Вот перевод на Русский:
Положение украинских аэроклубов вроде известной песни американских летчиков времен Второй мировой войны: "Летим на честном слове и на одном крыле ..."
"Нельзя купить ощущение, когда летишь ... и на несколько часов становишься обладателем вселенной" (Экзюпери)
В детстве и юности многие мои ровесники, родившиеся в 50-60 годы прошлого века, мечтали стать летчиками. А после 12 апреля 1961, когда Юрий Гагарин впервые облетел земной шар, а космонавтика в тогдашнем Советском Союзе стала своеобразной религией, желающих "оторваться от земли" были сотни тысяч.
Особенно рвались в небо юноши (к таким принадлежал и я), выросшие вблизи аэродромов или летных городков. Над нашими головами ли не ежедневно ревели моторы самолетов, а небо покрывалось белыми цветами парашютов.
Но мы взрослели, и судьба вносила свои коррективы. Из трех классов выпускников Городоцкой СШ № 2 только один юноша связал свою жизнь с большим авиацией, остальные же стали земными "гречкосеями.
Но романтикам жизнь всегда дарит шанс хоть отчасти компенсировать нереализованные мечты. Конечно, если душа не зачерствело, не заплесневелая от жестоких реалий и обыденности жизни и дальше стремится свободы свободного полета и экстрима. К таким нереализованных Икари, которые, в детстве начитавшись Экзюпери и Жюль Верна, мечтали долететь до Солнца, отношу и себя. И хотя не суждено стать летунов, иногда все же удавалось. Когда случалась возможность куда отправиться, то всегда среди других транспортных средств выбирал самолет, в последние годы попрыгал с парашютом, а также вместе с опытными пилотами выполнил фигуры сложного пилотажа - "мертвую петлю" и "бочку".
"Цунив" - оазис небесных экстремалов
Итак, в каких тридцати километрах западнее Львова и за семь - от Городка, среди соснового леса, на роскошном поле уже почти сто лет расположен аэродром "Цунив" (создан в 1913-м). Многих асов (например, Петра Нестерова, Александра Покрышкина и его противника немецкого летчика Эрика Гартмана) видели эти столетние сосны и дубы на своем веку. Кстати, немец по завершении карьеры написал книгу воспоминаний, в которой аэродром называет "Чунив.
Цунивський аэродром создали как военно-тренировочный, а потому он так и не оброс милитарно инфраструктурой. Поэтому на взлетных полосах его значительно более мощных и недалеких соседей - Черлянское и Стрыйского военных аэродромах - после распада Союза и геополитических изменений в Европе уже давно пасутся козы, а здесь и далее грохочут моторы самолетов, из которых прыгают сотни юных, молодых и уже довольно потрепанных экстремалов .
... Я звонил руководителю Львовского авиаспортивных клуба Александру Гаврилюку несколько раз - а он все еще летал. Наконец "поймал" летуна на земле и договорился о встрече.
И вот я - на Цунивському аэродроме. Восемь часов утра. Прекрасная субботняя весенний день. К полетам остается час. Саша приготовил кофе, и мы начали говорить о проблемах малой украинской авиации.
Собеседник начал с шутки, что для него авиация весит даже больше, чем любимая женщина. В аэроклубе в статусе спортсмена он - с 1993 года. Вместе закончил Львовскую политех. С 1997-го - летчик-инструктор. В 2000-м окончил Кременчугское летное училище, а с 2005-го - руководитель аэроклуба. Член сборной Украины.
"Украине авиация не нужна ..."
В советское время аэроклуб входил в структуру ДОСААФ. Здесь готовили парашютистов для службы в десантных войсках, а также учили летать тех юношей, которые вступали в летные училища.
- Обидно, но Вооруженные силы Украины от услуг аэроклубов отказались, - горько констатирует Александр. - Похоже, что Украине, в отличие от, например, России, авиация вообще не нужна. У наших северных соседей государство финансирует аэроклубы по высшему разряду, а нас же их сами себе. Украинские аэроклубы входят в структуру Министерства молодежи и спорта на так называемом дотационном пайке. Это означает, что если есть какой излишек денег, то и нам что-то перепадет. Причем выделят эти "крохи" очень специфически. Мы все здесь в аэроклубе на должностях ... охранников и получаем минимальную зарплату - в пределах 515 гривен. Выживаем благодаря спонсорской помощи летчиков-спортсменов, которые у нас летают, а также от денег, которые получаем от частных пилотов.
Да, это правда, что в последнее время очень богатые люди, имея частные самолеты, садятся за штурвалы, а не греют пуза на Багамах или Канарах, проигрывая деньги в казино. Они тратят их здесь, на Цунивському аэродроме, снимая стрессы и получая огромное удовольствие. В цунивському аэроклубе таких почти двадцать человек. Из них трое имеют частные самолеты.
