Тут конечно есть несколько загадок...
То что 2 Т мотор склонен к появлению локальных перегревов - понятно. В своё время - экспериментировали с маслом на дельталёте с Бураном.
==================================
( ретроспекция про масло - Буран и нагрев )
В двигатель ( ну в смысле - в бензобак лили ) РМЗ - 640 ( от снегохода Буран ) на дельталёте - принадлежащем моему другу - всегда лили МС - 20. И считали что это хорошо. ( 400 гр. на 10 литров бензина А 76 ).
А потом случилось следующее - во время полётов ( несколько лет назад ) мы спохватились что кончилось масло. Бензин есть - а масла нет. Обидно. И тут я вспомнил что пол года ранее нам подарили литра полтора полусинтетики Teboil 2T. И эта канистра - валяется в багажнике. Ура ! Размешали бензин с маслом Тэбойл - и на полосу. И тут я обалдел. Мотор просто запел. Ощущение - как будто шаг винта стал меньше. Мотор быстрее раскручивается и разбег на взлёте - получился короче на несколько метров - но заметно. И скороподъёмность - лучше. Как будто вес уменьшился. Фантастика. До обеда летали на МС - 20 - а после обеда - на импортном масле. Ветра практически небыло. И такая разница ! И температура головки цилиндра - по показаниям термопары под свечой заднего цилиндра - снизилась заметно. До обеда ( с МС 20 ) после взлёта доходила до 195 градусов - это практически предел безопасной температуры. А после обеда - 170 - 175 градусов и сколько не газуй - 200 не получается. Вот тебе бабушка и Юрьев день... Масло буржуйское - оказалось лучше чем мы предполагали. С тех пор я практически завязал с идеей лить куда бы то нибыло отечественное масло.
А когда кончился полусинтетический Teboil 2T - мы такого же не нашли - в канистре с синей наклейкой... Они полусинтетику делать ( или поставлять ) в тот момент - вроде перестали... Синтетика - дорого. Минералу - не хочется.
Тогда мы купили на ближайшей бензокалонке в Ропше банку масла MANNOL 2-TAKT PLUS. Тоже двухтактная полусинтэтика. Во многих местах продаётся и стоит не очень дорого. Тогда стоило порядка 200 руб. /литр. - сейчас подорожало - рублей на 30 - 50 где как...
http://www.barda4ok.ru/index.php?page=oilbrands&pid=12723§ion=15
Этикетки - масло MANNOL 2-TAKT PLUS.
Результат порадовал : температура двигателя - как и на Тэбойле - и ощущения - такие же. Очень приличное масло. ( В РМЗ - 640 - мы его лили из рассчёта 400 гр. масла на 10 л. бензина. Как и МС - 20 до этого. ) И ни копоти ни нагара - винт - чистый ! Раньше был весь в несгоревшем МС - 20 и в копоти. Попробуй дотронься - было. Руки только бензином отмывались - если винт потрогал.
Такая вот история - как я поверил в импортное масло.
========================================
Для Ротакса 593 - ранее мы использовали хорошие фирменные масла.
К примеру - такое :

«
масло.»
Лили в бак из рассчёта примерно 330 г. на 10 литров бензина.
Ну а в день происшествия - повелись на не проверенное масло...
Учитывая что при применении плохого масла температура мотора ( и поршня ) может несколько повышаться - даже если клина не происходит - применение сомнительного масла могло быть дополнительной предпосылкой к перегреву и прогару поршня...
Однако есть и ещё одно соображение. При прогаре поршня мотор обрубился моментально. Второй цилиндр - хоть бы пару раз фыркнул... Щелчёк - и тишина... Возможно что на втором цилиндре ( за секунды до прогара ) - произошол отказ свечи. Не дублированная система зажигания - не есть гут...
🙁
( После посадки - мотор вращался от руки свободно. Механического клина не произошло. )