Туристические полеты по Чукотке на гидросамолетах. (2021 год, лето. Взгляд командира экипажа)

aeroerik

Чукотка, амфибии.
Этим летом туристическим агентством ВизитНорд Путешествие на Север, Чукотка с профессионалами – чукотский туроператор Visitnord был реализован очень интересный туристический проект полета по Чукотке на двух гидросамолетах с шестью авиационными туристами по довольно сложному, но крайне интересному и неординарному маршруту. Сам проект был смоделирован исходя из многолетних наблюдений за погодой в планируемом месяце и соотвественно опирался на конкретный чукотский опыт очень многих людей. В том числе и сами воздушные путешественники были все весьма подготовленными и искушенными туристами 🙂


Да, добавлю еще что в составе туристической группы у нас присутствовал Сергей Нетиевский ("Сибирский пельмень") и в ходе тура предусматривалась съемка небольшого документального фильма и несколько его стендап-концертов в различных населенных пунктах авиамаршрута, начиная с города Анадырь. Кроме того мы решили добавить в маршрут смысловой нагрузки связанной с краеведческой направленностью некоторых моментов полета, в частности планировались съемки с воздуха и с земли объектов связанных с аэродромами ЛендЛиза времен Второй мировой войны в поселках Уэлькаль, аэродрома Марково и аэродрома Танюрер, где как раз в те дни работала экспедиция РГГО. Кроме того мы хотели выполнить просто интересный и насыщенный рыбалками, водными и пешими прогулками туристический маршрут с ухой, костром, самолетами, моторными лодками, нетронутой природой и чистейшими в мире воздухом и водой Чукотских горных озер и бескрайней тундры..

В общем мы взялись за весьма тяжелый гуж, полет в группе самолетов над дикой безориентирной и безаэродромной территорией с ограниченными ресурсами по обслуживанию и заправке бортов, с весьма дикой природой под крылом! Удалось далеко не всё, но тем не менее то что получилось, во мне вызывает маленькую гордость - МЫ ЭТО СМОГЛИ!

IMG_5582.JPG


IMG_7569.JPG


IMG_5770.JPG
 
Сам маршрут длиной более 2000 километров изначально планировался таким: вылетаем из Анадыря на Эгвекинот, затем возвращаемся в столицу Чукотки и уходим далее на юг по бассейну реки Анадырь, причем в программе полета был заложен полет через точку на карте где когда-то находился базовый аэродром знаменитого АлСиба поселок Уэлькаль. Сложность этого полета заключена в том, что сам полет проходит в горной местности, а бухты и заливы Эгвекинота окружены скальными горами и местная аэрография очень сложна и достаточно опасна при восточном циклоническом ветре. Кроме того у нас была запланирована посадка на водную акваторию бухты Эгвекинота как основной вариант, а как запасной рассматривалась посадка в аэропорту. В принципе к посадке в аэропорту мы не стремились по нескольким причинам - далеко от поселка, ненужные моменты общения со службой САБ с пропускным и досмотровым режимом (у нас на борту имелось оружие и сигнальные средства на случай незапланированных посадок и встреч с бурыми мишками и прочей чукотской живностью), ну и по причине несколько неадекватных для легкой авиации цен на обслуживание и стоянку в аэропорту.

Самолеты нам пришлось отрывать от работы на Авиалесоохрану, к счастью именно в этот период пожарная нагрузка на Чукотке снизилась и появилась возможность собрать два самолета в Анадыре, один из которых работал в Марково, а второй вообще был в восьмистах километрах от Анадыря в городе Билибино (аэродром Кепервеем).


И так 12 августа мы с гидропилотом Игорем А. полетели двумя самолетами из поселка Ваеги, где встретились на маршруте, в город Анадырь, заодно потренировав групповую слетанность. Заявку подавали уже с нового сайта ИВП на мой ведущий самолет с указанием в плане наличия двух однотипных самолетов и номером второго борта. Заявка прошла без проблем и АДП Анадыря совершенно не удивились появлению над городом пары самолетов. 😉

IMG_7620.JPG
 
Последнее редактирование:
После прилета в окружную столицу мы встретились с туристами и организаторами, и проговорили все особенности поведения в самолетах и возле самолетов по этапам полета и оценили предварительную загрузку и центровку самолетов. На следующий день был запланирован вылет на Эгвекинот.