- Чтобы научиться летать, - продолжает Александр, - нужны немалые финансы. Ведь час обучения в нашем аэроклубе стоит 200 условных единиц. Если у вас частный самолет, то этот час вам стоить уже до 1 000 долларов, поскольку, помимо многочисленных затрат на топливо, нужно и за запчасти заплатить, и выделить средства за услуги авиатехника. И эти расходы касаются самолетов класса "ультра лайт", которые являются очень экономными.
Эти люди, как и я, летают, потому что "больные" небом. Летают у нас и несколько женщин. Так, в прошлом году я выпустил тернопильчанку Марию Галаган. Наш клуб фактически обслуживает шесть областей. Чтобы вылететь самостоятельно, нужно налетать с инструктором почти четырнадцать часов. В программу обучения входят и так называемые "шторки", когда кабина самолета закрывается шторой, и летчик должен лететь только по показаниям приборов. Этот очень важный элемент нужно овладеть, чтобы летчик дал себе совет, когда самолет попадет в сложные метеоусловия при отсутствии видимости горизонта и земли.
В аэроклубе все самолеты еще советского производства - ЯК-52, ЯК-18 и АН-2. Сейчас в Украине самолетов такого класса уже не производят. Делают в Харькове и Херсоне "ультра-лайты", взлетная масса которых вместе с топливом и весом летчика составляет всего 450 килограммов.
Спрашиваю Александра, как выглядит отечественный авиационный спорт сравнению с другими странами. Летчик говорит, что никак. "Потому как он может выглядеть, - отвечает он, - когда государство не способно профинансировать подготовку даже четырех летчиков-спортсменов? А для этого нужно не так много - дать им полетать три-четыре раза в две недели, закупить четыре кубы авиатоплива США, Германия, Франция, Италия, Англия могут себе позволить держать пилотажные группы на боевых или учебных самолетах.
"Украинские соколы" составили крылышки
И все же до недавнего времени Украина должна уникальный элитный отряд "Украинские соколы". Малая, пока был полковник Росошанський. И он ушел на пенсию нянчить внуков, и "Украинские соколы" ... составили крылышки. А ведь был престиж государства. Впервые "Украинские соколы" появились в небе 2000 года. В группе было всего шесть летчиков экстра-класса. Базировались они в Кировском вблизи Феодосии. Таких групп, как "Украинские соколы", в мире существует всего пять - по две в России и США. Создал группу и руководил ею полковник Виктор Росошанський. Группу задумывали как школу высшей летной подготовки. При плановой ротации в ней летчики должны были возвращаться в военные части и передавать накопленный опыт молодым пилотам. Но за пять лет существования группы ротаций в ней так и не было.
Сейчас большинство детей мечтают стать бизнесменами, юристами. А кто пойдет учиться на токаря или механика? Кто хочет стать пилотом? Вот вам и ответ о престиже профессий. Какое будущее нас ждет при таких приоритетах? Страна превратилась в большой базар. Я отнюдь не хвалю бывший Союз, потому что этот режим посадил в тюрьму двух моих дедов. Но тогда же заботились о престиже страны, в том числе и авиационный.
Теперь хулиганят и в небе ...
Несколько раз над своим хутором я видел воздушный шар. Откровенно позавидовал пассажирам этого чуда и почему-то подумал, что она стартовала именно с Цунивського аэродрома. Однако Александр возразил. Оказывается, у них не было и нет воздушных шаров. А летают на них, как он выразился, "воздушные хулиганы", которые ни с кем не согласовывают свои полеты. А у нас, по его словам, столько всего "нашпигован", что летать вообще трудно. Это и Львовский аэропорт, и аэродром в Калинове Посему без согласования подниматься в небо крайне опасно.
Александр рассказал, что во многих европейских странах создали "класс Джи". Это означает, что вы можете летать куда угодно, не сообщая никого. Главное - не заходить в запретные зоны, а это города и аэропорты. Ниже трехсот метров над скоплением людей (более 15 человек) летать нельзя. Летчик также должен иметь "аип" - сборник всех аэродромов и запретных зон той страны, над которой он летает.
Александр "просветил" меня и в других вопросах непростой жизни малой украинской авиации. Оказывается, что аэродром в Цуневи входит в зону Львовского аэропорта. Именно поэтому они согласовывают свои полеты с диспетчерской службой последнего. К государственной границе можно подлетать только на 25 километров. Поэтому без разрешения Генштаба ВСУ цунивськи летуны даже над Судебной Вишней не имеют права помахать крыльями.
... А рекетують - на земле
Два года назад приехали бандиты из Киева и угрожали физической расправой начальнику аэроклуба и его детям, чтобы он отдал 97 гектаров земли, на которые аэроклуб имеет акт о праве пожизненного пользования. На киевский аэродром "Чайка" тоже "наезжали".
Это в другой стране можно искать правду в президента или премьер-министра. У нас же каждый клерк, от которого зависит дать или не дать некоторое разрешение, смотрит, принес ты ему куферок денег. Ведь живем в Украине ...
Мирослав ГРЕДИЛЬ