Сан Палыч и его проект Л.А. "ДРОФА"

Thread moderators: Sanpalych

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
KBA сказал(а):
СанПалыч, зря обижаетесь, потом так будете летать. Пилоту 737 в училище труднее было, Вы то сразу "в бой".
Как можно обижаться на нелепую браваду бывшего курсанта летной школы, которого нянчили не  менее 100 часов опытнейшие инструкторы, прежде чем позволить ему самостоятельно пролететь над аэродромом! Многие выпускники, еще, по несколько лет летали на Ан-2 вторыми пилотами. Им, уж точно, незачем было следить за приборами.
Человек, через свой страх и риск постигший в одиночку   азы летного мастерства не станет кичиться перед начинающими, провоцируя их на лихачество в воздухе.
 

Pilot737

Люблю Сла
Ну и я ведь про это, побольше практики и летать будите лишь бросая взгляд на приборы не обижайтесь вы так. В училище полеты были манящими неизвестностью, труднее было справляться с мирскими проблемками все таки 90 ые, жили сами по себе. Я вот тоже раньше дневники вел, а потом понял что нужны они только для истории и истории моей. Просто самолет может летать не опираясь на цифры, в одном полете они одни в другом другие ведь когда вы едите на велосипеде вы не думаете спускаться с горки с определенной скоростью и смотря только в крутящееся колесо или при катании на лыжах вы мысленно не  говорите правой ноге помочь левой на крутом спуске. Полет -это баланс между реальностью происходящего и розовыми иллюзиями полета нарисованного на бумаге, будь-то нарисованный круг полета в кабинете брифинга  или на странице рлэ вашего самолета или учебник аэродинамики. Жму руку всем испытателям своих ЛА сам бы испытать не решился.
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Ну и я ведь про это, побольше практики и летать будите лишь бросая взгляд на приборы 
Спасибо! Разъяснения приняты с пониманием. Все так и есть, как Вы описали. За прошедшие 20 лет я сажусь в свой автомобиль один-два раза в год. (  круглый год езжу на велосипеде по 10 км. в день) Но навыки вождения остались прежними.  Тактильная память неистребима.
  Пилотирование ЛА, для меня - абсолютно новая, и весьма запоздалая, практика. Мой старинный друг и товарищ ,Николай Демидов , построивший и облетавший вертолет собственной конструкции в 80-е годы, при СССР, мне неоднократно отмечал: " В твои 69 лет учиться летать, да еще в одиночку - подвиг!"  Стараюсь не забывать, что давно не юноша, которому "море по колено", усаживаясь в кабину с-та. Но, стоит только тронуться...КАКИЕ НАШИ ГОДЫ!!   
После  полетов, в журнале, скрупулезно фиксирую показания приборов и эмоции не только по неопытности пилотирования, но и по причинам более важным :
   Во первых, мне необходимо досконально изучить и освоить ЛТХ моего детища. Ведь  не на обкатанном стандартном с-те учусь летать, о котором все описано в инструкции.
  Во вторых: Еще в 2000 г. я имел встречу в ОСКБС МАИ с известным ныне всем форумчанам уважаемым Лапшиным В.П, которому поведал историю постройки триплана-тандема. Так он настоятельно рекомендовал мне подробнейшим образом записывать все показания испытаний нового ЛА сразу же после полетов. "Вплоть до субъективных ощущений и ,даже, эмоций"  Очень полезное руководство! Память имеет свойство, со временем, даже ненамеренно, искажать и легендировать события. А тут - "Что написано пером..."      
 

Pilot737

Люблю Сла
Очень интересно и полезно смотреть показания приборов и полет с камеры в кабине. Можно поставить gopro  камеру в кабину, чтобы видно было и штурвал и приборы,  а потом вечерком за чашкой чая просматривать все что происходило в кабине.
 

КВА

Я люблю строить самолеты!
Санпалыч, а Вы в кабине и на самолет камеру не ставили. Очень интересно, часто смотрю свои до самого последнего в той жизни...
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
 
Очень интересно и полезно смотреть показания приборов и полет с камеры в кабине. Можно поставить gopro  камеру в кабину, чтобы видно было и штурвал и приборы,  а потом вечерком за чашкой чая просматривать все что происходило в кабине.
Санпалыч, а Вы в кабине и на самолет камеру не ставили. Очень интересно, часто смотрю свои до самого последнего в той жизни...
Камера, в нашем деле, очень полезное подспорье и архив. Но, она мне пока что не по средствам. Благо, мой хороший приятель  (СПАСИБО ЕМУ!) с удовольствием отозвался на мою просьбу заснять на видео ключевые моменты моих испытаний
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Из бортового журнала;
  28 сент; 17/00 ч; +20*; штиль.
За 30 мин. пролетел по"кругу" четыре раза на "чистом" крыле. Развороты совершал на V-100-110 км/час. с креном - 25*. На сей раз - развороты с меньшим радиусом... Три прогона над взлеткой на Н-5-6 м. Четвертый "круг" завершил крутым планированием с Н-100 м. и V-100 км/час.  До точки выравнивания Н-1 м. скорость ЛА снизилась до 80 км/час. и мягкой посадкой V-60 км/час.

