Продолжение рассказа про бортоператоров.
"И получил... Но об этом в другой раз."
Так вот, дали мне в экипаж другого оператора. Кстати, бывшего официанта из того ресторана. Этот был то, что надо. Росточек под два метра и сообразительный не в меру.
В советское время все надо не покупать, а доставать. Летали мы на "грузовиках" - поэтому возили все - от железяк, до деликатесов.
У сопровождающих - "усушка - утруска", к тому же, авиацию у нас в стране всегда любили, поэтому с летчиками всегда делились.
Короче, как у Райкина, - "Кто что охраняет, тот то и имеет. Все на охрану социалистической собственности." Причем у нас на Севере существовало железное правило. Все, что экипаж "намышковал",делилось строго поровну, невзирая на чины
и заслуги. Ну вот, везли мы как то военных летчиков и они презентовали мне трехлитровую банку спирта. А надо сказать, что
на Ан-26 блистер штурмана при облединении обливается спиртом.
Но у нас даже разговоров не велось - заправить самолет спиртом.
Да и хотел бы я посмотреть на командира, который отдаст приказ
поливать штурманский блистер спиртом. Счас. Что ему там смотреть.
Не видно? Пусть в локатор смотрит. За такое "преступление" штурману махом глаза протрут. Короче, спирт и гражданские летчики - вещи несовместимые. Правда, во времена , когда Полярная
авиация была сама по себе и существовала отдельно от Гражданской авиации, спирт выдавали. Но тогда самолеты постоянно летали в условиях облединения. 🙂 У меня радист раньше летал на Ли-2. Так рассказывал. Захотелось экипажу выпить, спирт есть, но и бачок со спиртом опечатали и самолет на ночь опечатывают. Казалось бы, "выцарапать" спирт нереально. Но, как говорится, учите матчасть. Противооблединительная система винтов на Ли-2 была спиртовая. Поэтому перед уходом на ночевку,
радист переключил бортсеть самолета на аэродромное питание и
включил подачу спирта на винты. А так как самолет был обесточен, то, естесственно ничего не произошло. Самолет опечатали и сдали под охрану. Остальное - дело техники. Когда стемнело, пришли к самолету, подключили аэродромное питание,
естесственно в самолете включилось противооблединительная система винтов и осталось... только подставить ведра под винты, с
которых потек спирт.
Ну вот, отдал я банку со спиртом бортмеханику - разделить на всех.
А что там делить. Три литра как раз получается по пол- литра на шестерых. И тут мой бортоператор заявляет. У вас дети уже большие, а у меня еще грудной, поэтому спирта мне надо больше.
Механик ко мне, мол, командир, действительно у него грудной и надо больше выделить. Первым "врубился" и взревел штурман -
мы что, молоко делим или у него грудной ребенок уже спирт пьет?
В ответ - гы гы, я пошутил.
А один раз, правда, до сих пор не знаю, кто был зачинщиком.
Вез из Норильска полный самолет зэков. Мой бортоператор предупредил их перед взлетом, чтобы в полете не курили и все такое. А то, мол, командир у нас зверь, если что не так, может в полете из самолета выбросить. Ну, зэки есть зэки, мол, плавали, не таких видали и в том же духе. В наборе высоты все задымили и на него ноль внимания. Я ничего не подозреваю и тут на высоте где то 5000 метров хлопок - разгерметизация. Рампа пошла на открытие, щель в хвосте уже образавалась сантиметров тридцать.
Естесственно, команда закрыть рампу. Результат был поразительный.
Все бросили курить и четыре часа до Красноярска боялись пошевелиться. Я так и не добился, чья это идея. Штурман лоб колол, что случайно локтем задели тумблер открытия рампы. Но уж больно вовремя.
Правда, этот бортоператор тоже не долго летал. Кто то в министерстве решил съэкономить на заработной плате и бортоператоров с бортов сняли, возложив их обязанности на экипаж. Встречаю его на улице - как жизнь? Вот, говорит, командир, хотел летать, жить честно, не дали. Пошел опять в ресторан воровать. Без операторов мы летали недолго. В Тикси экипаж плохо закрепил груз и на взлете он у них "пошел" в хвост. Рухнули на жилой дом...