KITPLANES, 18 августа, 2017 г.
Ссылка
Последние несколько месяцев мы изучали пилотажные характеристики автожиров. В этом месяце мы завершим нашу серию статей о них рассмотрением темы, получившей широкую известность в мире автожиростроения: Расположение линия тяги двигателя.
Как и во всех наших предыдущих обсуждениях автожиров, здесь необходимо соблюдать осторожность. Теория устойчивости и управления винтокрылых летательных аппаратов очень сложна, и большая ее часть выходит далеко за рамки того, что мы можем осветить на этих страницах. Приводимый ниже анализ сильно упрощен и предназначен для того, чтобы дать субъективное представление о некоторых важных особенностях. Он ни в коем случае не является полным или всеобъемлющим.
Линия тяги
Традиционная конфигурация Bensen Gyro-Copter имеет линию тяги, которая проходит значительно выше центра тяжести машины. В последние годы многие разработчики автожиров изменили конфигурацию своих конструкций, чтобы опустить линию тяги вниз, чтобы она действовала через центр тяжести или, в некоторых случаях, даже немного ниже ее.
Большая часть этих усилий была предпринята в ответ на опубликованную исследовательскую работу, в которой положение линии тяги названо основным фактором, определяющим устойчивость автожира по тангажу. Это привело к часто заявляемому утверждению, что все, что необходимо для адекватной устойчивости по тангажу автожира, - это низкое расположение линия тяги двигателя. Хотя линия тяги и оказывает существенное влияние на устойчивость автожира, ситуация не так проста, как мы увидим далее.
Влияние изменения тяги двигателя
Первый фактор, который следует учитывать, — это влияние изменения тяги двигателя на момент тангажа. Если линия тяги проходит через центр тяжести, изменение мощности приведет к незначительному изменению момента по тангажу или вообще не приведет к его изменению.
На рис. 1 показано влияние смещения линии тяги выше или ниже центра тяжести. Как мы видим, если линия тяги проходит выше ЦТ, добавление мощности вызывает момент на пикирование, а уменьшение мощности вызывает момент на кабрирование. Если линия тяги расположена ниже центра тяжести, верно обратное.
Ни одна из этих характеристик не является желательной, потому что пилоту придется компенсировать изменение угла тангажа, вызванное действием тяги двигателя, с помощью ручки управления. Это увеличивает нагрузку на пилота при обычном изменении мощности для набора высоты или снижения.
Этот эффект не является особенностью только автожиров. Самолеты с сильно смещенной линией тяги двигателя, такие как амфибии с двигателями, установленными на пилонах, также страдают от этого.
Влияние на устойчивость
Эффект изменения балансировки летательного аппарата от смещенной линии тяги одинаков, как для самолетов, так и для автожиров. Что отличает влияние положения линии тяги для автожира, так это то, что вертикальное смещение линии тяги влияет на устойчивость машины по тангажу.
Автожир зависит от наклона НВ и направления вектора тяги несущего винта (RTV) при балансировке по тангажу. Если у автожира нет стабилизатора для придания устойчивости и создания постоянного приращения уравновешивающего момента, он полностью зависит от ориентации тяги несущего винта для балансировки.
Как мы рассматривали несколько месяцев назад, автожир без ГО с линией тяги двигателя, проходящей через центр тяжести, балансируется вектором подъемной силы несущего винта, проходящим через ЦТ автожира. Поскольку вектор наклоняется в продольном направлении вместе с плоскостью вращения несущего винта, это означает, что автожир будет нейтрально устойчив по тангажу.
Если линия тяги двигателя смещена от ЦТ по вертикали, балансировочное положение наклона плоскости несущего винта также должно измениться. Эффект от этого показан на рисунке 2.
Три линии показывают изменение момента по тангажу в зависимости от угла атаки для трех случаев: линия тяги выше ЦТ, линия тяги проходит через ЦТ и линия тяги ниже ЦТ. Во всех трех случаях угол наклона несущего винта был выбран таким образом, чтобы сбалансировать автожир под углом атаки 4 градуса.
Как и ожидалось, зеленая линия, которая соответствует линии тяги пропеллера, проходящей через ЦТ, показывает нулевое изменение момента по тангажу в зависимости от угла атаки, что указывает на нейтральную устойчивость аппарата.
