Сан Палыч и его проект Л.А. "ДРОФА"

Thread moderators: Sanpalych

Строитель самолета

Я люблю строить самолеты!
Согласен - было бы лучше трубу с ПВД установить подлиннее, но с-т не пройдет в ворота. В будущем сделаю ПВД убирающимся.
Cпасибо. Вы сделали мне этот день) Построить огромный самолет, в огромном ангаре(думается исходили как раз из размеров ангара-заполнить от и до), но цука ПВД убирающийся... потому что не пролазиет. Прошу не обижаться, у всех у нас свои тараканы в голове. Я например в квартирке строю, в комнате 16 м2, тоже тараканов много. В голове.
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
gkfythjr сказал(а):
Я например в квартирке строю, в комнате 16 м2
Я тоже прошел такие же "терни", когда строил свой первый самолет. 1975  год. Только   вселились в  построенный мною  дом  (сам строил и сам учился строить) Зима. Толком не обустроились, как приступил к реализации своей мечты, имея весьма туманные представления об аэродинамике и прочности материалов. На этой почве пошли ссоры со стороны жены... Тогда мне было 25 лет. В 30 лет - мы расстались. С тех пор следующие мои жены были со мною, пока не мешали мне жить. 
С,нынешней, пятой официальной, женой живем в счастливом браке 25-й год. Она, у меня, большая умница и неординарная женщина! Но, это уже другая история.   
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Уважаемые авиа любители, неравнодушные к моим трудам и опытам в постижении летного мастерства! Поразмыслив над вашими инструкциями и замечаниями я пришел к выводу :            Все , что я совершал, сидя в кабине своего ЛА  было интуитивно, на уровне состояния измененного  сознания,  с изрядной долей самоуверенности и фатализма! Там, в кабине, я не чувствовал ни страха ни эмоций, чтобы ни происходило во время полетов. Будто все происходило не со мною, а с кем то другим. Будто видел происходящее, со мной, на экране.
У меня еще будет много времени оценить и обобщить полученный опыт и ваши советы. А пока,   что сделано - то сделано! Опишу, на днях, вкратце, хронологию дальнейших испытаний. Много времени это не займет.   
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
observant сказал(а):
Сколько в часах у Вас уже налётано?
Целых пять часов! Но,  такое состояние души я почувствовал с первых минут подлетов.       
                