  29 сент.;6/30 ч.;облачно; ветер ю-зап.-1-2 м/сек. боковой.
Сегодня, за 50 мин.  летного времени, совершил 10 полетов по "кругу" с прогонами. Общий налет - 2 часа 30 минут. Полеты зафиксированы на видео.  .https://youtu.be/4UiF1kRH7YI
  Старт на N-4500 об/мин.(шаг винта-1.5 угол-19*) Взлет на "чистом" крыле на V-60 км/час Выдержка до L-200 м. до V-100 км/час. Набор высоты до 100 м. Развороты на V-100-120 км/час. с креном-25*.Руль ГО оттримерован. С БРОШЕННОЙ РУЧКОЙ С-Т  ЛЕТИТ УСТОЙЧИВО, КАК В ПРОДОЛЬНОМ, ТАК И В ПОПЕРЕЧНОМ, КАНАЛАХ... Планирование с убранными оборотами до 1200. На Н-1-2 м. выравнивание и на V-70 км/час прогон длиною 50-150 м...Завершил полеты мягкой посадкой на V-60 км/час. За 1 час работы двигатели расход 92-го бензина   составил 20 л.
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Из бортового журнала:
30 сент. 17/00ч +20*; ветер ю- зап. 2 м/сек.
  Уже имея некоторый опыт решил провести полеты  с "пассажиром". Для этого уложил два мешка с песком общим весом 100 кг. на переднее кресло в ЦТ ЛА. Полетный вес с-та составил 800 кг.
Полет по прямой с закрылками -40* : Взлет - V-55 км/час; полет- V-70 км/час; посадка - V-55 км/час.
Полет по "кругу" с закрылками- 20*: Взлет - V-60 км/час; набор Н-100 м.; развороты с V-90 км/час с N-4000 об/мин.; планирование с V-100 км/час; посадка с V-60 км/час.
  Выводы: Ц Т Л А при загрузке обеих кресел,  НЕ МЕНЯЕТСЯ.
   С увеличением взлетного веса Л А на 100 кг.взлет-посадка увеличилась на 5 км/час.
 

Авиационный инженер

Я люблю строить самолеты!
Сан Палыч поздравляю с созданием самолета, в наше время это редкость. Продолжайте рассказывать о своих полетах и о том, как самостоятельно освоили пилотирование, насколько это сложно  а может и опасно.
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Сан Палыч поздравляю с созданием самолета, в наше время это редкость. Продолжайте рассказывать о своих полетах и о том, как самостоятельно освоили пилотирование, насколько это сложно  а может и опасно.
  Да, Вы правильно заметили! Я,действительно СОЗДАЛ свой ЛА!  Не собрал кит- набор. Не построил по готовым чертежам успешных ЛА. Все с "ноля" от идеи до самостоятельных летных испытаний.
Освоение пилотирования, для меня, оказалось несложным. Практика показала, что для простого пилотирования ЛА особых талантов не надобно. Совсем другая дисциплина - высший пилотаж! Но, в силу моего темперамента и возраста, я в эту сферу мастерства не собираюсь вторгаться.
Осознаю ли я опасность сего предприятия? Естественно инстинкт самосохранения во мне присутствует. Едва ощутимая тревога, с некоторой долей обреченности обволакивает душу на ночь глядя, перед сном. Это же состояние духа поднимает меня ни свет ни заря, чтобы ехать к себе на аэродром к намеченным полетам.( при том ,что не в моих правилах просыпаться раньше 8 ч. утра). Но, сев в кабину с-та - я спокоен до неприличия. Ни страха, ни эйфории... Все проделываю буднично, без эмоций. Просто работаю. После полетов - никакого "отходняка".С чувством спокойного удовлетворения Будто на велосипеде прокатился.  Впрочем тут нет никакой бравады и мужского кокетства. Все объяснимо. Свои ходовые и летные испытания я постепенно усложнял, по мере их усвоения,    
до будничной рутины. Правда, "слишком в сжатые сроки!", как неодобрительно отмечали старые летчики.

