Вот перевод этой статьи.
Основу этому особенному проекту заложил Юрген Шлюттер, отцец-основатель лётной школы Долмар. А теперь воплощение его мечты представить в Германии русский дельталёт «Атом» довершают его сыновья.
В ноябре 2018 мы, Антон Шлюттер (лётная школа Долмар), Слава (переводчик), Андрэ (наш прилежный помощник) и я (технический эксперт DULF)* отправились в Россию, чтобы провести серию статических испытаний дельталёта «Атом».
По прилёту в Москву нас встретил производитель «Атома» Александр, и отвёз нас в городок Карачев, лежащий в 400 км. к юго-западу.
Благодаря хорошо проведённой производителем подготовительной работе, нам удалось в первые же три дня провести статические испытания крыла и телеги.
*Германская Федерация СЛА, http://www.dulv.de/home
Фото 1. После первых пробных полётов в России. Слева направо: Слава, Андрэ, Антон, Уве.
Фото 2,3. Статические испытания телеги МДП «Атом». Испытание крыла (сверху), Испытание крыла (снизу).
Крыло дельталёта «Атом» так же изготавливается на собственном производстве уже более 20 лет и постоянно дорабатывается.
Уже более 260 крыльев «Атом» и достаточно много дельталётов «Атом» несут службу как в секторе спортивных полётов, так и в сельхоз применении. Поэтому было неудивительно, что при проведении статических испытаний минимальные расчётные нагрузки смогли быть превышены с большим запасом.
Крыло «Атом» отличается «дружелюбным нравом» и лёгкостью в управлении, как при максимальной полётной нагрузке, так и без неё.
Телега «Атом», каркас которой изготавливается из нержавеющей стали и алюминия, проектировалась для использования в тяжёлых условиях АХР и прекрасно поглощает жесткие удары системой газо-масляной амортизации, устанавливаемой на основном (заднем) шасси.
При последующих контрольных полётах я смог сам убедиться в комфортабельности телеги.
Без особых колебаний мы решили выбрать в качестве ВПП ближайшее замёрзшее поле, покрытое стернёй, поскольку настоящая ВПП была частично покрыта льдом.
К моему изумлению, 120-сильный четырёхтактный инжекторный двигатель, который в большей части имел корни известного производителя автомобилей, развивал огромную тягу с очень незначительными крутильными колебаниями мотогондолы в результате реактивного момента.
Силовая установка, снабжённая понижающим шестерёнчатым редуктором собственной разработки, работает практически без вибрации. Согласно заявлению производителя, существует ещё вариант с 135-сильным двигателем, развивающем до 350 кг статической тяги. «Там, похоже, достаточно тяги, чтобы, заменить дорогой аэробуксировщик многим любителям парящих полётов»
Фото 4. Мой первый испытательный полёт на дельталёте «Атом».
Эргономичная посадка в мотогондоле обеспечивает хорошую свободу движения головы и даёт удобную возможность обучения так же и с заднего кресла.
Почему же нас, пилотов МДП заинтересовал этот русский дельталёт: естественно, и при полётах на дельталётах дело в стоимости. По нашим расчётам он может поставляться в полностью готовом для полётов виде по достаточно привлекательной цене (за более подробной информацией обращайтесь в лётную школу Dolmar).
Продуманная до мелочей конструкция практически не оставляет возможности желать лучшего.
Жидкокристаллический дисплей приборной панели и шлемы со встроенным интеркомом собственной конструкции могут изготавливаться по индивидуальному заказу.
А впечатляющая тяговооруженность аппарата заставила бы зачарованно улыбаться не одного пилота дельталёта.
На меня, как на технического эксперта, произвело очень большое впечатление качество изготовления и сборки дельталёта, где почти каждая деталь изготавливается на собственном производстве.
По поводу собственно названия дельталёта: «Атом», тут мнения могут и разделиться: но если название должно было отображать его энергетику, то здесь я смогу только согласиться.
Фото 5. Тест на эргономику, проводят Антон и Уве.
В этом проекте я выражаю особенную благодарность нашему Славе, который проделал очень большую «русско-немецкую» организационную работу.
Перевод сделан Дмитрием Цыгуровым (на форуме Ходжа)