observant сказал(а):
Вы не верили,что памятник Вашему трудовому подвигу может летать,да ещё под Вашим же управлением?!
Ни минуты не сомневался за все годы его посройки!
Что, дал повод для сарказма?
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
gkfythjr сказал(а):
ростите за нескромный вопрос не по теме- за 110 летнюю историю Российской авиации, мне известны три человека, постройвших летавшие самолёты по схеме продольный триплан (или  полиплан). Это триплан Безобразова времён первой мировой войны. Пегас 80-х годов( автор здесь) И ваша Троица. Краем уха слышал, про ваш 12 страничный отчёт. Не сохранилось ли чего? как подбирали центровку?
Все бумаги, проекта "Троица", сохранились. ЦТ вычислил по формулам нахождения эквивалентной хорды ЛА взятой из статьи советского журнала "Крылья Родины" С первого раза попал в "десятку".
  "
Мой друг - авиа фанатик-теоретик досконально вникнув в суть трипланной схемы, уже который год сокрушается, что я забросил свой проект. Он уверен в том, что  схема "продольный триплан" незаслуженно игнорируется конструкторами гражданской авиации, в то время, как в военной, она применяется широко и с большим успехом.
Но, балансируя на грани выживания, я не могу, в одиночку, реализовать сей интереснейший,  к сожалению только для меня, проект.
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
gkfythjr сказал(а):
Есть ли возможность ознакомиться с этими записями? 
Вопросы не по теме! Но, если ответы на них, для Вас, так важны - извольте!
gkfythjr сказал(а):
Насколько я вижу по картинкам, у вас нет поперечного V на крыльях. Как себя показал самолет по боковой устойчивости?
Поперечное V-3* присутствовало  на среднем крыле. Чтобы не усложнять конструкцию крыла элеронами, я сделал консоли цельно поворотными +5* и - 10*. Летные испытания показали: Целесообразно будет установить крыло с элеронами, увеличив его размах   с 8 м. ( У-12.3) до 10 м.(У-15.4 )  Но, не успел этого сделать, так -как с-т потерпел аварию. Поперечной устойчивости было достаточно, даже с боковым ветром до 6 м/сек. во время  полетов по прямой. Пока не пошел на "круг". Моя догадка подтвердилась, но было, уже, поздно.
gkfythjr сказал(а):
Но у вас ведь плюсом идет 3-е крыло, а его в формуле нет
Я эту формулу модифицировал, чтобы определить САХ эквивалентного крыла триплана.
Да! Все три крыла несущие.                                                                                              
gkfythjr сказал(а):
правда больше схема у меня является тандемом, с горизонтальным оперением.
Вполне жизнеспособная схема для копирования. Если не вникать в суть ее особенностей.
Прочие вопросы, по триплану, пишите в "личку"
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Из бортового журнала:
12 сент. 9/00 ч. Ветер 7 м/сек. вдоль полосы.
Сделал три пробежки по 600 м. с отрывом пер. колеса на V-40 км/час. N- 3500 об/мин. Очень чувствительный руль направления. Нагрузки на ручке, по тангажу, не чувствую. Руль высоты чувствительный, даже, на V-40 км/час.
13 сент. 18/00ч. Ветер вост. вдоль полосы.
Сделал несколько пробежек по 600 м. Трогался   с место, отпустив тормоза на N-3400 об/мин. По достижению V-50 км/час. обороты д-ля сами увеличивались до N-3500 об/мин. На V40 км/час, при ручке "нейтрально", пер. колесо отделяется от земли. Ручку - чуть "на себя". Риска "горизонт", что перед фонарем, уходит выше истинного горизонта вверх на 10 см. На V 50 км/час с-т устойчиво держит угол атаки крыла. В конце пробежки -  плавный сброс  до N-2000 об/мин. Ручку удерживаю чуть "на себя". С-т произвольно поднимает нос еще на 10 см выше горизонта на 3-5 сек.Затем плавно опускает нос до мягкого касания земли пер. колесом.  Только тогда даю ручку "от себя" до упора, чтобы задействовать тормоза.  Тормозной путь - 50 м.
14 сент. 5/00ч. Штиль
1 час 20 мин. гонял по полю отрабатывая пробежки на V-50 км/час, с поднятым пер. колесом, на взлетном угле атаки крыла- 10* ; с последующем сбросе оборотов; удерживании ручки чуть "на себя" и мягкого касания пер. колеса земли.
Крайние две пробежки решился пройти на V-60 км/час. N-3800 об/мин. Старт! Через 5-7 сек. - V-40 км/час... На V-60 км/час основные колеса отделились от взлетки на 10 см. САМОЛЕТ В ВОЗДУХЕ!!  Сброс оборотов до минимума - приземление и мягкое касание земли на V-40 км/час.
   Привыкаю в кабине на заднем кресле. Мне здесь комфортно. Обзор великолепный на 180*. Отсюда гораздо удобнее, нежели сидя на первом кресле, контролировать работу приборов и положение ЛА относительно горизонта. 
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Из бортового журнала:
19 сент. 17/00 ч +17* .Ветер-2 м/сек. западный, вдоль полосы.
Сделал несколько пробежек, с подлетами, в оба конца На восток, за ветром, с отрывом колес на Н-20 см. На запад, против ветра, с полетом на Н-2 м. до дистанции  100 м.Отрабатывал мягкое приземление ЛА со сброшенными оборотами двигателя.
На менее чем N- 4000 об/мин. с-т легко взлетает с углом атаки крыла 10* на V-55 км/час. с закрылками - 20*

20 сент. 6/00 ч. +9* Штиль. Сплошная облачность. Летные испытания отображены на видео.
После нескольких пробежек с короткими подлетами до Н- 1-2 м я совершил два полноценных полета по прямой на Н-8 м на дистанцию 800 м. Взлет  N-3800 об/мин. ; закрылки - 20*; V-55 км/час. Полет - V-60 км/час.
Даже на такой скорости элероны эффективны! Рули ГО и ВО,обдуваемые струей от винта, очень, даже, эффективны!
Далее: Плавный сброс оборотов до минимума - 1400 об/мин. Ручка чуть-чуть "на себя" и планирование без выравнивания на V-55 км/час, с довольно мягким касанием колес травяного поля; с пробежкой, и плавной ручкой "на себя", чтобы удержать горизонт на риске"взлет" 10*, в ожидании самопроизвольного опускании носа ЛА, в связи с потерей скорости и касания пер. колеса земли. Торможение ручкой !от себя!.
Старт и взлет на N-3800 об/мин. совершал, чтобы узнать: Какая минимальная скорость допустима,в штиль,для взлета   ( 55 км/час) и полета (60 км/час).
Так-же было опасение, что при максимальных - 4600 об/ мин винта с-т взмоет на большую высоти и мне не хватит, по неопытности,  дистанции 1300 м. посадить его благополучно. 
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Из бортового журнала:
   21, сент. 6/00 ч; + 11* Ветер ю-з  1 м/сек. боковой по курсу.
   Пять пролетов на Н-5-10 м. L-800 м. Закрылки на 20*. Н сей раз не давал пер. колесу отрываться от земли до V-55 км/час. на N-3800 об/ мин.    Резвый взлет. Чтобы удержать с-т в горизонтальном полете, приходилось снижать обороты дв. до 3200 об/мин.и чуть "отдавать" ручку до риски 3* (строительная горизонталь ф-жа) При этом скорость полета удерживалась- 70 км/час.
Полеты пришлось прервать, так как усилился боковой ветер до 4 м/сек.
Стал уверенней замечать положение ф-жа относительно горизонта; скорость взлета и полета.

