Таврический перелёт в Крым на Ан-2!

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва


Попасть летом в Крым хотелось очень давно.  После крайнего полёта в начале апреля 2014г прошло больше года, но тогда мы посмотрели Крым ранней весной, очень быстро, да и погода была не простая. 

Для себя я решил, что этим летом обязательно попаду в Крым и хотя бы немного, но ознакомлюсь с его красотами с земли.  Мысль о том, чтобы слетать в Крым на рейсовом самолёте или ехать на машине я отмёл сразу.  Это не интересно, тяжело, да и вообще грешно имея свой самолёт передвигаться на других видах транспорта.  А тут ещё мне очень подвезло, и я стал счастливым совладельцем замечательного самолёта Ан-2, который мы через аукцион у республики Карелия.

  Про нашу покупку Ан-2 это вообще история, требующая отдельного рассказа, и немного раскрытая Игорем Колоколовым, который тоже приобрёл себе такой самолёт ( Отчёт ).

  Но вернёмся к нашему перелёту в Крым.  Лето 2015г подходило к концу, мы широко отпраздновали День Авиации, и тут я читаю в Facebook о том, что аэроклуб «КВС»   с аэродрома Северка организует «Таврический перелёт» в Крым.   А ведь это отличная идея! Узнав, что помимо перелёта планируется хорошая наземная программа – решено было принять участие в этом перелёте.  Но на чём лететь?   Конечно же на Ан-2!  Этот самолёт при относительно небольших затратах позволит комфортно лететь на большие расстояния небольшой компанией. А так, как Ан-2 приобрели не только мы, но ещё и Олег Нехорошев и Игорь Колоколов, то я тут же предложил Олегу и Игорю полететь вместе.  Игорь не смог, а  Олег сразу же согласился – ведь это жутко интересно лететь группой, а уж тем более на таких самолётах. К перелёту присоединился Ваня и Володя на мотопланере Falkе. 

  Началась подготовка к перелёту.  "КВС" планировал вылетать 10 сентября, за один день долететь до Крыма, 11 и 12 сентября провести экскурсии, а 13 сентября уже вернуться в Москву.  Этот очень плотный график мне не очень нравился, поэтому я предложил полететь пораньше, не спеша. И мы приняли решение вылетать 7 или 8 сентября.
  Экипаж нашего Ан-2 собрался из 5 человек.  Это Андрей Борисович Моряшин, наш командир и знаменитый полярный «волк», Денис Павлов, Всеволод Смирнов, Дмитрий Кондратьев и я.

Андрей Борисович, я и Сева


Денис и Дима

Просчитав маршрут, было решено, что плечи мы сделаем длиной по 500-700 км.  Так и лететь комфортнее, да есть запас на встречный ветер.  Общая длина маршрута составляла около 4000 км (туда-обратно).
Это предварительный расчёт


  Первоначально мы планировали идти по маршруту Орловка-Усмань-Белевцы-Коктебель-Табаско, потом Белевцы решили заменить на Белую Калитву, которая уже в процессе полёта и получения не очень хорошей информации о доброжелательности местных колхозников, была заменена на Потапов (Волгодонск).

Заправка наших бортов


Денис заправляет Ан-2


6 сентября в Орловку из Питера прилетели Олег и Алексей.


  Заправившись и переночевав  7 сентября двумя бортами мы выдвинулись в Крым.  В Москве лил дождь, было холодно и промозгло. Но нас согревали мечты о тёплом море!



К данному путешествию самолёты были оснащены:
- мобильными заправочными комплексами, ёмкостями для транспортировки топлива от заправки к самолёту;
- палатками для экипажей;
- спасжилетами для всех людей на борту (ведь придётся лететь над морем);
- НАЗом;



Продолжение в следующем отчёте...
 
 
Как то скупо! Когда повествование дойдет до дегустации крымских вин, пожалуйста подробнее!!! Ваш опыт будет очень полезен для последующих эскадрилий 😉
 
Всё будет, это пока начало!  Правда про дегустацию я вряд ли смогу что-либо рассказать, но культурная программа была замечательной в Крыму.  ;-)
 
А, что это ребята такой расход топлива. Мы раньше на химии по 150 списывали. А на маршруте в обще по 130. И крейсер считали 180 по штилям.
 
