – («Терминатор» прозвище от Есаяна);
[ch61607]      СЛ-39ВМ-2- заводской номер 0205 разработка, изготовление ЛМЗ.  Двигатель М-332А передняя  стойка шасси.  От планера СЛ-90: короткое, цельнометаллическое крыло- чайка; двери;  – 1 комплект.

Итого: 15 комплектов - СЛ-А разработки «АЛЬФА-М»; 45-46 комплектов ЛМЗ (с планерами для статики и всех прочих планеров: без доработки;  доработанных;  глубокой модернизации;  отдельных  агрегатов для СЛ-39ВМ-1 и СЛ-39ВМ -2);  Не более 15  комплектов для Болгарского производства на «АВИОТЕХНИКА» (в т.ч. и в деталях от ЛМЗ).

В данное число нельзя включать последующие (несерийные – не заводские) доработки всех вышеперечисленны планеров.  
 

Chygevara

Я люблю строить самолеты!
СЛ-39ВМ-1(всего 5 экз) и СЛ-39ВМ-2( всего1 экз) с двигателями М-332A,136 л.с.
Это.... Разработка конструкторов- технологов ЛМЗ... на фото представлен весь калашный ряд... Думаю все вопросы на счет кто -разработал СЛ-39 ВМ-1 и СЛ-39 ВМ-2  исчерпаны...
 

Вложения

Chygevara

Я люблю строить самолеты!
Отдельное напоминание для  DDD - СЛ-39ВМ-1 (всего 5 экз)  с двигателями М-332A,136 л.с. ....
Почему он не признает что у него СЛ-39ВМ-1 , а на борту совсем другое обозначение "Л-40" ..стесняется наверное...
 

Вложения

Вверх