   22 сент. 6/30; +7*; Ветер ю-з 1 м/сек, боковой;солнечно.
  За 1 час, 10 мин. совершил 10 пролетов на Н-5-8 м. L-800 м Задача - отработать мягкую посадку.
Закрылки-20* Старт на N-4000 об/мин. Разгон 7-8 сек до V-55 км/час не отрывая пер. колеса. Резвый взлет на V-60 км/час  на Н-5-8 м с одновременным увеличении скорости до 80 км/час за 2-3 сек. Сразу же выравнивание и плавный сброс газа до N- 3000 об/мин. Горизонтальный полет - 70 км/час...Сброс оборотов до- 2000 и снижение с углами, относительно горизонта 10-12* со скоростью 60 км/час. Касание земли под углом крыла 15-16*.   На второй посадке поймал "козла" на Н-2 м. и мягко досадил с-т,удерживая ручку неподвижно.
  За три тренировочных дня я, как-то буднично, совершил 17 пролетов по 800 м каждый. с более или менее мягкими приземлениями  Решил, для себя: Мне необходимо совершить не менее 60 подобных взлетов - пролетов - посадок,чтобы, как можно, досконально прочувствовать характер моего ЛА. Только тогда идти "на круг!
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Из бортового журнала:
   24 сент.;7/00 ч;+6*. Ветер боковой, сев.- вост. 2 м/ сек.
   Моя задача, на сегодня, проверить работу закрылков в режиме "посадка" = 40* на взлет-посадку.
  Слабый боковой ветер позволяет совершать пролеты в оба конца летного поля.
За 1 час 15 минут совершил 25 взлетов- посадок на Н-20 м. L-800 м.
Итого: 42 пролета на Н-8-20 м.
Закрылки опущены на угол 40*. Старт - 4000 об/мин. Взлет на V-50 км/час. С-т взмывает за 3 сек. на Н-20м, разгоняясь, при этом до 80 км/час. Переход в горизонтальный полет "отдачей" ручки чуть от себя. При этом хвост ЛА несколько задирается до -3* и с-т летит с атакой крыла - 0*. Полет с N-3000 об/мин на V-70 км/час. Для снижения убираю газ до 2000 об/мин. и отдаю ручку, еще, "от себя" до 50% ее хода. Горизонт уходит вверх, к двигателю. С-т словно пикирует, но со снижением скорости до 60 км/час. Земля четко видна и даже намечаю "точку", над которой начну выравнивание ЛА. Опущенные на 40* закрылки, увеличив Су крыла, позволяют с минимальной скоростью снижаться до Н-1 м. Четко чувствую момент выравнивания. Убираю газ до 1400 об/мин с переводом ручки "на себя". Нос с-та поднимается , относительно горизонта, на 10* Касание колесами земли на V-50 км/час с атакой крыла, относительно земли, - 14-16*.
  Под конец полетов усилился боковой ветер до 3 м/сек.Снос парировал креном до 10* с дачей ноги в сторону ветра.
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Из бортового журнала:
  26 сент. ;6/00 ч.; штиль.
     Совершил 23 пролета по прямой в оба конца летного поля 1300 м.
Итого: 65 пролетов.
   Сначала  испытал ЛА на "чистом" крыле. Старт N-4000 об/мин. Взлет через 8 сек на V-70 км/час.
Полет: N-3000 об/мин.; V-80 км/час; Н-15 м... Планирование на N-1200 об/мин с опущенным носом  -4*; V-70 км/час. Касание травы на V-65 км/час - буквально в притирку.
  Затем с закрылками - 20* и 40*: Взлет - 55 км/час и 50 км/час ; Посадка на тех же скоростях, соответствующим  положениям закрылков. Обороты дваг., высота и дистанции те же, что на "чистом крыле.
  Сегодня я, планировал довести количество взлетов - пролетов по прямой - посадок до 60. Но, набрав количество -  65 почувствовал, что ГОТОВ ИДТИ НА "КРУГ"!! С общим налетом, по 
Переложил закрылки на 20*  Осенил себя крестным знамением: ГОСПОДИ - ТВОЯ ВОЛЯ!" Старт! Взлет! Через L-500 м.,разогнав ЛА до V-80 км/час я, на высоте - 50 м!!. Набрав Н-120 м., подобрал обороты с 4000 до 3500 и "поплыл в горизонте... Никакой тряски и вибрации! Так комфортно в кабине...Скорость не ощущается... Будто повис в воздухе... Да уж...Вот он -  МОМЕНТ ИСТИНЫ!!   С ОБЩИМ НАЛЕТОМ, ПО ПРЯМОЙ МЕНЕЕ 2-Х ЧАСОВ!
Пролетев 3-4 км. стал потихоньку, "блинчиком", разворачивать с-т влево  с креном 5*, дав ручку чуть влево Шарик также пошел чуть  влево. Дав чуть левой ногой - вернул шарик в центр.
Понимая, что скорость для разворота на 180* мала, я разворачивал с-т с креном, не более, 5* и радиусом 1000 м. с ручкой "отданной" от нейтрали на 3 см. Нагрузку на ручке (5 кг) снял триммером "от себя" на 1/3 его хода. Вероятно ЦТ ЛА близок к 30% САХ. Поэтому с-т летит, в горизонте, с опущенным РВ на 3*, создавая, при этом, дополнительную Су.
Далее полет по прямой 5-6 км на запад на V-110-120 км/час. N-3500-4000 об/мин... Второй разворот на 180* !блинчиком" над дорогой, между двумя ставками, над лесом, над балкой, над поселком, примыкающим к аэродрому... Вижу и осознаю: Случись, что с мотором - садиться придется на что угодно, но только не на поле!  Избежать такого маршрута, отрабатывая полеты "по кругу", невозможно! Значит необходимо как-то вписываться в рамки аэродрома - 1000 х 1500 м., либо подниматься на Н-300 м.
  Без проблем с Н-100 м на V-100 км/час круто спланировал на Н-4 м, уже на V-80 км/час. Выравнивание.. Посадка на V-70 км/час. (притер)    Слава Богу! Мой первый полет по "кругу" прошел благополучно! МЫ, С МОИМ САМОЛЕТОМ, ПРИНЯЛИ ЛЕТНОЕ КРЕЩЕНИЕ!   Время полетов - 1 чаз 30 минут.
 