Это расчёт, который мы заложили.  Реальные расходы я выложу в заключительной части рассказа.
 
А, что это ребята такой расход топлива. Мы раньше на химии по 150 списывали. А на маршруте в обще по 130. И крейсер считали 180 по штилям.
Можно конечно поиграть с высотным корректором, но практически 100% летат на автомобильном 95м, а на нЁм забеднением можно и сЁдла выпускных пожечь.

Вот если-бы в компрессорную секцию организовать подачу водяной взвеси - тогда ДА. Но только летом.
 
7 сентября 2015г - Вылет из Орловки


Утро, льёт дождь, к Ан-2 можно подойти только в резиновых сапогах. Завершаем подготовку бортов, ждём погоду.  Но погода не улучшается... 
"Вы что, сахарные?  Дождика испугались!" возмутился Андрей Борисович. 
"Так облачность низкая" - парировал я
"Ну и что?  Значит пойдём по приборам, в Калуге будет нормальная погода, а в Усмани так вообще солнышко" - поставил точку Моряшин.


Первый борт в Усмани


Сразу после взлёта мы уходим в облачность и приборный полёт.  Самолёты шли медленно, т.к. загрузили мы их почти по максимуму, да ещё и заправка была полной.
В районе Калуги в облачности действительно стали появляться дырочки и постепенно мы перешли на визуальный полёт.  Сообщив Олегу и Алексею, что мы идём визуально и нижний край облачности поднялся до 600м, борт RA-02476 решил, что хватит лететь по приборам и снизившись пошёл рядом с нами.

Хоть мы и вылетели парой, и связь вели с нашего борта за группу, но в целях безопасности при полётах по приборам , летели на разных высотах с разницей в 200м.
Участок Орловка-Усмань (Шаржки) мы прошли за 3ч 06мин (расстояние 561 км).
Так как мы вылетели в 15 часа дня, то по светлому времени дальше мы не успевали.  Остались ночевать в Шаржках.   Сергей Клюев и его друзья сделали замечательную авиационную базу на аэродроме.  Комфортабельные домики, душ, туалет.  Вечер прошёл за шашлыками, чай из самовара.   

Заправка в Усмани с ТЗ.


Заправка в крыло в исполнении Алексея


На нашем Ан-2 походный самовар является бортовым имуществом


После чая и шашлыков пришлось сесть за компьютер, остаток вечера и ночь прошли за подготовкой к следующему этапу полёта.  Был составлен маршрут в обход зон ограничений. Маршрут формализован в план полёта, который был подан.  Но стоянку и заправку отводилось по 1,5-2 часа.
Планы поданы, время 1:30 ночи, можно идти спать…   Вылет в 6 утра.

Продолжение следует...
 
8 сентября 2015г – второй день путешествий!



С трудом оторвав голову от подушки сразу бросаюсь смотреть статус планов.  Они приняты, но нужно получать условия.   Звоню в МЗЦ.  Просят перезвонить.  А пока я всем экипажам прошиваю маршрут в GPSки.   В 5:55 получаю условия на использование воздушного пространства. Можно лететь. 


Вылетаем ровно в 6:00 по Москве.  Солнце уже встало, воздух спокойный, как же приятно летать рано утром!
Я веду радиообмен.  Т.к. маршрут готовил я, то и с диспетчерами общаться сегодняшний день тоже мне.  Всё идёт хорошо, докладываю сразу за 2 борта.



Траверзом проходим Бутурлиновку, Вёшенскую, Морозовск, впереди показалось Цимлянское водохранилище.  Это Волгодонск.
Практически с самого начала полёта правое кресло Андрей Борисович уступил ребятам, которые по очереди рулят самолётом.  Я с левого штурманю и общаюсь по радио.  Именно в этом полёте приходит понимание, что в Ан-2 надо делать третий разъём под гарнитуры и кнопку передачи, чтобы можно было сидя между пилотами выполнять эти задачи.