Могу сказать, что уже до вылета в Анадырь, я как пилот достаточно много лет полетавший на Чукотке на гидросамолетах сильно сомневался, что мы сможем вылетать на северную часть нашего маршрута. Дело в том, что в эти дни от Камчатки с юга подходил циклон и зная особенности этого района полетов я высказал мнение организатору путешествия Жене, что мы можем зависнуть в Эгвекиноте на неопределенное время в связи с усилением ветра, выносами влажного холодного воздуха и тумана на береговую черту и сильной турбулентностью по границе моря и суши.

То есть ожидался полет что называется "ниже среднего" - самолет болтает, пассажиров тошнит, пилот думает как ему проскочить перевалы под рваной облачностью и как бы турбулентность не загнала самолеты в ситуацию когда вертикальная скорость нисходящих потоков воздуха выше возможностей двигателей, а высоты уже недостаточно, я уж не говорю о приборном полете в горах. Такой прогноз висел на ближайшие четыре - пять дней, а в туристическом путешествии как известно даже день задержки может привести к непоправимым последствиям для прохождения всего маршрута. Поэтому было принято коллегиальное решение - вылетать на южную часть авиамаршрута в спокойный воздух, с комфортным полетом и с надеждой, что когда мы вернемся в Анадырь, нам будет открыт полет на Эгвекинот в оставшиеся дни... Решение как выяснилось впоследствии оказалось полностью оправданным и абсолютно верным с учетом возникших обстоятельств с одним из самолетов в конце нашего маршрута.

Итак мы взлетели из Анадыря на поселок Краснено, впереди был Анадырский лиман с мелководным заливом Онемен, очень красивый уплывающий за крыло город и начало почти безлюдной и замечательной красивой местности по реке Анадырь. Загрузка самолетов была максимальная - в каждом самолете по четыре человека в среднем 390 кг + личные вещи рюкзаки и сумки еще 70 кг и полная заправка топливом.

IMG_7619.JPG


IMG_7636.JPG


IMG_7634.JPG
 
Последнее редактирование:
Я кстати совершенно банально забыл сразу убрать шасси после взлета, поскольку отвлекся на сам взлет, оценку центровки и поведения самолета, пристраивания в паре. Потому уже после занятия места в строю услышал от ведомого - "у тебя шасси болтаются под задом" 😉 Ну варинат ответа был только один "сам такой"... Но про себя)

IMG_7630.JPG


IMG_7631.JPG


IMG_7632.JPG
 
Ну и разумеется Продолжение следует 🙂
Впереди первый пункт нашего путешествия поселок Краснено на берегу одноименного озера Красное.
И кстати, чем все таки отличается такой полет гидросамолетов вдоль реки от поездки по этой же реке на комфортабельном катере? Оказывается на катере вы едете по самому низкому уровню местности - по воде. Берега заслоняют вам не только горизонт, но и даже самые близкие участки тундры и окружающих береговых холмов. Вы реально не видите и не представляете себе насколько на самом деле разнообразна и прекрасна окружающая вас действительность. Сидя в самолете как на волшебном балконе и глядя вниз, вы видите медведей и лосей, вы замечаете скопления рыбы на фарватере и грацию пар лебедей на озерах, вы видите горы на горизонте и маленькие озерки всего в километре от основного русла реки. И все это плавно меняется с калейдоскопичным многообразием окружающего вас огромного трехмерного пространства!!! Это сложно передать словами, это можно только увидеть самому!



IMG_7622.JPG


IMG_7623.JPG






IMG_5997.JPG


IMG_5980.JPG
 
Последнее редактирование:
Начинание неплохое, но погода в тех местах весьма обманчивая /знаете наверно/ поэтому самолеты тут такие по пределу и метеорадар включайте почаще с просмотром погоды.Обледенение словить даже летом это на раз. В 90- часто летал по Вашим местам на восьмерке, многое уже стерлось в памяти, но судя по фото всё осталось по старому. Удачи.
 
