STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

*****

В итоге, «пазл» сложился ( всего за пол года… 🙃 )


001.jpg
 
Конечно, пока ещё, не получится вылить в салон ведро воды и чтобы вся вода собралась через шпигаты в ёмкости снаружи. Но, после обшивки бортов панелями с уплотнителями по углам пола и несколькими дополнительными элементами в районе вырезов под РУС-ы, этот «трюк» может быть исполнен…

06.jpg
 
Если бы в конструкции этого самолётика изначально была предусмотрена обшивка днища листом 1.0 мм, то эта добавка веса не сказалась бы на общей весовой картине, но не потребовала бы установки дополнительных панелей пола. Право, наступать на обшивку днища толщиной 0,4 мм, приклёпанную к ферме снаружи, не поднимается нога… хотя по расчёту и на практике она держит эту нагрузку.

Ещё один «спорный» момент, на который хочу обратить внимание конструкторов различных летательных аппаратов «Гаражной Авиации». Это вопрос пассивной безопасности конструкции.

Конечно, после введения ИКАО на рубеже 2000-х годов термина «коммерчески оправданные риски» можно не вспоминать о том, что не человек является придатком машины, а «железяка» должна ( обеспечивать не только выполнение поставленной задачи, но и ) максимально защищать человека во «враждебной» среде.

В этом контексте, при вынужденной посадке на лес, наличие под «точкой опоры» панели из двух слоев алюминия, общей толщиной 1,8 мм, мне видится более предпочтительным, чем «фольга» 0,4 мм.
 
"ОБВЯЗКА" МОТОРА


Рассказывая о установке двигателя, я опустил некоторые детали, о которых пойдёт повествование далее. Это - "обвязка" мотоустановки тросовой проводкой управления, прокладка топливопроводов, электрические соединения на двигателе...

Возобновляя описание моторной части, начну с конца обвязки - с прокладки тросиков управления дроссельными заслонками карбюраторов от РУД и обогатителя до рычагов на карбюраторах. В реальности ( и это будет видно на фотографиях ) обвязку удобно начинать с электрических подсоединений, затем - топливопроводы и лишь затем - тросовая проводка.
Тем не менее...

*********

Как описывал в самом начале повествования, я несколько доработал, идущий в комплекте с набором, РУД и добавил к нему обогатитель ( CHOKE ) и «мультипликатор».
В дальнейшем повествовании, я расскажу о соединении этих органов управления с карбюраторами мотора с помощью тросов.


001.jpg
 
Последнее редактирование:
РУД состоит из сектора, с закреплённым на нём тросиком управления дроссельными заслонками и рычага с ручкой. Сектор – это диск Ф97 мм из Д16Т с канавкой под тросик ф2 мм и фиксаторами тросика. Сектор приклёпан к рычагу двумя заклёпками ф4мм в потай и устанавливается на ось ф10 мм. Тросик проходит в винт - направляющий фиксатор «рубашки» троса – ( боудена ).
002.jpg


003.jpg


004.jpg
 
Конструктор этого механизма предполагал крепить тросик болтом М4, огибая трос вокруг тела под шляпкой и зажимая его. Кончик троса, по задумке, прятался в радиальное отверстие, далее по канавке.

Попробовав такое закрепление, я не пришёл в восторг от его простоты и решил его доработать.

Головку болта я использовал в качестве направляющего ограничителя, чтобы тросик не слетал с сектора при прослаблении натяжения. Для этого, в головке болта просверлил отверстие ф2 мм и закрепил болт фиксатором резьбы, сориентировав отверстие под тросик вдоль канавки.

05.1.jpg


Радиальное отверстие ф2мм углубил и, перпендикулярно ему, засверлил ещё одно – под фиксатор тросика.

05.3.jpg


05.2.jpg
 
Фиксатор тросика – покупной. В нём резьба под стопор М4 и отверстие под трос ф2,2 мм. Этот фиксатор – «наконечник» для мотоциклетных тросов.

008.jpg


Под тросик, который я использовал для проводки управления дроссельными заслонками, в наконечнике вставлена и развальцована алюминиевая гильза. Тросик из нержавеющей стали средней жёсткости ф1.6 мм

Такой способ крепления обеспечивает простую и надёжную установку.

009.jpg
 
«Мультипликатор» служит для соединения одного тросика от РУД и двух тросиков от карбюраторов. Тросики можно соединять и на одном «бочёнке» из латуни, но мне потребовалось изменить соотношение длины ходов на РУД и на рычагах карбюраторов, потому и назвал его «мультипликатором», функцию которого выполняет этот соединитель.

010.jpg


Он так же поддерживает троса и боудены в пролёте между закреплениями на приборной панели и пожарной перегородке. Они не будут болтаться в этом промежутке. Трение в таком «сдваивателе», в отличие от трубчатого с сухариком внутри, - минимально.