Также, выясняется, что радиостанция «Бриз» намного слабее «Баклана». Да, привыкши работать с ICOM-A110,  который бьёт почти на 100 км, станции и СПУ на Ан-2 дают прочувствовать всю прелесть радиообмена.
Подлетая к Волгодонску, Андрей Борисович снова занимает правое кресло.  Мастерский заход и точная посадка на ВПП Потапов.
Тёплая встреча Максима.  Тут же подъезжает заправка.  Пока мы заправлялись, прилетел и Олег с Алексеем.



Максим - хозяин аэродрома Потапов.


Заправка


Хозяйство на аэродроме большое! Всё очень аккуратно сделано.
Ангар


Строится КДП


Административное здание


Летим дальше!  Через Зерноград, Кущёвскую, мимо Ростов-на-Дону, выходим на береговую черту Азовского моря в районе Приморско-Ахтарска и над плавнями группой идём в сторону Темрюка.  Расходимся со встречным Ми-8, который патрулирует границу.

Держим плотный строй


Андрей Борисович приглядывает за нами


И вот уже Темрюк, видно Чёрное море, Керченский пролив и Крым!
Отработали с Анапой.  Мы над проливом.  Ух, сколько же тут корабликов на рейде стоят.  А мост в Крым ещё даже технологический не закончили…  Ничего, скоро будет мост!


А пока паромы снуют туда-сюда.


Ан-2 над Керченским проливом


Очень быстро перемахиваем пролив и два наших борта, плотной группой уже идут на Керчью.  Общаемся с Симферополь-информация.  Но им, похоже мы не очень интересны. 
В районе Керчи в бухте стоит какой-то большой парусник.


Аэродром Керчь


Минуты летят незаметно.  Вот уже под нами легендарный Коктебель.
Заход, посадка.


На горе нас ждёт Ваня и Володя, которые прилетели сюда на  день раньше.


Фалька и Цессна


Два Ан-2 Карельской Авиалесоохраны на горе Коктебель!


А это наш Командир!


Из самолёта Олега выгружаются два парапланериста, которые летели с нами в Коктебель.  Загружаем бочку бензина для Сергея.  Звоним в Симферополь, чтобы получить условия на ИВП. К слову сказать – весь Крым накрыт режимом, который установило ФСО.   Радиус зоны ограничения 200 км!  Вы только вдумайтесь – круг диаметром 400 км закрытого воздушного пространства!
Но слава богу, что в ФСО нам пошли на встречу и разрешили севером пролёт в Евпаторию, на аэродром Табаско к Сергею Шевчуку.
Вылетаем тремя бортами.  Ан-2 уходят вперёд, как более скоростные, а Ваня с Володей на Фальке чапают за нами.

Погода по маршруту


Аэродром Октябрьское в Крыму


Заход в Табаско напоминал атаку авианосца!  Группой надо тренироваться летать!  Но всё-равно было красиво.



Впереди нас ждали три дня отдыха и экскурсий, организованных Юрием Францевичем и Сергеем по замечательному Крыму!

Продолжение следует...
 
9-10 и 11 сентября 2015г – познаём Крым!



Юрий Францевич Битный и Сергей Шевчук организовали для наших экипажей прекрасные экскурсии.
1 день- Тарханкутский маяк, Тарханкут, катер, погружение с аквалангом, купание в Чёрном море.
2 день – Водопад Серебрянные струи, гора Ай-Петри, Балаклава, Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь
3 день – город-герой Севастополь, 35-я береговая батарея

Дальше будет много фотографий. Они лучше всего расскажут о том счастье, что мы испытали.

Выдвигаемся на экскурсию


Тарханкутский маяк






Вид с маяка


Сухогруз потерпевший крушение несколько лет назад


Военные стоят на Тарханкуте


Тарханкут







Наша группа с экскурсоводом









Чистейшая вода


"Дикари"





Впервые в жизни я погрузился с аквалангом


Денис и Дима


Наташа



Счастье на лицах




Река в лесу


Водопад "Серебрянные струи"

Наш экскурсовод


а вот и он сам

Наша команда


Андрей Борисович


Олег



Посмотрите какой красивый лес в Крыму


Весело шагаем по лесу


Солнце в лесу


Дорога на Ай-Петри





Начало пешеходного подъёма на гору.