Самое интереное то, что этот аэродром так и не открыли как аэродром. Оказалось, что для регулярных внутрирегиональных полетов он не отвечает некоторым обязательным требованиям. В частности нет боковых полос безопасности, очень высокие боковые откосы отсыпки ВПП более трех метров высоты, сама полоса оказалась уже чем было предусмотрено в проекте, сейчас треть ВПП оказалась отрезанной от остальной части проседанием грунта из-за оттайки грунта под полосой. В общем все как всегда в России, объект недоделан, а деньги уже потрачены. Но одно хоршо, в прошлом году мы все таки дошли до губернатора округа и смогли-таки получить разрешение использовать эту площадку как место для полетов самолетов с геоточки подобранной с воздуха.

И я горжусь, что самую первую посадку самолета на этой полосе в городе Анадыре выполнил я на самолете Орион СК-12! 😉 сейчас ведем работу с администрацией округа и города, чтобы аэродром и полоса наконец обрели настоящего хозяина на правах аренды и в городе начала работать полноценная взлетно-посадочная полоса для воздушных судов АОН с местами стоянки, заправочным комплексом и ангаром.

На фото полоса в Анадыре и самая первая посадка самолета СК-12 на этой полосе, а возле самолета по праву стоит старейший авиатор города Анадыря Николай Николаевич Зубков (GRAMOFONKEN), это человек стоящий у истоков Чукотской АОН, вместе с Володей Ткачевым, Леонидом Карваном, Димой Кашурниковым и вашим покорным слугой 🙂

IMG_0076.JPG


IMG_3883.JPG


IMG_3884.JPG
 
Последнее редактирование:
Ждем продолжения, благодарю за репортаж, вы не только летаете по необычным местам, но и пишете красиво, еще по рассказу Пенза-Чукотка обратил внимание. Мира и Добра всем авиаторам!
 
Меня тут довольно часто и иногда с легким сомнением спрашивают летные и технические характеристики самолетов-амфибий "Орион" Ск-12 на которых мы летаем на Чукотке. Я их сейчас конечно напишу, но сразу оговорюсь, что амфибийные самолеты имеют свои нехарактерные особенности в пилотировании и всё что я пишу, относится к уже достаточно опытным и влетанным в этот тип пилотам, равно как и обслуженным и технически полностью исправным самолетам. То есть пилотирование пустого самолета и самолета с максимальным взлетным весом для пилота амфибийщика, это весьма не одно и то же, особенно при взлете с воды и с разными конкретными условиями (сила ветра, его направление, высота и длина волны, близость берегового обрыва с кромкой леса, течение реки, наличие мелей, изгибов русла реки при ограниченной ее ширине, деревьев на заходе и т.д.). Кстати и даже выезд на берег, тот еще квест и мне понадобился не один сезон полетов, чтобы полноценно освоить эту казалось бы простую операцию. Думается что наши путешественники воспринимали такие выезды совершенно ординарно как само собой разумеющееся, что на самом деле совсем не так) Готов спорить, что на одном и том же берегу, два пилота с одинаковым налетом, но разным амфибийным опытом будут иметь совершенно различные результаты выхода на берег из воды - один из них застрянет на урезе воды с повреждением днища камнями, с домкратами, привлечением тягача с веревками, кучей помощников и нетеатральным бурлацким матом, а другой с ровно такой же загрузкой, на том же самом месте свободной выкатится из воды на берег и развернувшись высадит пассажиров не замочив ног. Но ладно, это лирическое отступление, в нашем случае пилоты были подготовлены и поэтому продолжаем!