011.jpg
 
От РУД и обогатителя ( CHOKE ), через приборную панель, боудены и тросики протянуты к проходным винтам тросов в пожарной перегородке. По направлению укладки они фиксируются к элементам конструкции ( боудены обогатителя ) – пластиковым лепестком и на резиновых втулках…

012.jpg


Обратите внимание, что при установке проходных винтов в пожарную перегородку, боудены от РУД и обогатителя не имеют упоров. Только винты фиксаторы на пластине РУД и корпусе обогатителя. То есть, один конец боуденов – свободный.

013.jpg


014.jpg
 
Наконечники ( "бобышки" ) тросиков обогатителя вкладываются в пазы "гребёнок", которые перемещаются в корпусе зубчатым сектором рычага. Наконечник выполнен припаиванием спиральной втулки из лужёного медного провода ф0.8 мм. Его наружный диаметр ф3.5 мм и длина - 7 мм.

"Гребёнки", тросик с бобышкой под пайку и лужёный провод показаны на картинке ниже:

018.jpg


Для пайки таких бобышек я применяю более твёрдый припой ( ПОС-40 ).

Предварительно: - кончик тросика под пайку протравливается в "паяльной" или ортофосфорной кислоте ( не более 10 мм длиной )*; - облуживается припоем на всю длину протравленной части ( облуженный участок должен быть "сухим" - без избытка припоя ); -хорошо промывается в 10-15% растворе соды; - протирается ветошью; - высушивается феном.

*( Если не облудить протравленную часть стального торсика, то этот участок со временем поржавеет. Лучше облудить кончик с запасом, а лишнее обрезать. Потренируйтесь предварительно на отрезках тросика облуживать кончик и обматывать медным проводом. )

Затем, на подготовленный участок наматывается примерно 5 плотных витков медного провода ф0.8 мм. Оформляется "бобышка" с помощью небольших плоскогубцев, поджатием по оси ( по диагонали - по отрезанным концам витков ) и слабыми поджатиями с "подкруткой" концевых витков по диаметру.

Подготовленная бобышка пропаивается твёрдым припоем с канифолью. Избыток канифоли смывается в изопропиловом спирте. Канифоль не вызывает коррозии даже оставшись между жилами тросика.

Рекомендую потренироваться на заготовках тросика припаивать такие бобышки и проверить их на прочность.

Овладев данной технологией, Вы всегда сможете починить любую тросовую проводку на садовой технике и различных "самобеглых колясках"...

019.jpg
 
Хочу обратить Ваше внимание на собираемость узлов заделки тросиков управления.

Применяя различные соединители и переходники тросовой проводки, можно столкнуться с проблемой, когда не хватает длины тросика или боудена для выполнения штатной регулировки системы управления. Или же, вообще не возможно отсоединить тросики не разобрав "дотла" все агрегаты ими соединяемые.

В идеале, тросовая проводка должна иметь возможность отсоединяться без разборки или отрезания бобышек с любого конца. Не плохо, если предусмотрена возможность замены одного троса в сборе с боуденом или только тросика ( без боудена ).

020.jpg


В нашем случае, хода рычага обогатителя хватает, чтобы обеспечить установку тросиков с бобышками, не отсоединяя их противоположные концы от "мультипликатора".

021.jpg
 
В идеале не проще ли было вынести вал с тросами к карбам на первый шпангоут, а управление от сектора жесткой регулируемой тягой и тросики короткие на виду под капотом, а про тягу жесткую можно вообще почти забыть. сделали конечно здорово , но мудрено, любите заморачиваться со всякими шняшками видно сразу. 🤣
 
Продолжение..
... специально для нашего друга из Эстонии!

*****

Далее, "несколько слов" о тросовой проводке управления дроссельными заслонками на карбюраторах, которая проложена под капотом - на моторе.


Для неё использовал разные боудены и разные тросики.

Для проводки управления "обогатителем" были заказаны на "Спруссе" комплекты привода Ротакс 582-618: Search Results | Aircraft Spruce

...именно, вот этот: OIL INJECTION CABLES | Aircraft Spruce

#15-05016 длиной 38" = 965 мм. Комплект привода маслонасоса.

Заказал их из-за заделки в виде цилиндра ( точно не скажу, но возможно Ф6,3 мм ) который удачно устанавливается в рычаг управления "обогатителем".


Для проводки управления заслонкой карбюратора
использовался велосипедный боуден, купленный на метраж и упорные наконечники к нему. Тросик в эти боудены использовался не велосипедный , но стальной оцинкованный, так же купленный на метраж в магазине строительных товаров.


Примеряя прокладку проводки на моторе, "что-то пошло не так" ...

Трение в боуденах было настолько высоким, что подклинивало РУД на вытягивание тросиков и не хватало усилия пружин рычагов, чтобы возвращать их в крайнее положение. Аналогично и на "обогатителе"...

По этой причине пришлось подбирать и компоновать разные сочетания гибкости тросиков, их диаметров, типов боуденов.

