Лобовое остекление
*****
Лобовое остекление на нашем самолётике, по задумке автора конструкции, выполняется из одного листа, выкроенного и загнутого по профилю кабины.
Лист поликарбонатного стекла толщиной 2.0 мм, предварительно, крепится на клеко сверху, натягивается резиновым жгутом с крючками и прижимается багажным ремнём с трещоткой. Затем, с нагревом феном в углах, загибается, плотно прижимается ремнём и засверливается по нервюрам центроплана и стойкам фермы фюзеляжа.
Профилированный нижний край листа плотно прилегает по поверхности капота. Дополнительно, при окончательной установке на заклёпки, на этот край надевается резиновый уплотнитель специального профиля, плотно и герметично садящийся на стекло и облегающий опорную поверхность капота.
Такой способ герметизации неподкреплённого края листа остекления, весьма подкупает своей простотой и элегантностью решения. Не требуется клепать остекление к капоту через профилированный уголок и устанавливается довольно качественное уплотнение.
Вполне вероятно, что этот решение имеет право на жизнь и даже работает в условиях осадков в виде дождя… на земле. Однако, есть подозрение, что отсутствие крепления края остекления к капоту вызвано не столько стремлением упростить сборку, сколько вынужденная мера. Максимально облегчённая ферма фюзеляжа стала весьма не жёсткой на кручение, не смотря на сохранение требуемой прочности. Полагаю, что если закрепить край стекла, то при грубых посадках оно может лопаться от напряжений.
*****
В общем, то ли у конструкторов*, то ли у сборщиков планера «что-то пошло не так…». Пробные гонки мотора выявили неприятную особенность этого остекления.
При интенсивном обдуве ( со средних оборотов и выше ) стекло отсасывается пониженным давлением перед ним. Поскольку площадь остекления довольно большая, то величина распределённой силы, направленной перпендикулярно к поверхности стекла и наружу, такова, что
в щель между краем резинового уплотнителя и капотом можно свободно высунуть ладонь. Зазор доходит до 3 см (!).
Сколько я не пытался добиться этого эффекта без обдува, упираясь руками в стекло изнутри, получалось только слегка ослабить прилегание уплотнителя к капоту и то, на небольшом участке длины.
*( Наша - одна из первых и «сырых» версий конструкции самолёта. В дальнейшем, остекление было изменено на менее затейливую и более технологичную конструкцию из нескольких элементов. )
*****
Я долго размышлял над этой проблемой. Собранные другими коллективами и в другое время собратья нашего самолётика летают без закреплённого к капоту края остекления… Нам же, до устранения этой «неприятности» облёт не светит.
Подкрепить нижний край остекления можно было бы снаружи, профилированным алюминиевым уголком, предварительно срезав резиновый уплотнитель ( чтобы не расклёпывать остекление по стойкам фюзеляжа ). Но, край остекления с уплотнителем впритык подходит к краю пластикового капота моторного отсека. Если клепать на капот профилированный уголок, то он вылезает за край пожарной перегородки. Направление продолжения плоскости стекла и зазор между ним и капотом ( если удалить резиновый уплотнитель ) наводит на мысль о нарушении технологии установки остекления или опущенной линии капота, уже после установки стекла…
Очень не хотелось отказываться от уплотнителя. Мне, его наличие весьма симпатично. Осталось изобрести способ крепления стекла как оно есть или переделывать остекление полностью, для чего потребуется попадать в старые отверстия заклёпок в ферме фюзеляжа, что практически не реально ( их около 200 и, даже если пользоваться «обезьянкой» - повторитель отверстий … то скорее сам станешь обезьяной 🙃 ).
Другая проблема состоит в том, что приборная панель и все её коммуникации уже собраны в пространстве под капотом, а минимальный угол наклона стекла к капоту - порядка 30 градусов. Доступ для работы изнутри кабины весьма ограничен. Каким инструментом обеспечить разметку и сверление отверстий?