Синяя линия показывает, что происходит, если линия тяги пропеллера проходит выше ЦТ аппарата. Высокое расположение линии тяги создает момент на пикирование. Чтобы его компенсировать и выровнять автожир, несущий винт нужно отклонить больше назад. При этом линия действия вектора подъемной силы несущего винта перемещается вперед от ЦТ, создавая кабрирующий момент, направленный вверх, который уравновешивает момент на пикирование, созданный смещением линии тяги двигателя.
Существует второй эффект от изменения ориентации вектора подъемной силы несущего винта: когда линия его действия смещена вперед от ЦТ. Увеличение угла атаки автожира увеличивает кабрирующий момент на подъем носовой части, вызванный действием вектора подъемной силы несущего винта, а уменьшение угла атаки автожира приводит к уменьшению кабрирующего момента. Появляется неустойчивость по тангажу. Из этого мы можем сделать вывод, что если автожир не имеет горизонтального оперения и линия тяги двигателя проходит выше ЦТ, аппарат будет статически неустойчив по тангажу с настройкой положения несущего винта, необходимой для балансировки аппарата в горизонтальном полете.
Смещение линии тяги двигателя ниже ЦТ меняет эту ситуацию на противоположную и приводит систему к устойчивому сбалансированному состоянию. Однако, как мы видели выше, это может быть не так хорошо, как можно было бы подумать, из-за того, что балансировка аппарата все равно меняется от положения дроссельной заслонки.
Другим важным моментом здесь является то, что устойчивость автожира меняется с изменением тяги двигателя. Чем больше тяга, тем больший компенсирующий момент нам нужно создать на несущем винте. При прохождении линии тяги двигателя выше ЦТ это означает, что плоскость несущего винта должна быть больше наклонена назад, и автожир становится еще более неустойчивым. Вполне возможно, что этот эффект способствовал тому, что ранние тихоходные Бенсены были достаточно легко управляемыми, но серьезные аварии начали происходить, когда люди пытались улучшить характеристики автожира и стали летать быстрее.
Устойчивость по скорости
Влияние положения линии тяги двигателя относительно ЦТ на общие пилотажные характеристики дополнительно осложняется свойствами самого пропеллера. При постоянной мощности тяга воздушного винта приблизительно обратно пропорциональна скорости полета. С увеличением скорости полета тяга воздушного винта падает, и наоборот. Если линия тяги не проходит через ЦТ, этот эффект приводит к изменению момента по тангажу, вызванного падением тяги при одном и том же положении дроссельной заслонки, в зависимости от скорости полета.
Этот эффект показан на рисунке 3. Как и ранее, автожиры изначально сбалансированы при тех же условиях.
Синяя кривая относится к автожиру с линией тяги, проходящей выше ЦТ. Когда скорость полета падает ниже заданной, тяга воздушного винта увеличивается. Поскольку сила тяги действует выше ЦТ, это приводит к тому, что пропеллер создает больший момент на пикирование. Если скорость полета увеличивается выше заданной, тяга воздушного винта падает, что приводит к изменению момента тангажа на кабрирование.
Это устойчивое поведение по скорости. Момент, вызванный тягой двигателя, стремится опустить нос, если воздушная скорость падает, и поднять, если воздушная скорость увеличивается, что заставляет машину стремиться оставаться на сбалансированной воздушной скорости. Верен и обратный эффект, если линия тяги проходит ниже центра тяжести, как показано оранжевой кривой на рисунке.
Обратите внимание, что влияние вертикального положения линии тяги на устойчивость по скорости противоположно его влиянию на статическую устойчивость. Линия тяги, проходящая выше ЦТ уменьшает статическую устойчивость по тангажу, но, одновременно, обеспечивает положительную устойчивость по скорости, в то время как линия тяги, проходящая ниже ЦТ центра тяжести дает противоположный эффект.
Положительная устойчивость по скорости может маскировать или компенсировать низкую или слегка недостаточную статическую устойчивость по тангажу и сделать статически неустойчивый летательный аппарат более пригодным для пилотирования.
Опять же, это может быть одной из причин того, почему «классическая» конфигурация автожира позволяла летать вокруг ограниченной площадке.