Итак, наши в общем (за мелкими недостатками) 😉 замечательные четырехместные самолеты Ск-12, а сейчас уже и модернизированная и на мой взгляд очень удачная версия и дальнейшее развитие этого типа, тюменский самолет Ск-14 (главный конструктор Сергей Карпов), это классический подкосный высокоплан схемы парасоль с двумя двигателями Rotax-912 100 лошадиных сил. Приведу характеристики конкретно наших самолетов:
Сухой вес самолета 730 кг, максимальный взлетный вес 1250 кг, хотя на самом деле максимальный взлетный вес в официальной карте данных на этот самолет дан с очень большим запасом, реально самолет свободно летает с воды со взлетным весом 1350 кг. Крейсерская скорость 175 км/час. Дальность полета в штиль с запасом на 45 минут полета 850 км. Разбег-пробег зависит от условий и как правило укладывается в дистанцию 350 метров и меньше. На одном из наших самолетов из-за проблем с регуляторами ВИШ-ей у моего коллеги Игоря разбег на маршруте заметно удлинялся, но кажется не выходил за рамки 500 метров. 😉 Для пилотов дам еще такие характеристики как скорость на глиссаде с закрылками 20 градусов 120 км/час (при полной загрузке или высокой турбулентности +5 км/ч), скорость срыва на чистом крыле 95 км/ч, с закрылками 30 градусов 70 км/ч. Самолет имеет классическое поведение, перед срывом есть небольшая тряска, на парашютировании легко удерживается педалями, срывается мягко и предсказуемо, при даче ручки сразу опускает нос и легко разгоняется с переводом в горизонт.
Кабина имеет ширину почти 120 сантиметров, на передних сиденьях могут свободно размещаться два больших и красивых человека, на заднем диване условия более спартанские, спинка не регулируется, но тем не менее наши путешественники не жаловались. Впрочем и лаги у нас были в пределах полутора часов. Для размещения багажа предусмотрена задняя багажная полка куда можно запихнуть парочку туристических рюкзаков средних размеров и дополнительно растолкать по углам разной мелочевки, типа пудренницы, запасного памперса и пары карт памяти формата SD 🙂 Впрочем на самолете есть еще одно отличное место для багажа - носовой багажник. Вот в него действительно можно засунуть небольшого слона, причем в РЛЭ самолета хоть и написано Вес груза в переднем багажнике не более 45 кг, на самом деле с учетом плеча и грамотного размещения груза в задней части самолета вперёд укладывалось и до 60 кг самого объемного и неудобного туристического багажа. Тем не менее для Ск-12 в течение всей нашей летной экспедиции все время присутствовал момент небольшого дефицита пространства для пассажиров и груза. Поэтому я конечно очень благодарен нашим туристам, они стоически на протяжении всего пути переносили эту хроническую нехватку пространства на борту. Еще я не сказал, что помимо основного груза КВС и туристов в состав багажа входил и комплект самолетного оборудования, с необходимым инструментом и материалами для обслуживания и устранения неисправностей в полевых условиях, технические жидкости и масла, спутниковый телефон, спиннинги и рыболовные снасти, весло, непромокаемые штаны костюма Л-1, чехлы, струбцины и швартовые принадлежности... откровенно сказать, якорь в этом путешествии я счел лишним предметом, и выбросил его на базе как лишний вес.
Вот на таких самолетах мы и вылетали из Анадыря на наш немаленький и можно прямо сказать первый в истории Чукотки авиационный туристический маршрут на самолетах АОН.

Ну и конечно в больших и сложных делах не всё и не всегда идет гладко. И я добавлю короткий рассказ по поводу небольшого происшествия, о котором в день вылета мы умолчали, не став говорить никому, включая и руководителя нашей экспедиции Евгения Михайленко, чтобы не расстраивать туристов и не создавать нервозную обстановку с начала перелета. Хотя самим нам с Игорем это происшествие доставило немало неприятных минут и изрядно испортило настроение 🙁