 
Начало пешеходного подъёма на гору.



На Ай-Петри





Атракцион для экстремалов (я не решился пройти по этому мостику)




У Сергея Теплых железные нервы, хотя он как человек живущий на Кавказе видимо высоты и скал не боится


А высота то тут не детская


Наши альпинисты, пардон лётчики!


Похоже Андрей Борисович увидел красивую девушку ;-)



Какая красота




Спускались мы обратно по канатной дороге

Пересадочная станция

ЦУП

И второй участок

Мимо проходит автодорога


Море, южный берег Крыма. Видите кораблик?  Это не просто кораблик, это ФСО.  Если он стоит в море, значит первые лица государства сейчас в Крыму.


А вот он ближе
 

Ну а теперь направляемся в Балаклаву
Сейчас там, где раньше была супер-секретная база подводных лодок, находится музей, а в бухте яхт-клуб.  Что интересно, так стоимость стоянки небольшой яхты составляет 18 тыс. руб в месяц.  Что вполне сравнимо с ценой базирования лёгкого самолёта в ангаре на подмосковном аэродроме.

Один из входов в скалу

Когда-то это был рыболовецкий сейнер

Остатки укреплений

Выход в море

Второй вход в подводный туннель


После посещения Балаклавы мы поехали в Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь



Что мне очень понравилось в этом монастыре, так это подход к посетителям.  Для мужчин и женщин специально висят платки, позволяющие прикрыть голову и ноги.   Также в монастыре малоимущие люди могут бесплатно взять свечи!   Не часто такое отношение увидишь в других храмах.  Да и обстановка там какая-то добрая. 

Ну а теперь Севастополь!

Катер, с которого нам показывали всю бухту


Памятник погибшим кораблям


Трибуны с которых принимают военно-морской парад


Портовые краны
 
Корабли Черноморского флота























































город Севастополь предстал перед нами уютным курортным городом с красивыми зелёными скверами, парками.  К сожалению нам не удалось его полноценно посмотреть, т.к. мы спешили на 35 батарею






Отдельно хочу сказать только о 35 батарее.  Это уникальное место, место памяти воинов, людей защищавших нас от фашистов и погибших там.  На всех нас произвело очень сильное впечатление!  Вы только вдумайтесь – на этом маленьком клочке земли погибло 40 000 человек!  Наших защитников! 
Огромное спасибо директору музея - Володину В.И.  Благодаря его помощи нам удалось посетить с экскурсией батарею и отдать дань памяти нашим защитникам.

О чём молчала 35я батарея
[media]http://www.youtube.com/watch?t=2194&v=lzCvVTFy0d4[/media]
http://www.youtube.com/watch?t=2194&v=lzCvVTFy0d4

Участие в обороне Севастополя
Первые боевые выстрелы 35-я ББ осуществила 7 ноября 1941 года, в начале обороны Севастополя. Целью стала немецкая 132-я пехотная дивизия, осуществлявшая наступление в направлении хутора Мекензи (ныне ж/д станция Мекензиевы горы). За два месяца артиллеристы произвели более 300 выстрелов каждым орудием, (в то время как технологическая норма предусматривала 200), что привело к полному износу орудийных стволов. По этой причине 1 декабря 1941 года начались работы, имевшие целью замену орудийных стволов 1-й башни. Работы производились специалистами Артиллерийского ремонтного завода № 1127 (возглавлял бригаду С. И. Прокуда). Во время работ по замене в декабре 1941 года огонь вела только 2-я башня.

