техника пилотирования при буксировке планера

Например я измерил возникающие усилия при буксировке (взлете) Бланика - получилось что при скорости буксировки 120 и скороподъемности 1,5-2 м/с тяга замеренная динамометром получилась в среднем 70 кг. (рывки до 100).
В горизонте -не помню.


Усредненные значения тягового усилия, полагаю, - еще ниже.
[highlight]При этом их нельзя брать за ориентир.[/highlight]
Те же порывы ветра могут многократно и СКАЧКООБРАЗНО увеличивать
усилие, растягивающее буксировочный трос.

Бывали случаи, когда неумелые действия планериста опрокидывали Вильгу или частично разрушали её конструкцию.

Представить несложно, что будет со СЛА, окажись он на месте этого непревзойденного буксировщика планеров. 
 
Попробуем посчитать. Пусть аэродинамическое качество Бланика на скорости 30 м/с или 108 км/час равно 20. Ну, с учетом сопротивления фала длинной 50 метров. Тогда, при весе 500 кГ, для горизонтального полета требуется затратить мощность: 500/20*30/75=10 л.с.  Для набора высоты со скоростью 1,5 м/с потребуется дополнительная мощность: 500*1,5/75=10 л.с, ну а для набора со скоростью 2 м/с потребуется мощность 500*2/75=13,3 л.с. Таким образом, в наборе потребуется мощность 20 - 23,3 л.с. С учетом КПД винта около 50%, получаем. что планер будет отбирать от двигателя буксировщика 40 - 46,6 л.с. При мощности двигателя 100 л.с.,  для полета самого буксировщика останется чуть больше половины мощности двигателя: 53 - 60 л.с. Вряд ли он сможет при этом устойчиво лететь. Тем более, что полет на взлетном режиме не может продолжаться долго. Ну в горизонтальном полете куда не шло ему останется 80 л.с. что вполне реально. Так что Бланик таскать таким самолетом просто опасно. Ну более легкие планера, наверное сможет. Беда в том, что у нас более легких планеров  почти нет.  Соответственно и спроса на такие буксировки практически нет.
 
Попробуем посчитать.

Вот за это спасибо. Без лишних слов. Возможно, при взлете потребуется ещё мощность на разгон массы аэропоезда.
При хорошей полосе избытка мощности потребляемой для подъема вполне хватает для разгона. Конечно, можно было бы посчитать длину разбега, но и так понятно что такой полет не безопасен и происходит на пределе возможного. Нет нужды рассчитывать еще и взлет.
 
Я таскаю планеры Вильгой. А может кто-то сказать каким самолётом таскают кроме  Вильги и у нас и за рубежом?
Интересны разные модели для разных масс, потому как Вильга в равной степени справляется и с Блаником и с Дискусом.
 
Юра и его друзья в Белорусии (Молодечно) буксируют самолетом с 332-м мотором (100л.с.) Самолет самодельный с крыльями от планера КАИ-12.
Спокойно затаскивают Бланики с 2-я пилотами.
 
Юра и его друзья в Белорусии (Молодечно) буксируют самолетом с 332-м мотором

Владимир, а Вы не могли бы озвучить параметры буксировки в цифрах. Как то: Скорость буксировки, длина фала, взлетная дистанция, длина разбега до отрыва аэропоезда, скороподъёмность а/поезда до 1-го разворота, время набора последним высоты 300 м, время работы двигателя на "максимале", полоса (ИВПП или ГВПП), высота аэродрома над уровнем моря, масса буксировщика, погодные условия при этом. Ну, или хотя-бы некоторые из них.
Обсуждение будет более предметным.
Заранее благодарен.
 
Юра и его друзья в Белорусии (Молодечно) буксируют самолетом с [highlight]332-[/highlight]м мотором ([highlight]100л.с[/highlight].) Самолет самодельный с крыльями от планера КАИ-12.
Спокойно затаскивают Бланики с 2-я пилотами.


У М-332 мощность 140 лошадей. Всего-то на 40% больше ста 😉.
 
Всего-то на 40 л.с. больше, а какой эффект! Для затяжки Бланика со скоростью подъема 2 м/с нужно от двигателя около 40 л.с. и еще сотня остается для самого самолета. Что вполне достаточно. Так что Юра не случайно этот самолет приобрел. И, кстати, все равно почему-то предпочитает таскать планера за ЯК-12. А эта самоделка  как резервная стоит. Во всяком случае, при мне не разу его не использовали.
 
От тута (с сообщения №3680) есть два видео с буксировкой двухместного планера за сверхлегкими самолетиками http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1137453701/3660
Выглядит страшновато, но терпимо. Если сильно охота летать - полетишь  🙂

Яковлев обещал еще выложить результаты, подождемс.
 
А вот вопрос в к опытным. Цесна с двигателем в 200 л.с насколько комфортно будет тащить Бланик? А то у меня тут товарищ есть с такой Цесной, и летчик опытный, и буксировочный замок к него стоит. Но опыта таскания планеров не имеет. И тащить Бланик побаивается. Говорит тяжеловато будет. Хотя по расчетам вроде должен без проблем лететь. Может у кого уже есть такой опыт. Выскажитесь, пожалуйста!!!!
 
А вот вопрос в к опытным. Цесна с двигателем в 200 л.с насколько комфортно будет тащить Бланик? А то у меня тут товарищ есть с такой Цесной, и летчик опытный, и буксировочный замок к него стоит. Но опыта таскания планеров не имеет. И тащить Бланик побаивается. Говорит тяжеловато будет. Хотя по расчетам вроде должен без проблем лететь. Может у кого уже есть такой опыт. Выскажитесь, пожалуйста!!!!
Пока опытные не потянулись , я , как неопытный, вижу проблему в скорости буксировки. Для Бланика, предельная - 130.
ИМХО , для Цесны это будет не очень комфортно. Примите во внимание,что при буксировке возможны рывки ( и достаточно сильные) , при этом скорость самолета кратковременно падает еще на 10-20 км/час.
Вывод: в принципе буксировать можно, но очень осторожно и точно - не при обучении полетам на Бланике.
С уважением!
 
А вот вопрос в к опытным. Цесна с двигателем в 200 л.с насколько комфортно будет тащить Бланик? 
У нас в клубе буксировщиком является Цессна-172 с двигателем 180 л.с.. Таскает все - и Бланик (теперь уже не летаем на нем) и Гроб-103. Раньше был другой самолет, послабее, и тоже все таскал.

Примите во внимание,что при буксировке возможны рывки ( и достаточно сильные)
Поэтому и ставится слабое звено, чтобы при превышении допустимых усилий оно рвалось.

и летчик опытный, и буксировочный замок к него стоит. Но опыта таскания планеров не имеет. И тащить Бланик побаивается.
И правильно делает. В наших краях по закону пилот-буксировщик помимо определенного налета на самолете обязательно должен иметь и налет на планере, чтобы понимать суть процесса буксировки.
 
Назад
Вверх