4. Сборка ПАНЕЛЕЙ.
«…начнём из далека…»
Вот, наконец-то, мы добрались до самого приятного момента. Окончательная установка панелей. Это тот процесс, который доставляет удовольствие и самим действием и результатом…Однако, чтобы это было именно так, следует потратить изрядно времени и сил на подготовку.
*****
Прежде чем окончательно занять своё место и вписаться в общий гармоничный строй, каждая деталь конструкции самодельного самолётика неоднократно примеряется, дорабатывается, подгоняется, устанавливается на временный крепёж, снова снимается для доработки узла при присоединении следующих деталей
… Операцию по установке и снятию,большинства узлов, приходится повторять не один десяток раз. Только в этом случае можно получить хорошее качество изделия и с соответствующим ресурсом и надёжностью. Как результат, получаем удовольствие от финишной сборки и последующей долгой эксплуатации конструкции.
Даже наличие хорошо проработанных чертежей не освобождает от такой последовательности действий. Очень много сопряжений, которые имеют широкие отклонения размеров от номинальных, и подгонка «
по месту» - неотъемлемое условие качественной сборки. Так же, свои коррективы вносят технологические отклонения размеров*. Для штучного изделия – это нормально.
*( Например, когда собирали настил пола на первом опытном экземпляре самолёта Ил-86, то все панели изготавливались строго в соответствии с размерами, указанными в чертежах. Тем не менее, ударные заклёпки «раздают» металл в зоне соединения. По этой и прочим причинам по всей длине салона набралось примерно 0,5 м (!) лишней длины листового покрытия пола…)
Ещё одно замечание по «
философии сборки». 🙂
В каждом настоящем и стОящем деле есть своя«Святая Троица». Говоря о механических созданиях, я определяю это понятие как «
Святая Троица Механики». Это те самые
три составные части, которые призваны стать
тремя источниками позитива от общения с каким-либо механическим творением. В моём представлении, эта троица - не что иное как:
Деталь, Узел, Конструкция. От того,
в каком соотношении по степени инженерной проработки сочетаются эти три части, зависит спектр эмоционального восприятия человеком механического объекта.Причём, даже не от высокотехнологического совершенства, но от соответствия друг-другу.
Возможны различные сочетания. Гармоничные сочетания, как и в музыке, оказывают положительное воздействие на человека и, наоборот, диссонансы в отдельных частях вызывают дискомфорт. Так, например, если в конструкции кресла-качалки применить «разномастный» крепёж и фанеру (
Детали ), соединить их, засверливая кривые отверстия с большими зазорами и не в размер (
Узлы ) то, даже верно рассчитанная геометрия положения центра масс и кривизна опорных дуг (
Конструкция ) не компенсируют неприятные моменты, вызванные скрипами и рывками при качании на этом «шалтай-болтае». И загнутые концы гвоздей будут «резать глаз».
В другом случае, применив «винтажные» латунные заклёпки с широкими гранёными шляпками и отделанную резьбой и тёмным лаком древесину (
Детали ), собрав всё на подогнанные шканты и клей без подтёков в элегантные, ажурные (
Узлы ) но, не верно выбрав геометрию (
Конструкции ) - например, вместо циклоиды сделать опорные дуги по форме дуг окружности, или расположить центр масс сидящего не на соответствующей высоте,- то вместо успокаивающего воздействия ритмичного покачивания ( 64 цикла в минуту ) в этом кресле можно получить эффект прямо противоположный.
Что и говорить о таком сложном изделии как самолёт…
Впрочем, есть своя, очень притягательная«
живая гармония» в конструкции, созданной на одном дыхании ( вдохновении ?) из подручных материалов, на «живую нитку», «на скорую руку». В конструкции примитивной, во многом ограниченной, но являющейся символом, отражающим самую суть идеи - например, бумажный самолётик…
Полагаю, что для того, кто дочитал до этого места,мне удалось донести некоторое
представление о гармоничном сочетании назначения Конструкции и используемых для её создания элементов.
*****
Рассказывая о сборке панелей пола на вытяжных ( односторонних ) заклёпках, я буду акцентировать внимание на некоторых технологических «секретах».
Эти необходимые процедурыобычно игнорируются в описаниях сборки наборов ( «китов» ). Их выполнение
увеличивает в разы трудоёмкость сборки, тем не менее, позволяет значительно
увеличить несущую способность и ресурс узлов, а так же,
сократить затраты на последующие ремонты.
Конечно, для такого соединения как панель пола, многими «тонкостями» можно пренебречь ( это не обшивка крыла…). Тем не менее, можно рассматривать такую сборку как повод потренироваться на простом варианте и выработать хорошую привычку ( полезный навык )– проверить технологию и оценить результат.
И так, все панели подготовлены к окончательной установке на заклёпки и в них:
- подогнаны размеры по габаритам и сделаны все вырезы под элементы конструкции;
- засверлены , подогнаны и обработаны ( цековкой ) отверстия под установочные центрирующие винты;
- через стрингеры ( со стороны обшивки ) предварительно засверлены отверстия Ф2,2 мм;
*
- подогнаны отверстия под винты для сопрягаемых с панелью деталей;
- отверстия, попадающие на выступы рельефа, засверлены Ф 3,2 мм** и поверхности под шляпки обработаны цековкой;
* ( Я применил «затейливый» способ засверливания отверстий в обшивке и панелях – через отверстия в стрингерах. Это связано: - во первых, с тем, что использовались стрингеры не Z- образной, а П-образной формы; - во вторых, с тем, чтобы применить покупные профили - стрингеры с малой шириной полки и избежать довольно точной процедуры разметки обшивки и панели под сверловку отверстий в «невидимом» стрингере ).
** ( Только потому, что центрирующий стержень имеющейся у меня цековки имеет Ф3,2 мм.).
Контур панели оклеен «ворсистой» синтетической изолентой. Так,края панели меньше царапают грунтовку на бортах при примерках. Эту окантовку я оставил при сборке. При необходимости её можно удалить полностью или срезать только тот участок, который снаружи. В добавок,
она выполняет роль скользящей прокладки, чтобы алюминий панели не обтирал краску на раме.
Начнём с «задних» панелей. Как ранее указывал, отверстия под заклёпки в них уже засверлены Ф3,2. Это не по «фэн-шую»…
Правильно, рассверливать совместно отверстия в панели и стрингере с Ф2,2 до Ф3,2 мм. В этом случае, форма и соосность отверстий будет лучше - меньше смещение отверстий в листе панели и в полке стрингера.
Панели крепим на место установочными винтами М4 ( несколько резьбовых отверстий ) и в стрингеры - на «клеко» Ф2,2 мм ( металлического или серебристого цвета – цинкованные ). Последовательно или через один, рассверливаем отверстия Ф2,2 в стрингерах сверлом Ф3,2 мм, вставляя в них «клеко» Ф3,2 мм ( меднёные ). Таким образом, все клеко заменяем на Ф3,2.