17 декабря 1941 года противник начал второй штурм города. 35-я ББ вела интенсивный обстрел позиций вермахта. Неожиданно раздался сильнейший взрыв. Как показало проведенное позже расследование — из-за преждевременного выстрела (пороховой заряд воспламенился, когда затвор орудия был закрыт не полностью). 2-я башня взорвалась и была выведена из строя. Около 40 человек орудийной команды погибли. В настоящее время на территории Музейного историко-мемориального комплекса Героическим защитникам Севастополя «35 береговая батарея» находится установленный им памятник. 2-я бронебашня была восстановлена в боевых условиях всего за 2,5 месяца. Восстановительные работы и замену стволов провели рабочие Севастопольского Морского завода им. С. Орджоникидзе.
 
В июне 1942 года 35-я ББ вела массированный огонь по германским войскам. После того, как оказалась в окружении и была взорвана 30-я береговая батарея, 35-я ББ оставалась единственным резервом тяжелой артиллерии Севастопольского Оборонительного Района (СОР). Противник наносил по её территории мощные авиационные удары. Один из налетов 23 июня 1942 года стал причиной выхода из строя 1-й бронебашни. В конце июня 35-я ББ стала местом дислокации командных пунктов Приморской армии и СОР. 30 июня командующий СОР вице-адмирал Ф. С. Октябрьский отправил в адрес Народного комиссара ВМФ шифрограмму: «Противник прорвался с Северной стороны на Корабельную сторону. Боевые действия протекали в характере уличных боев. Оставшиеся войска устали (дрогнули), хотя большинство продолжает героически драться. Противник усилил нажим авиацией, танками. Учитывая сильное снижение огневой мощи, надо считать, в таком положении мы продержимся максимум 2—3 дня. Исходя из данной конкретной обстановки, прошу Вас разрешить мне в ночь с 30 июня на 1 июля вывезти самолетами 200—500 человек ответственных работников, командиров на Кавказ, а также, если удастся, самому покинуть Севастополь, оставив здесь своего заместителя генерал-майора Петрова». Разрешение на эвакуацию командного состава было получено. 30 июня 1942 парашютная группа особого назначения ВВС ЧФ под командованием старшего лейтенанта Валериана Константиновича Квариани прибыла на 35-ю береговую батарею и здесь была переименована в «Группу особого назначения ЧФ» ( «Группа 017»). Ее численность была доведена до роты за счет личного состава 35-й батареи и нескольких охранных подразделений. На группу особого назначения были возложены охранные и комендантские обязанности внутри батареи и на Херсонесском аэродроме. А после, последнего заседания Военного Совета флота и Приморской армии 30 июня 1942 года, принявшего решение о своем убытии на Северный Кавказ посредством самолетов и подводных лодок, перед группой была поставлена задача по охране и сопровождению командиров и ответственных лиц с посадочными талонами на рейдовый причал для посадки на подводные лодки, также осуществлять охрану Херсонесского аэродрома во время прилетов транспортных самолетов и обеспечивать соблюдения порядка при посадке по посадочным талонам, в условиях нахождения там неуправляемой многотысячной вооруженной массы военных и гражданских лиц. После завершения эвакуации командования СОР, в течение дня 1 июля 1942 года, произошло разделение парашютистов - спецназовцев на примерно две равных части. Одна группа, оставшись на мысе Херсонес, приняла участие в проходивших там, завершающих боях за Севастополь. Другая группа, достав шлюпки, и, погрузив туда провизию, воду, боеприпасы ушла в открытое море, в направлении северокавказского побережья. Начались атаки самолетов. Моторы катеров перегревались и часто глохли, так как катера были перегружены. По свидетельству командира группы 017 старшего лейтенанта В. К. Квариани , членов группы старшины А. Н. Крыгина, Н. Монастырского, сержанта П. Судака, самолеты противника, заходя со стороны солнца, стали их бомбить и обстреливать из пулеметов по выбору.

После последнего заседания Военных советов СОР и Приморской армии Ф. С. Октябрьский (в других источниках — генерал-майор Моргунов) приказал командиру батареи А. Я. Лещенко организовать прикрытие эвакуации и после израсходования боезапаса взорвать орудия и механизмы. 1 июля 2-я башня произвела обстрел практическими снарядами немецкой 72-й пехотной дивизии, атакующей в районе мыса Фиолент. Боевые на тот момент уже закончились. Последний раз батарея нанесла удар в упор шрапнелью по врагу в район Камышовой балки. В ночь с 1 на 2 июля были подорваны обе башни и силовая станция. Потерны и большинство помещений орудийных блоков не были разрушены, и вплоть до 12 июля 1942 года продолжали служить укрытием для сопротивлявшихся последних защитников Севастополя.