С утра восьмого августа, в день когда был намечен вылет экспедиции на маршрут, мы вылетели двумя самолетами из поселка Ваеги в Анадырь, где и находились туристы. Дальнейший вылет группы с туристами на маршрут планировался в этот же день после обеда. И здесь нужно сказать, что Ск-12 это самолет с хвостовой опорой и посадка такого самолета на ВПП требует хорошей натренированности и опыта, а я добавлю еще и немного перчинки, ВПП в Анадыре не особо широкая, а главное у нее совсем нет боковых полос безопасности. Я заходил на посадку после роспуска первым, сел, освободил полосу и вылез из кабины встречать Игоря, который заходил на посадку следом. Представьте картину маслом, я наблюдаю как садится самолет, на полосе дует небольшой боковичек, Игорь выходит точно в створ, плавно касается мелкой щебенки колесами шасси в самом начале полосы, бежит, опускает хвост и начинает останавливаться... Я вздыхаю было с облегчением и уже собираюсь развернуться и идти к своему самолету... как с ужасом вижу картину, самолет на скорости быстро идущего пешехода вдруг круто начинает разворачиваться и съезжать со взлетной полосы прямо в откос шестиметрового обрыва, в тундру!!!! Я бегу к самолету Игоря, рядом бегут ребята которые приехали нас встречать, а у меня в мозгу только одна мысль... бллляяааа сейчас они перевернутся!!!... Я не знаю что там сотворил Игорь в самый последний момент, но самолет как-то рыкнув одним двигателем и уже почти съехав с полосы носом вниз, вдруг крутанулся на месте и остановился с краю откоса слегка покачиваясь и накренясь... Уррааа!! он остался стоять!!, хоть и не на самой полосе, но стоять!!! Ох,.. какие-же только мысли не промелькнули у меня в эти секунды в голове. За это время мы подбежали к самолету и схватили его с разных сторон уже не давая ему никуда сползти или перевернуться. После беглого осмотра стало ясно, отказ тормоза справа - из своего гнезда выскочила тормозная колодка и тормоз справа полностью пропал, ветром самолет стало разворачивать и он пошел на циркуль. Игорь газанув двигателем дал возможность возле самого обрыва резко развернувшись, погасить поступательную скорость и самолет все таки остался стоять у самого края уже съехав с полосы на склон. В общем благодаря китайским чудо-мастерам и желанию немного сэкономить при производстве ВС мы чуть было не лишились самолета из-за конструктивно-производственного недостатка в самом начале нашего туристического маршрута.

В этот раз главная коллизия дня закончилась благополучно, а дальнейшее было делом техники и очумелых ручек, самолет был готов к запланированному вылету на после обеда. Впрочем доверие к китайским товарищам и их тормозам пропало окончательно. Радовало только одно, почти весь маршрут планировался с посадками на воду. Собственно с этого момента и можно опять начинать повествование вернувшись рекурсией к началу этой темы - После обеда мы погрузившись в самолеты, вылетели из Анадыря на маршрут в пункт нашей первой посадки поселок Краснено.

Как пост скриптум обязан написать, что поизводитель без дополнительных вопросов обещал полное содействие по устранению данной проблемы с гидравлическими тормозами.

На фото Игорь так давил на правый тормоз перед тем как передумал уезжать с полосы в тундру, что на фотографии видна даже металлическая стружка на суппорте 🙂 А фото общего вида полосы есть в посте номер 9 этой темы, можно по достоинству оценить откосы ))

IMG_5952.JPG


IMG_5958.JPG
 
Последнее редактирование:
Дальше был вылет на первый участок нашего туристического маршрута в поселок Краснено. Сам вылет уже описан, хочется только сказать о том, что на гидросамолетах очень удобно лететь низко над водой, и не просто удобно, а очень комфортно и безопасно. Причем такую безопасность не дает ни какой сухопутный самолет и это именно лучший вариант туристического полета. Если сравнивать, то это примерно как полет на лыжах зимой вокруг заснеженного аэродрома. Этот полет дает возможность всем находящимся на борту с очень близкого расстояния обозревать окрестности и обмениваться мнениями о ландшфтах и пейзажах проплывающих совсем рядом под крылом. Ну а пилотам без лишней настороженности, общаться с пассажирами почти не отвлекаясь на управление и лишь периодически контролируя параметры двигателей. После взлета наша пара на высоте 100-200 метров пересекла Анадырский лиман и дальше маршрут проходил вдоль наветренного левого берега, где равнинная местность не дает приземной турбулентности и лишней болтанки, а сам берег очень живописен и под берегом нет ветровой волны, что обеспечивает полную безопасность на случай любых отказов двигателей и необходимости экстренной посадки. Кроме того с этой стороны лимана открывается очень фотогеничная панорама на сам город Анадырь, отдельно стоящую гору Дионисия и тундровые окрестности.