Сан Палыч еще один вопрос. Самолет сделан по вашему проекту, делали вы испытания на прочность крыла, шасси и др.
  Никаких статических испытаний на прочность я не производил. Опирался на расчеты по   формулам, графикам, рекомендациям  из технической литературы, сдобренными собственной логикой и интуицией.   
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Из бортового журнала:
  1 окт. 7/00ч; +12*; облачно; ветер южный, боковой 3 м/сек.
  Рещил пролететь в переднем кресле, чтобы проверить предельно переднюю центровку с-та.
Практическая балансировка на "кулисах" показала: Чтобы летать  в переднем кресле с 18% САХ необходимо загрузить в хвост 5.5 кг балласт. Я, же, решил проверить балансировку ЛА без балласта, задействовав триммер руля высоты.
Сначала пролетел по прямой на запад (ветер в бок). Нормально. Затем решил пойти на "круг". Взлет курсом на восток (ветер в правый борт). Стоило мне набрать Н-10 м. как с-т стало раскачивать,подбрасывать и сносить влево. Пришлось набирать высоту с креном "на ветер" и дачей ноги "за ветром", чтобы удержать курс. Так что взлет вышел "бочком".Первый разворот (на север) с попутным ветром V-100 км/час; N-4000 об/мин. Во время второго разворота (на запад) меня занесло на север на 3 км от взлетной полосы. Чтобы выйти на глиссаду с курсом на полосу, пришлось лететь на ю-запад... Планирование (ветер в левый борт) с левым креном "на ветер" с дачей правой ноги "за ветром" с выравниванием у самой земли. И, лишь, перед самым касанием колес земли - ручка нейтрально.
Все эволюции в борьбе с ветром и его сносами я проделывал впервые!
  Выводы: ЛА, почти, не меняет ЦТ,даже, с пилотом (90 кг) сидящим в переднем кресле.
Судя по тому, что для снятия нагрузки с ручки приходится  "отдавать" триммер   на 30% его хода от нейтрали, СЛЕДУЕТ ПОДНЯТЬ СТАБИЛИЗАТОР НА 1*
Полет - 10 минут. Общий налет - 3 часа.
 

КВА

Я люблю строить самолеты!
Сан Палыч еще один вопрос. Самолет сделан по вашему проекту, делали вы испытания на прочность крыла, шасси и др.

  Никаких статических испытаний на прочность я не производил. Опирался на расчеты по   формулам, графикам, рекомендациям  из технической литературы, сдобренными собственной логикой и интуицией.
Санпалыч, не хочу сказать, что не доверяю Вашим расчетам, опыту и интуиции, но, все же,  статиспытания надо делать, пока вы летаете один и потихоньку, но самолет-то двухместный и жизнь АХРовская несладкая светит. Ни в коем случае не подумайте, что призываю делать это в воздухе. Нагрузить крыло и подкосы  не сложно, времени займет пару дней. И шасси, скатить  со ступенек или сбросить с полным взлетным с высоты см 35-40, чтобы  и передней досталось. Я авантюрист, но крыло, прежде чем кувыркаться (точнее - выпендриваться), нагрузил в некоторых местах до 11-12 крат, а по разрушающим напряжениям полок и стыковых узлов лонжерона перегрузка 15-17. Рессора, правда, дюралевая гнется, где стальная накладка кончается.       
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
  статиспытания надо делать, 
Спасибо за добрый совет.  Я проведу статические испытания, как Вы мне рекомендуете. Тем более, что летный  кураж, в связи с досрочным окончанием сезона, испарился. Мне так кажется.
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Из бортового журнала:
   3 окт. 6/30 ч; +12*; солнечно; ветер вост.-1 м/сек.
Надо проверить, как поведет себя с-т с переставленным стабилизатором с -1* до 0* относительно строительной горизонтали ЛА?    Продольная V уменьшилась с 4* до 3*.
  Какую Vmax разовьет с "облегченным", с шага 1.6 (21*30") до шага 1.45 (20*), винтом?
    Первый "круг" пролетел на "чистом" крыле в заднем кресле. На  Н-100 м. ветер гораздо ощутимый. Чтобы выдержать курс на север пришлось лететь  боком с углом 20* носом на сев- восток. Второй разворот курсом на запад с попутным ветром. Попробовал ЛА на Vmax. Nmax-5000 об/мин едва разогнал с-т до V-125 км/час. За это время меня занесло на окраину города. 3-й и 4-й развороты пролетел над крайними многоэтажными домами. (Больше туда не следует залетать!)
Повторил полет по"кругу" в переднем кресле.
  Перестановка стабилизатора дала результаты:
1. Полет в кресле-2: Для снятия нагрузки с ручки триммер РВ "отдал", уже не на 30% его хода от нейтрали, а на 20%.
1. Полет в кресле-1:Триммер РВ "отдал" всего ни 10 мм от нейтрали.
3. В кресле-1 летать в одиночку (без пассажира, либо груза в кресле - 2)  вполне комфортно, но - ненужно, так-как увеличивается нагрузка на переднюю стойку шасси.
  Совершил шесть полетов по "кругу" в кресле-2 с закрылками- 20*  ЛА стал еще более летучим. Это качество заметно во время посадки с выравниванием у земли до Н-3-4 м. с убранными, до минимума, оборотами. Надо планировать до L-500 м, прежде чем с-т коснется земли.
  Затем решил поупражняться в полетах "каруселью" вокруг выбранной на земле воронки за 500 м севернее от края взлетной полосы. (К этому времени ветер , у земли, усилился до 5 м/сек)  Каким-то чутьем я отказался лететь за 3 км от аэродрома, где, в свое время, мой товарищ  отрабатывал эти упражнения на Н-300м.
Набрав Н-100м я заложил круг 360* с правым креном, который,какой-то "брутальный" в сравнении с "мягким", левым креном. Но, стало получаться Осмелев - заложил крен по круче - 25*. Сделал круг... второй... Когда довернул на юг, по направлению к взлетной полосе, лежащей под 90*, как  вдруг, мотор сбросил обороты! "Неужели мотор перегрелся и его заклинило?!" -  первая мысль. Глянул на прибор вода в норме - 80*...    Срочно, на уровне подсознания, направил с-т в сторону взлетки. Ветер, более 5 м/сек, в левый борт. С левым креном и скольжением в левый борт спланировл к  краю бетонки за 100 м от нее и за 50 м дальше. С правым креном и скольжением в правый борт вышел точно на полосу. С попутным ветром с V-90 км/час спланировал над бетонкой 600 м, над травяной полосой - 100м и   благополучно приземлился.  Заход на посадку и пролет над бетонкой на Н-5-6 м. Посадка с попутным ветром 5 м/сек= 25 км/час + посадочная по УС-60 км/час = 85 км/час.
Ладно, обошлось - и СЛАВА БОГУ!!   Но, во время пробежки, мотор, вдруг, ровно заработал. И черт меня дернул взлететь! "Если мотор захлебнется - посажу с-т на бетонку"...Взлетел... На Н-10 м мотор опять сбросил обороты до минимальных! А бетонка, уже, оказалась на 30 м слева! И осталось ее 300 м  А  за нею канава поперек полосы!...Ручку чуть влево;педаль чуть вправо и со скольжением влево,на бетонку, - спланировал. Ручку вправо  Педали в нейтраль - колеса коснулись бетонки. А  слева, на обочине, валяются брошенные автолюбителями покрышки! А справа, в конце взлетки, стоит авто! А, впереди - канава!  Обошлось. Остановился за 100 м от конца полосы. И снова мотор нормально заработал!
  Приехал своим ходом к ангару и слил остаток топлива. Вылилось - 100 гр.  Долетался... Необходимо подключить указатели уровня топлива!
Мотор работал 1/20 ч. Сами полеты - 1 час . Общий налет - 4 часа.      
 