Приказом Народного комиссара ВМФ от 4 декабря 1943 года башенная батарея № 35 была исключена из состава Военно-морского флота, как погибшая при выполнении боевых заданий.













Продолжение следует...
 
12 – 13 и 14 сентября  - Домой!
12 сентября Ваня и Володя тронулись в путь домой.  Дул очень сильный восточный ветер.  У земли 50-60 км/ч,  порывы на высоте 300м достигали 100 км/ч!  Маленький мотопланер Фалька шёл против ветра. Уж незнаю, как у ребят хватило терпения, но на Керченским проливом путевая скорость у них снижалась до 23 км/ч.

А мы в этот день занимались подготовкой бортов. 
Заправка




Помыли фильтра, залили масло и топливо, уложили вещи, подали планы полёта, а также было подписано и отправлено около 100 открыток, посвящённых этому перелёту и прилетевших с нами в Крым на самолётах Ан-2.

Наташа клеит марки.


Андрей Борисович у автомобиля, любезно предоставленного нам виде транспорта для экипажей - Юрием Францевичем.


Вечерняя, прощальная прогулка по Евпатории показала нам красоты старой части города



Заход на рынок за фруктами


Утром 13 сентября, буквально с первыми лучами солнца мы тоже выдвинулись домой.  Коктебель прошли без посадки. Встречный ветер также был около 50 км/ч. 

Керченский пролив





Морская платформа на Азовском море


Подготовкой к полёту и пилотированием на участке до Потапово занимался Денис. Он же вместе с Андрей Борисовичем и пилотировали самолёт.
Уже в Ростовской зоне мы поняли, что ветер оказался не расчётным и до Потапово топлива может не хватить.  Стали искать площадки, рядом с заправками.  Благо это Ан-2, сесть можно хоть в поле. 
Выбор пал на станицу Каневская.  Это одна из самых больших станиц.  Посадку выполнили на бывшей химической площадке.
ВПП уже почти вся заросла, но слава богу она была свободна.  Перрон же оказался заставлен мешками с удобрениями.  Познакомившись с селянами, охранявшими удобрения, которые были не мало удивлены посадкой двух самолётов, тут же удалось связаться с их руководством и к нам на помощь был отправлен трактор.  В столь жаркую для фермеров пору, когда идёт уборка урожая и вся техника в полях, люди сумели найти для нас трактор, на котором с ближайшей заправки мы привезли 600л АИ-95, благо бочки для топлива у нас были с собой.

Сева с бочкой для топлива


А это Алексей


К заправке готовы


Трактор в деревне основной кормилец и поилец наших самолётов




Разбег


И снова наши Ан-2 в небе! 


Летим в Потапов.  К сожалению, дальше мы сегодня уже не успеем по светлому времени.
Заход на посадку в Потапов.


Совершенно спокойный полёт и вот мы уже сели и зарулили на дозаправку.  Максим сначала заправил наш борт, потом борт Олега.  Разместил нас в уютном учебном классе, напоил чаем. Спасибо Максим!
Денис очень устал за этот день, поэтому отрубается даже не успев раздеться


Снова настала моя очередь готовиться к полёту. 


