…из правдивых историй о «Лешем»…
3. Цена ошибки.
В результате предварительных летных испытаний «СЛ-90 Леший» было набрано достаточное количества материалов, заключений, экспертных оценок для принятия правильного решения о дальнейшей судьбе СЛ-90 «Леший». Обладая всеми этими данными, Главный конструктор не воспользовался или не захотел (в силу неизвестных мне причин) воспользоваться своим правом вето (право главного конструктора на принятие решения о кардинальном пересмотре своей концепции - конструкции у него никто не отбирал) и пошел на поводу у Производства (ЛМЗ) и «Интеравиа», которые к этому времени «раздали друг другу дивидендов» - вложили определенные суммы денег в разработку и запуск в серию данной машины.
Дальше - хуже.
Запуск в серию, аж 150 комплектов «СЛ-90 Леший» на ЛМЗ (ранее Луховицком Машиностроительном Заводе) был волевым решением его руководства. Мне неизвестны мотивы принятия данного решения руководством ЛМЗ, но Эксперты в т.ч. и пилоты ЛМЗ, оценившие «СЛ-90 Леший» предупреждали руководство ЛМЗ о высоких рисках связанных с принятием данного решения… Недальновидность, корысть или «жертва» ситуации…
Что думало руководство «Интеравиа» по данному поводу, мне так же неизвестно (боялось потерять свое реноме и деньги?). Но оно тоже не остановило запуск в серию «СЛ-90 Леший».
И лишь…. вложив кучу денег в оснащение производства, пройдя, пять перечней доработок, к 30-35 серийной машине, прозрели все и стали «дергаться в конвульсиях», причем каждый дергался сообразно своим собственным патологиям. Производство требовало минимальных переделок. Главный конструктор и «Интеравиа», в компромиссе минимально «жертвуя планером» предложили заменить двигатель с М-3 на ВАЗ-416( ВАЗ-4311)(РПД) как в последствии оказалось «шило заменили на мыло». Плюсы были - хороший запуск и отсутствие вибраций давали РПД шанс…но РПД так - же перегревался. Было перепробовано несколько водяных радиаторов, но «неразрешимым» (требующим существенных переделок двигателя) стал вопрос перегрева масла из-за передачи ему (маслу) избыточного тепла через стенки «мокрого картера». Как один из промежуточных результатов - вынужденная посадка на автостраду М5 Москва – Рязань В.В. Заболотского из-за прогрессирующего роста температуры масла и падения оборотов двигателя.
Вопрос остался открытым «быть или не быть» «Лешему». Главный конструктор покинул «Интеравиа», да здравствует новый Главный конструктор…
К этому времени группа «совершенно неглавных» конструкторов–технологов ЛМЗ созрела для выдвижения собственных идей по доработке «СЛ-90 Леший» во что-то более похожее на самолет, и разродилось 5-ю СЛ-39ВМ-1 (Самолет Легкий 39 цех (по месту проектирования, сборки и испытаний) Вальтер-Минор (Велеско - Можаев) -1) с «удлиненным, скругленным хвостом». Lсам=7200мм, с двигателем М-332А ось которого поднялась на 150мм выше, с обтекателями всех подкосов, с переставленным от-но крыла стабилизатором, более выпуклым лобовым стеклом, коротким крылом, взятым от И-1Р, ППД заменили на ПВД-6 ( ППД ключевая фраза.. но суть объяснение позже) и т. д. и т.п.. С некоторыми экземплярами винтов ВД-АРТ (от Сергея Попова D=1,85 м и [ch966]0,75=11 град) СЛ-39ВМ-1 разгонялись в ГП до Vпр= 185 км/ч… но это был предел…
К этому же времени группа «Главных» кнструкторов «Интеравиа» разработала «И-1Л» - изделие на базе серийного «СЛ-90 Леший» с двигателем Lycoming O-320Е2А 150 Л.С и…пошли затраты на сертификацию, на обеспечение выполнений требований АП-23. Новый мотор на какое-то время вытащил «СЛ-90 Лешего» из забвения и казалось, давал шанс…
Но рос вес. И-1Л серийный уже G пуст. = 613кг. Для справки ( G пуст СЛ-90 с М-3 – 498-512кг (в серии), СЛ-90 с РПД= И-1Р – 545-560 кг, СЛ-39ВМ-1 -576 кг.), усложнялась конструкция, а аэродинамика и динамика самолета, несмотря на новый мотор и обтекатели в целом оставалась прежней…
Параллельно с сертификацией И-1Л группа «совершенно неглавных» конструкторов–технологов ЛМЗ разработала СЛ-39ВМ-2 с передней стойкой шасси, решила все основные вопросы с аэродинамикой (показательно, что вес G пуст у цельнометаллического СЛ-39ВМ-2 такой же, как у «тряпичного» И-1Л=613 кг)
Взглянув на все эти мытарства кто-то скажет – «Делали бы вы все вместе ребята сразу “Cessna-150[ch247]172” в одном флаконе и не мучались бы».