КВА

Я люблю строить самолеты!
Спасибо, очень интересно. Мы так разбили двухместную Муху. Долетались в ожидании, когда освободится дорога, остатки топлива отлило при скольжении и  мотор стал. Не дотянули до дороги и поперек в кювет. Все улетело вперед, а пилоты остались в кювете на сидушках.
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Мы так разбили двухместную Муху. Долетались в ожидании, когда освободится дорога, остатки топлива отлило при скольжении и  мотор стал. Не дотянули до дороги и поперек в кювет. Все улетело вперед, а пилоты остались в кювете на сидушках.
Такое может случиться с каждым из нас. Дай Бог, чтобы без травм и, тем более, без летального исхода.  До этого экстримального случая я подобных эволюций никогда не совершал. В те минуты, даже, ничто не екнуло во мне! Будто сидел в уютном кресле перед манипулятором, коим никогда, даже близко, не пользовался! Как тут не поверить в гипотезу о прошлой жизни, в которой я был пилотом?!
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
  За два дня подсоединил к проводам топливные датчики, установленные в каждом  баке крыла  и к двум указателям уровня топлива. От тарировал их:
Стрелки на "0" - 12 л.= 30 мин  летного времени.  НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС.
Стрелка на 1-й риске - 20 л.= 1 час летного времени.
Стрелка на 2-й риске - 40 л.= 2 часа летного времени.
   На этом остановился. Важно - не упустить топливо в полупустых баках. 
                                 Оба бака+ расходный бачок-2.5 л , общей емкостью 116 л. обеспечат не менее 5 часов летного времени ЛА. Такие долгие перелеты нереальны в ближайшее время 
Поднял стабилизатор еще на 30" Итого ст-р поднят на 1*30" относительно   строительной горизонтали. Продольная V теперь стала  2*30" от первоначальной-4*  
 

КВА

Я люблю строить самолеты!
Санпалыч, продольное V это разность углов установки крыла и стаба? А у крыла сколько относ. СГ? Попробовал посчитать, не сходится. Подскажите.
 
Вверх