Но рука уже "набита", маршрут понятен.  Подаю план полёта в Ростовский зональный центр и ложусь спать.  Впереди межзональный полёт (из области Ростовского ЗЦ в область Московского ЗЦ).
Подъём в 5 утра, лезу в интернет, проверить состояние поданных планов…  изменений нет.  Точнее планы, которые я подавал с Усмани на Орловку в Московский ЗЦ – приняты и ИВП разрешено, а вот план из Потапов в Усмань висит в статусе «Принят», который системой присвоен автоматически.  Звоню в Волгодонскому диспетчеру, трубку не берут – ясное дело, нет диспетчера в Волгодонске в это время, он дома ещё спит.  Звоню в Ростовский ЗЦ.  А там мой план ещё никто и не смотрел. «Ой, а что Вы так поздно звоните?  Нам ещё в Москве надо условия получить.»
Мда уж…  ну вот спрашивается, а что в ЗЦ делали всю ночь?  Спали наверное?
Ниже хронология моих действий:
Вылет планировался на 14 сентября 2015г 0300 UTC.
13 сентября 2015 в 1830 UTC в Ростовский ЗЦ, с помощью системы СППИ http://ug.ivprf.ru, мною был подан план полёта по маршруту г.т. Потапово (4728С04156В) – Чистоозерская (УУОУ).   В 1836 UTC в системе отобразился статус плана «ПРИНЯТ», с комментарием: «Требуется разрешение на ИВП».
14 сентября 2015г в 0229 UTC (т.е. за 31 минуту до вылета) я позвонил по телефону указанному на сайте ivprf.ru +7(863)2723808, чтобы получить «условия» на ИВП, меня попросили перезвонить по телефону +7(863)2723153, где сообщили, что условий дать не могут, т.к. полёт межзональный, а Москва условий не выдала и попросили перезвонить через 10 минут.
Я перезвонил в 0256 UTC в Ростовский ЗЦ,  условий от Москвы там не было. В 0257 UTC позвонил в Московский зональный по тел. +7(495)4362271 c просьбой дать условия на ИВП для Ростовского ЗЦ.  Однако специалисты Московского ЗЦ порекомендовали перезвонить через 10 минут, т.к. специалист куда-то отошёл.  Следующий звонок в МЗЦ я совершил в 0308 UTC,  специалиста там всё ещё не было. В 0309 UTC набрал Ростовский ЗЦ – мне сказали, что сами перезвонят, как получат условия от Москвы. 
В 0310 UTC я ещё раз набрал МЗЦ, но условий так и не получил.
На предложение Ростовскому ЗЦ выдать мне условия через диспетчера в процессе полёта, специалист ЗЦ сказал, что они не могут принять такое решение.
Т.к. аэродром вылета и аэродром посадки находился в классе «G»  я принял решение лететь, считая поданный план полёта уведомлением о полёте.
Звонок от Московского ЗЦ мной был получен только в 0353 UTC, а от Ростовского ЗЦ в 0402 UTC, но взять трубку я уже не мог, т.к. занимался пилотированием ВС.
В 0355 UTC система автоматически изменила статус на «ИВП РАЗРЕШЕНО», с комментарием: «ИВП Разрешено требуется получение условий на ИВП от ЗЦ (РЦ)».
 
Как видим система с подачей планов полёта работает через одно место. Мне как пилоту, сидя на аэродроме в условиях плохого или отсутствующего интернета, план подать надо обязательно, а в ЗЦ сидя за столом в тёплом кабинете со стабильном интернетом  даже проверить и одобрить мой план не могут…   И если ещё когда маршрут полёта проходит по территории подконтрольном одному ЗЦ планы хоть как-то но проходят и можно получить вразумительный ответ, то когда летишь через территорию двух и более ЗЦ, тут всё грустно.  Когда не охота ругаться и тратить кучу денег на звонки диспетчерам, то можно схитрить – подать два разных плана.  Один с аэродрома вылета и до границы ЗЦ, а там как будто посадка на геоточку, а второй уже в другой ЗЦ – вылет с геоточки на границе этого ЗЦ и до аэродрома посадки.  Планы успешно и быстро пройдут и твой полёт будет легален.   Но спрашивается - кому всё это надо? 

Чем больше летаю, всё больше убеждаюсь, что подача планов полёта, при визуальном полёте нужна только для:
1.Тренировки пилота в телефонном общении с зональным центром
2.Создании видимости и важности работы специалистов зонального центра.