Опрокидывание (Bunt-Over)
Существует еще одна особенность автожиров с расположением линии тяги выше ЦТ, которая может привести к очень опасной ситуации. Многие аварии с автожирами связаны с быстрым опрокидыванием или резким наклоном носа вниз, что приводит к тому, что лопасти несущего винта начинают делать большие взмахи и ударяют о хвостовую часть или другие неподвижные части машины. В эту смертельно опасную ситуацию можно попасть из-за слишком агрессивной дачи ручки управления от себя, и прохождение линии тяги выше ЦТ усугубляет ситуацию.
Несущий винт автожира создает момент по тангажу, положением линии действия вектора подъемной силы относительно ЦТ. Если несущий винт разгружен, подъемная сила несущего винта невелика или вообще отсутствует, и пилот остается без эффективного управления по тангажу. В этой ситуации расположение линии тяги двигателя выше ЦТ становится очень опасным, потому что сила тяги воздушного винта, действующая выше ЦТ, все равно вызовет движение по тангажу на пикирование. Сочетание высокой тяги двигателя и малой нагрузки на несущий винт приведет к быстрому опусканию носа вниз (часто называемому опрокидыванием «bunt-over)) с катастрофическими последствиями.
Выводы
Из вышеизложенного мы можем увидеть, что влияние положения линии тяги двигателя на устойчивость и управляемость автожира не так просто, как может показаться. Однако мы можем сделать несколько выводов:
- во-первых, желательно располагать линию тяги двигателя немного ниже ЦТ, но это не является гарантией хороших пилотажных качеств. Перемещение линии тяги вниз от ЦТ помогает, но не заменяет необходимости установки достаточно большого горизонтального оперения для повышения устойчивости.
- линия тяги, проходящая чуть выше ЦТ, на самом деле может быть полезна автожиру, имеющему горизонтальное оперение для улучшения устойчивости по скорости, но нежелательно большое вертикальное смещение линии тяги, и его следует избегать.
Автожиры
Часть 5
Barnaby WainfanЧасть 5
Ссылка
Последние несколько месяцев мы изучали пилотажные характеристики автожиров. В этом месяце мы завершим нашу серию статей о них рассмотрением темы, получившей широкую известность в мире автожиростроения: Расположение линия тяги двигателя.
Как и во всех наших предыдущих обсуждениях автожиров, здесь необходимо соблюдать осторожность. Теория устойчивости и управления винтокрылых летательных аппаратов очень сложна, и большая ее часть выходит далеко за рамки того, что мы можем осветить на этих страницах. Приводимый ниже анализ сильно упрощен и предназначен для того, чтобы дать субъективное представление о некоторых важных особенностях. Он ни в коем случае не является полным или всеобъемлющим.
Линия тяги
Традиционная конфигурация Bensen Gyro-Copter имеет линию тяги, которая проходит значительно выше центра тяжести машины. В последние годы многие разработчики автожиров изменили конфигурацию своих конструкций, чтобы опустить линию тяги вниз, чтобы она действовала через центр тяжести или, в некоторых случаях, даже немного ниже ее.
Большая часть этих усилий была предпринята в ответ на опубликованную исследовательскую работу, в которой положение линии тяги названо основным фактором, определяющим устойчивость автожира по тангажу. Это привело к часто заявляемому утверждению, что все, что необходимо для адекватной устойчивости по тангажу автожира, - это низкое расположение линия тяги двигателя. Хотя линия тяги и оказывает существенное влияние на устойчивость автожира, ситуация не так проста, как мы увидим далее.
Влияние изменения тяги двигателя
Первый фактор, который следует учитывать, — это влияние изменения тяги двигателя на момент тангажа. Если линия тяги проходит через центр тяжести, изменение мощности приведет к незначительному изменению момента по тангажу или вообще не приведет к его изменению.
На рис. 1 показано влияние смещения линии тяги выше или ниже центра тяжести. Как мы видим, если линия тяги проходит выше ЦТ, добавление мощности вызывает момент на пикирование, а уменьшение мощности вызывает момент на кабрирование. Если линия тяги расположена ниже центра тяжести, верно обратное.
Рис. 1 Эффект от смещения линии вектора тяги двигателя выше или ниже центра тяжести.
