Пять лет занимаюсь тем, что ежедневно определяю качество бензина. Весело читать ваши "народные" методы. Наука о качестве бензина и других автомобильных жидкостей называется химмотологией. Почитайте, если интересно. Но сразу скажу, что в полевых условиях ничего определить нельзя. Можно только по запаху определить: сделан бензин в соответствии с ГОСТ на настоящем нефтеперегонном заводе, или самопал.
На фото выше - ареометры. Я определяю плотность бензина с помощью весов и ёмкости с известным объёмом. Точность - выше, так как весы - ювелирные.
Чудо - прибор, оперативно определяющий октановое число, называется "Шатокс". Стоит недёшево. Корректно работает только с бензином, полученным по ГОСТ. С самопалами - врёт.
Правильно пишут, что мотору по барабану, какой ему дают бензин. Если октановое число ниже нормы, то мотор перегреется, вплоть до прогара поршней. Если в бензине много спирта или эфира - снизится мощность процентов на 5-10, так как теплотворная способность спирта (и природного газа) ниже, чем у бензина.
Если мотор современный - впрысковой, то он незнаком с паровыми пробками, так как бензин под давлением 0,35 МПа (3,5 ати) не кипит в жару. И коррекция зажигания при детонации предусмотрена. Единственно, что боится современный двигатель, так это превышения количества смолы в бензине. Из-за смолы образуется нагар, который может затруднить ход клапанов и поршни их догонят. "Копейкам" и Якам смола не сильно страшна.
Самое весёлое, что прочитал - про марганцовку на листе бумаги. Газойль и солярка не должны быть в бензине. Это высококипящие фракции нефти. Бензин полностью испаряется при температуре не выше 215 градусов Цельсия. Недавно проверял польский 10LL. Не дотягивает 8 единиц по октановому числу. Полностью испаряется при 125 градусах. Такого показателя пока ещё не достиг ни один местный подпольный изготовитель бензина. Но народ не жалуется на качество польского бензина.
Смола в бензине есть почти всегда. Именно она повышает октановое число. Её нет только в авиационном 100LL. Зато там есть тетраэтилсвинец.