Ни о какой безопасности полётов тут речь не идёт.  Если Вы сели и не закрыли план, Вам никто не будет звонить и беспокоиться, долетели Вы или нет.  Диспетчеру тоже в общем то пофигу есть у вас план полёта или нет.  Вышел борт на связь, доложил свой маршрут, высоту, расчётное время входа, выхода из зоны и контрольные точки и всё.

Но вернёмся к нашему полёту.  Вылетели из Волгодонска.  Погода просто шептала, в воздухе тишина. Наша Аннушка буквально плыла в прохладном утреннем небе. 
Вчерашний ветер стих и мы наслаждались путевой скоростью.
Радиоэфир был также чист.  Волгодонск спал.  Морозовск и Бутурлиновка тоже не отвечали на 124,0.   Иногда на 124,0 прорывались доклады экипажей военной авиации, выполнявшие полёты в районе Анапы и Ростова, но это было далеко от нас.  Ближе к 8 утра аэродромы стали просыпаться, где-то проверяли станции, взлетали разведчики погоды и сразу уходили на 100-й эшелон.   А мы наслаждались полётом на 300м.  Подлетая к зоне ответственности Воронежа нам удалось связаться с диспетчером Воронеж-район, поинтересоваться как там в Бутурлиновке дела, можно ли срезать уголок их зоны ограничения.  Воронеж-район сказал, что по плану они должны в 8 утра уже начать работать, но в эфире было тихо, на позывные они тоже не отвечали…  Пришлось обходить их зону, ну мало ли что. ;-)

Посадку в Усмани Андрей Борисович доверил нам с Денисом.  ВПП тут большая.  Но сам встал на контроле между нами и всячески помогал и подсказывал. Ещё раз я убедился, что быть инструктором намного сложнее, чем курсантом – ответственность выше!   ;-)
Следующий участок нашего путешествия я полетел с Олегом. 


Нужно было в Орловке обеспечить его заправку, чтобы он успел в этот день попасть домой в Питер.  Теперь уже Олег доверил мне свой Ан-2 на посадке и рулении.  А Денис занял левое кресло в нашем самолёте и вёл радиообмен.

Итоги нашего путешествия:
Ан-2 RA-07853
Экипаж:  Андрей Борисович Моряшин, Андрей Иванов, Денис Павлов, Всеволод Смирнов, Дмитрий Кондратьев



Данные по борту Олега Нехорошева:
Перелет Питер - Евпатория Крым - Питер 06.09.-14.09. 2015
АН-2 RA - 02476
Экипаж: Алексей Фурминский и Олег Нехорошев
Маршрут: Кумолово, Питер - Орловка, Ржев - Усмань, Воронеж - Потапов, Волгодонск - Клеменьтева, Крым - Тобаско,Евпатория(2474.км.) -Питер(2579.км.)
Пройдено 5054 км.
Налет общ. 30,5 часа
Ср. скорость 165.7 км.(1700х700)
Топливо 4235 литров (95)
Ср. расход по топливу 138.8 л/ч
Масло 99 лиров (МС-20)
Ср. расх. по маслу 3,27 литра.


За это путешествие не произшло ни одного отказа матчасти на наших бортах!  Всё оборудование работало в штатном режиме.

Путешествие получилось захватывающее и очень доброе!  А Крым просто безумно красив и туда тянет снова и снова.
 
Очень интересный репортаж, а по Крыму еще и очень познавательный. Огромное спасибо. Готов присоединиться в следующий ваш тур третьим Ан-2.
Чем больше летаю, всё больше убеждаюсь, что подача планов полёта, при визуальном полёте нужна только для:
1.Тренировки пилота в телефонном общении с зональным центром
2.Создании видимости и важности работы специалистов зонального центра.

Ни о какой безопасности полётов тут речь не идёт.  Если Вы сели и не закрыли план, Вам никто не будет звонить и беспокоиться, долетели Вы или нет.  Диспетчеру тоже в общем то пофигу есть у вас план полёта или нет.

Очень важное резюме, нужна ли им наша законопослушность? Действительно, если весь полет строить по ВП G, стоит ли тратить нервы, уведомил, и лети. Прилетел - уведомил.
 
Назад
Вверх