У меня был выбор из нескольких типов боуденов, отличающихся жёсткостью и внутренним диаметром под тросик и даже с фторопластовой трубкой. Так же, несколько ( 5 -6 ) различных тросиков - стальных и нержавеющих, с пластиковым ( "тефлоновым" ) покрытием, разного диаметра и плетения ( жёсткости ).

В итоге подбора пар тросик - боуден с минимальным сопротивлением трения, были собраны пары:

- Под "ОБОГАТИТЕЛИ" - боуден от "Спруссовских" комплектов ( такой же, обычно, применяется на различной мототехнике он под тросик Ф2.0 мм ); - тросик от велосипедной проводки управления Ф1,6 мм средней жёсткости, стальной цинкованный, двойной встречной навивки - 7+9 жил.

- Под "ЗАСЛОНКИ" - боуден велосипедный, повышенной гибкости, под тросик Ф1.6 мм; - тросик многожильный, гибкий 7х7 стальной оцинкованный , Ф1,5 мм.



Длина проводки управления заслонками карбюраторов получилась примерно около 1 м.

Опыт ремонтов и монтажа тросовых систем управления карбюраторами убеждает, что важно, чтобы комплекты тросов левого и правого карбюратора не отличались по длине. Это одно из условий синхронности открытия заслонок.
3 001.jpg
 
Другим условием одинаковой работы карбюраторов является прокладка тросов с одинаковым количеством и радиусами изгибов.

Я постарался, чтобы прокладка соответствовала этим условиям.

3 030.jpg
 
Несколько подробнее по конструкции крепления боуденов к агрегатам мотора и в регулировочных ( проходных ) винтах.

Между собой удобно скреплять отрезками резинового шланга с внутренним Ф6 мм используя его как проставку. Стягиваются боудены пластиковым стяжным хомутом шириной 3,2 мм, продетым в проставку.
002.jpg


003.jpg


Если нужно соединить боудены «в ряд», то удобно просверлить отверстия Ф6.0 мм , в отрезке аналогичного резинового шланга соответствующей длины.

004.jpg


Такое крепление я использовал для установки боуденов на горлышке бачка-коллектора…

Отверстия под боудены пробиваются просечкой или сверлятся.

005.jpg


006.jpg


007.jpg
 
Важный момент!

Упорные наконечники боуденов должны быть хорошо заделаны на теле боудена и не слезать с него
от усилия пальцев руки. ( Хотя, сорвать крепкими «оч.умелыми» пальцами можно что угодно…) В противном случае, со временем, пластиковая рубашка на пружине боудена будет протёрта краем наконечника и в этом месте может образоваться излом пружины или изменится длина боудена от набившихся в наконечник «ошмётков» пластика. В дальнейшем, возможно подклинивание тросика в этом месте.

Другое требование относится к закреплению концов боуденов в «стаканчиках» упорных - регулировочных винтов карбюраторов и проходных винтах на пожарной перегородке. Если концы боуденов не зафиксированы от выскальзывания из «стаканчиков», то при управлении РУД-ом возможно получить дискретное изменение длины тросовой проводки на величину глубины «стаканчика». Рычаги управления заслонками и заслонки не будут возвращаться в нулевое положение.



Существуют различные способы фиксации боуденов в упорных –регулировочных винтах.

Можно контрить проволочкой, закручивая восьмёркой с завивкой проволок ( На мой вкус – самый не удачный вариант, хотя на него есть даже ОСТ. Проволока перетирает пластик рубашки боудена или сдёргивает наконечник с неё. Много «нюансов», чтобы такая контровка получалась долговечной и надёжной ).

1.jpg


Можно надевать на боуден и «стаканчик» винта отрезок резинового шланга и фиксировать его, зажимая двумя хомутами. Довольно грамоздкая, грубая конструкция. Об эти хомуты, часто, царапаются руки обслуживающего мотор… Мне не понравилась.

2.JPG


Один из лучших вариантов – это специальные резинки, которыми фиксируются боудены в упорных винтахна карбюраторах моторов Ротакс 503 – 618.( Стоимость такой резинки около 5€ ).
На картинке из "Руководства..."для 582 мотора - это поз. № 13.

3.jpg


Я решил поэкспериментировать и попробовать вариант с виниловыми шлангами различного диаметра. Они довольно упругие и плотно садятся на «стаканчики» упорных винтов. ( На шестигранный «стаканчик» проходного винта для боуденов «обогатителя», подходящий упругий фиксатор подобрать не удалось… Здесь, можно будет применить и отрезок резинового шланга ).


010.jpg


011.jpg


012.jpg


013.jpg
 
При прокладывании боуденов на моторе и в подкапотном пространстве, следует учесть взаимное перемещение элементов и агрегатов при работе и смещении мотора на упругих сайлентблоках под действием реактивного момента и тяги пропеллера.

В данной конструкции, минимальный зазор между рычагом управления дроссельной заслонкой и боуденами – 2 см. ( Это место выделено овалом жёлтого цвета ).

014.jpg


Другое «узкое» место – штуцер на маслобаке.

015.jpg
 
Назад
Вверх