КВА

Я люблю строить самолеты!
Спасибо Санпалыч. Инструктор бы научил махом. Вспоминаю наше самообучение. Столько же волнений, а когда учился друг, еще больше. Мы учились на одноместном планерке весом 60 кг с приделанным к нему 30 кг лодочным движком. Но, перед кругом попробовал крены и полетал змейкой, огромное поле позволяло.
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Спасибо Санпалыч. Инструктор бы научил махом. Вспоминаю наше самообучение. Столько же волнений, а когда учился друг, еще больше. Мы учились на одноместном планерке весом 60 кг с приделанным к нему 30 кг лодочным движком. Но, перед кругом попробовал крены и полетал змейкой, огромное поле позволяло.
Я был почти уверен, что мои записи никому не интересны. Обнародовал их для себя самого, чтобы еще раз пережить эти события. Потребность выговориться неистребимо  присутствует в каждом из нас. Рассказывая кому либо о "наболевшем", мы слышим сами себя. Тем самым высвобождаем энергию распирающую душу. Кто исповедуется в храме. Кто изливает душу перед собутыльником (зачастую со случайным), либо перед таким же, как и сам, спутником во время долгого пути. И так далее. 
 

Pilot737

Люблю Сла
Вообще летчик должен уметь летать без всяких цифр, визуально и чувствовать самолет как он летит в воздухе это легко достижимо если летать вообще не обращая внимание на приборы.
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Вообще летчик должен уметь летать без всяких цифр, визуально и чувствовать самолет как он летит в воздухе это легко достижимо если летать вообще не обращая внимание на приборы.
Во первых, я не летчик! Я - конструктор и строитель своего ЛА! Во вторых, я впервые совершил полет по "кругу имея всего  2 часа налета. И то по прямой. В третьих, я не обязан, в угоду кому бы то ни было, подстраиваться под "ассов", вроде Вас.       
 

КВА

Я люблю строить самолеты!
СанПалыч, зря обижаетесь, потом так будете летать. Пилоту 737 в училище труднее было, Вы то сразу "в бой".
 
Вверх