Ни одна из этих характеристик не является желательной, потому что пилоту придется компенсировать изменение угла тангажа, вызванное действием тяги двигателя, с помощью ручки управления. Это увеличивает нагрузку на пилота при обычном изменении мощности для набора высоты или снижения.
Этот эффект не является особенностью только автожиров. Самолеты с сильно смещенной линией тяги двигателя, такие как амфибии с двигателями, установленными на пилонах, также страдают от этого.
Влияние на устойчивость
Эффект изменения балансировки летательного аппарата от смещенной линии тяги одинаков, как для самолетов, так и для автожиров. Что отличает влияние положения линии тяги для автожира, так это то, что вертикальное смещение линии тяги влияет на устойчивость машины по тангажу.
Автожир зависит от наклона НВ и направления вектора тяги несущего винта (RTV) при балансировке по тангажу. Если у автожира нет стабилизатора для придания устойчивости и создания постоянного приращения уравновешивающего момента, он полностью зависит от ориентации тяги несущего винта для балансировки.
Как мы рассматривали несколько месяцев назад, автожир без ГО с линией тяги двигателя, проходящей через центр тяжести, балансируется вектором подъемной силы несущего винта, проходящим через ЦТ автожира. Поскольку вектор наклоняется в продольном направлении вместе с плоскостью вращения несущего винта, это означает, что автожир будет нейтрально устойчив по тангажу.
Если линия тяги двигателя смещена от ЦТ по вертикали, балансировочное положение наклона плоскости несущего винта также должно измениться. Эффект от этого показан на рисунке 2.
Рис. 2 Если линия тяги двигателя не проходит через ЦТ аппарата, то наклон НВ для балансировки также должен измениться.
Три линии показывают изменение момента по тангажу в зависимости от угла атаки для трех случаев: линия тяги выше ЦТ, линия тяги проходит через ЦТ и линия тяги ниже ЦТ. Во всех трех случаях угол наклона несущего винта был выбран таким образом, чтобы сбалансировать автожир под углом атаки 4 градуса.
Как и ожидалось, зеленая линия, которая соответствует линии тяги пропеллера, проходящей через ЦТ, показывает нулевое изменение момента по тангажу в зависимости от угла атаки, что указывает на нейтральную устойчивость аппарата.
Синяя линия показывает, что происходит, если линия тяги пропеллера проходит выше ЦТ аппарата. Высокое расположение линии тяги создает момент на пикирование. Чтобы его компенсировать и выровнять автожир, несущий винт нужно отклонить больше назад. При этом линия действия вектора подъемной силы несущего винта перемещается вперед от ЦТ, создавая кабрирующий момент, направленный вверх, который уравновешивает момент на пикирование, созданный смещением линии тяги двигателя.
Существует второй эффект от изменения ориентации вектора подъемной силы несущего винта: когда линия его действия смещена вперед от ЦТ. Увеличение угла атаки автожира увеличивает кабрирующий момент на подъем носовой части, вызванный действием вектора подъемной силы несущего винта, а уменьшение угла атаки автожира приводит к уменьшению кабрирующего момента. Появляется неустойчивость по тангажу. Из этого мы можем сделать вывод, что если автожир не имеет горизонтального оперения и линия тяги двигателя проходит выше ЦТ, аппарат будет статически неустойчив по тангажу с настройкой положения несущего винта, необходимой для балансировки аппарата в горизонтальном полете.
Смещение линии тяги двигателя ниже ЦТ меняет эту ситуацию на противоположную и приводит систему к устойчивому сбалансированному состоянию. Однако, как мы видели выше, это может быть не так хорошо, как можно было бы подумать, из-за того, что балансировка аппарата все равно меняется от положения дроссельной заслонки.
Другим важным моментом здесь является то, что устойчивость автожира меняется с изменением тяги двигателя. Чем больше тяга, тем больший компенсирующий момент нам нужно создать на несущем винте. При прохождении линии тяги двигателя выше ЦТ это означает, что плоскость несущего винта должна быть больше наклонена назад, и автожир становится еще более неустойчивым. Вполне возможно, что этот эффект способствовал тому, что ранние тихоходные Бенсены были достаточно легко управляемыми, но серьезные аварии начали происходить, когда люди пытались улучшить характеристики автожира и стали летать быстрее.