Умная мысль приходит когда? Когда вся водка выпита, хочется добавить, а магазины уже закрыты…
К моменту получения сертификата типа И-1Л интерес производства к вместе взятой теме «Самолет Легкий» угас напрочь. Тогда - то, по-видимому, и родились слова С.Л. Есаяна « Сертификат есть – счастья нету»…
Результат – цена ошибки:
1. Пропало - время, деньги - растрачены ресурсы.
2. 2000г. “Cessna” вновь запускает в -172ю по цене 146 000 $ (по ценам того времени).
3. У разбитого корыта и потребитель и производство и «Интеравиа». Немая сцена - «все обиженные судьбой и дети - плачут».
Выводы: Русский бизнес в авиации это самый …(нехороший) бизнес.
Справка: Всего вплоть до окончания производства СЛ-90 «Леший и И-1Л (по 1996-1997г.) было серийно произведено не более 80 комплектов деталей планера. В их число входят:
- Использованные без доработок: опытные «СЛ-90 Леший»;
- Доработанные и серийные (изготовитель ЛМЗ) СЛ-90 «Леший»:
[ch61607] СЛ-90 «Леший» - серийный с «серийным» двигателем М-3, с длинным крылом, имеющем отрицательную стреловидность - 3[ch186] по передней кромке и пятью перечнями доработок планера и систем;
[ch61607] И-1Р - опытные и серийные СЛ-90 с двигателем РПД и коротким крылом – 10 планеров (Изготовитель ЛМЗ + « Интеравиа»). ;
[ch61607] И-1Л – опытный СЛ-90 с двигателем «Lycoming O-320 Е2А», для сертификации по АП-23- 1 планер (Изготовитель ЛМЗ + « Интеравиа»). ;
- «Глубокая» модернизизация СЛ-90 «Леший» сертифицированная по АП-23 как новый тип:
[ch61607] И-1Л - серийный - 4 планера (И-1Л за тем же названием что и доработка СЛ-90 с Lycoming O-320Е2А) (Изготовитель ЛМЗ).
-Выполненные на серийных авиационных предприятиях с использованием агрегатов планера СЛ-90 «Леший»:
[ch61607] СЛ-А - разработка и сборка «АЛЬФА-М». Двигатель М-332А. Планер за исключением капота полностью аналогичен СЛ-90« Леший» - 15 комплектов;
[ch61607] СЛ-90 «Леший» - « производство на «АВИОТЕХНИКА» болг.- « серийный с «серийным» двигателем М-3, с длинным крылом, имеющем отрицательную стреловидность - 3[ch186] по передней кромке и пятью перечнями доработок планера и систем - не более 15 комплектов (в т.ч. и в деталях) от ЛМЗ ;
[ch61607] СЛ-39ВМ -1- разработка, изготовление ЛМЗ. Двигатель М-332А. От планера СЛ-90: кабина до 4 шп.; короткое крыло; оперение; шасси; некоторые системы – 5 комплектов (заводские номера с 0105 по 0110) (в их числе и СХ вариант – («Терминатор» прозвище от Есаяна);
[ch61607] СЛ-39ВМ-2- заводской номер 0205 разработка, изготовление ЛМЗ. Двигатель М-332А передняя стойка шасси. От планера СЛ-90: короткое, цельнометаллическое крыло- чайка; двери; – 1 комплект.
Итого: 15 комплектов - СЛ-А разработки «АЛЬФА-М»; 45-46 комплектов ЛМЗ (с планерами для статики и всех прочих планеров: без доработки; доработанных; глубокой модернизации; отдельных агрегатов для СЛ-39ВМ-1 и СЛ-39ВМ -2); Не более 15 комплектов для Болгарского производства на «АВИОТЕХНИКА» (в т.ч. и в деталях от ЛМЗ).
В данное число нельзя включать последующие (несерийные – не заводские) доработки всех вышеперечисленны планеров.