Устойчивость по скорости
Влияние положения линии тяги двигателя относительно ЦТ на общие пилотажные характеристики дополнительно осложняется свойствами самого пропеллера. При постоянной мощности тяга воздушного винта приблизительно обратно пропорциональна скорости полета. С увеличением скорости полета тяга воздушного винта падает, и наоборот. Если линия тяги не проходит через ЦТ, этот эффект приводит к изменению момента по тангажу, вызванного падением тяги при одном и том же положении дроссельной заслонки, в зависимости от скорости полета.
Этот эффект показан на рисунке 3. Как и ранее, автожиры изначально сбалансированы при тех же условиях.
Рис. 3 При постоянной мощности тяга воздушного винта примерно обратно пропорциональна воздушной скорости.
Синяя кривая относится к автожиру с линией тяги, проходящей выше ЦТ. Когда скорость полета падает ниже заданной, тяга воздушного винта увеличивается. Поскольку сила тяги действует выше ЦТ, это приводит к тому, что пропеллер создает больший момент на пикирование. Если скорость полета увеличивается выше заданной, тяга воздушного винта падает, что приводит к изменению момента тангажа на кабрирование.
Это устойчивое поведение по скорости. Момент, вызванный тягой двигателя, стремится опустить нос, если воздушная скорость падает, и поднять, если воздушная скорость увеличивается, что заставляет машину стремиться оставаться на сбалансированной воздушной скорости. Верен и обратный эффект, если линия тяги проходит ниже центра тяжести, как показано оранжевой кривой на рисунке.
Обратите внимание, что влияние вертикального положения линии тяги на устойчивость по скорости противоположно его влиянию на статическую устойчивость. Линия тяги, проходящая выше ЦТ уменьшает статическую устойчивость по тангажу, но, одновременно, обеспечивает положительную устойчивость по скорости, в то время как линия тяги, проходящая ниже ЦТ центра тяжести дает противоположный эффект.
Положительная устойчивость по скорости может маскировать или компенсировать низкую или слегка недостаточную статическую устойчивость по тангажу и сделать статически неустойчивый летательный аппарат более пригодным для пилотирования.
Опять же, это может быть одной из причин того, почему «классическая» конфигурация автожира позволяла летать вокруг ограниченной площадке.
Опрокидывание (Bunt-Over)
Существует еще одна особенность автожиров с расположением линии тяги выше ЦТ, которая может привести к очень опасной ситуации. Многие аварии с автожирами связаны с быстрым опрокидыванием или резким наклоном носа вниз, что приводит к тому, что лопасти несущего винта начинают делать большие взмахи и ударяют о хвостовую часть или другие неподвижные части машины. В эту смертельно опасную ситуацию можно попасть из-за слишком агрессивной дачи ручки управления от себя, и прохождение линии тяги выше ЦТ усугубляет ситуацию.
Несущий винт автожира создает момент по тангажу, положением линии действия вектора подъемной силы относительно ЦТ. Если несущий винт разгружен, подъемная сила несущего винта невелика или вообще отсутствует, и пилот остается без эффективного управления по тангажу. В этой ситуации расположение линии тяги двигателя выше ЦТ становится очень опасным, потому что сила тяги воздушного винта, действующая выше ЦТ, все равно вызовет движение по тангажу на пикирование. Сочетание высокой тяги двигателя и малой нагрузки на несущий винт приведет к быстрому опусканию носа вниз (часто называемому опрокидыванием «bunt-over)) с катастрофическими последствиями.
Выводы
Из вышеизложенного мы можем увидеть, что влияние положения линии тяги двигателя на устойчивость и управляемость автожира не так просто, как может показаться. Однако мы можем сделать несколько выводов:
- во-первых, желательно располагать линию тяги двигателя немного ниже ЦТ, но это не является гарантией хороших пилотажных качеств. Перемещение линии тяги вниз от ЦТ помогает, но не заменяет необходимости установки достаточно большого горизонтального оперения для повышения устойчивости.
- линия тяги, проходящая чуть выше ЦТ, на самом деле может быть полезна автожиру, имеющему горизонтальное оперение для улучшения устойчивости по скорости, но нежелательно большое вертикальное смещение линии тяги, и его следует избегать.