Каждый раз вылетая из города вдоль реки над лиманом, я не устаю любоваться этими местами. Вот и в этот раз мы летели над распадками берега, тундровыми озерами на которых плавали пары лебедей, а впереди в легкой дымке приближались горы хребта Рарыткин и озеро Красное. И даже несмотря на то, что я намеренно удлиннил дистанцию первого этапа прокладывая курс не на прямую, а вдоль левого берега реки Анадырь, до поселка Краснено мы все равно долетели меньше чем за час, успев по дороге увидеть и белух в воде, и оставить позади редкие суда на фарватере. Кстати про фарватер - по линии пути от Анадыря на Краснено мы пересекли часть Анадырского лимана которая называется залив Онемен. Это такой здоровенный залив почти квадратной формы, размерами с маленькую европейскую страну... , шучу конечно, но тем не менее размер примерно 50 на 70 километров!! Так вот глубина этого залива местами "по пояс" 🙂 и однажды во времена своей бурной молодости мы там тупо уселись на меляк на катере с осадкой 0.8 метра!! Ехали-ехали и вдруг ТА-РА-РАМ!!! Встали!!! От берега справа который не виден расстояние 30 км, от берега слева котоый еле просматривается ниточкой на горизонте расстояние двадцать километров!!! Вот такое воспоминание вдруг всплыло, когда наша пара самолетов пересекала лиман). Та давняя история кончилась тем, что часа через четыре начался прилив и мы благополучно снялись с мели и поехали восвояси, поблагодарив духов за то что они не раздули за время вынужденной стоянки ветер на лимане. )

За заливом Онемен как раз заканчивается зона С диспетчерского пункта Анадырь и поэтому после доклада девушке с удивительно красивым голосом о выходе из зоны, нам было "предоставлено полетно-информационное обслуживание", в смысле валите на все четыре стороны, только не забудьте дать окончание плана 8) В общем дальше мы были предоставлены сами себе и началсь наша чукотская вольница зоны Гольф с ночевкой в Краснено.

На фото баржа на реке Анадырь и заход на посадку в селе Краснено.

IMG_6155.JPG


IMG_6049.JPG


IMG_5794.JPG


IMG_5790.JPG
 
Последнее редактирование:
Садились в поселке Краснено мы прямо в этой обширной бухточке, которая видна на крайнем снимке справа. Волна была не слишком большая, но и не маленькая, сантиметров тридцать-сорок и поэтому на касании в кабине стоя конкретный барабанный стук, что как я с небольшим торможением понял, несколько напрягло моих пассажиров 🙂 Поэтому я им тут же поспешил объяснить, что ничего страшного на самом деле в этом звуке нет, и он всем знаком по резкому наливанию воды в большую пластмассовую ванну. Ну в общем несколько снял напряжение от неожиданной акустической вводной. Ну можно понять ребят, у всех них это была все таки первая посадка в жизни на самолете на воду 😎

На выруливании берег оказался довольно крутым с вязким галечником, но самолет хорош тем, что на слегка спущенных колесах (до 1,5 атм) и при небольшом накате "на тяге" двигателей, достаточно уверенно въезжает на берег и разворачивается. Главное не терять инерцию наката. После того как самолет развернулся носом в сторону воды, выруливать будет уже проще, поскольку на берегу подготовить движение вперед самолету проще - можно убрать "бруствер" перед колесом, утрамбовать грунт или на худой конец подложить веток.
На втором фото мы уже гуляем по селу в котором зимой живет меньше тридцати человек. Кстати телефонной связи тут тоже нет. Поэтом вся связь велась с телефона Иридиум, конец работы и закрытие плана мы доложили позже вечером. А вообще подача планов в таких местах, тоже осуществляются только по телефону. Поэтому полеты в таких местах надо выполнять имея ввиду, что привычной связи в нашем обычном понимании нет.

59BE7246-061C-4EBA-ACC7-401D8C4415AB_1_201_a.jpeg


E147FE7D-F8CC-4AF9-84A7-7EA9E1B197CA_1_201_a.jpeg
 
Этим же вечером вся группа разъехалась по плановым мероприятиям предусмотренным программой путешествия. Конечно-же основным пунктом это была рыбалка в протоках реки, ну а желающих посмотреть поселок и окрестности озера Красное сверху, покатал на "Орионе" в этот вечер мой коллега-пилот Игорь. Пассажирами были все мужчины, поэтому истребительные повадки Игоря они разумеется выдержали с достоинством и легким восторгом) Я как раз сидел в это время в лодке, которая ехала на рыбные места и снимал его истребительные маневры на камеру телефона. Заранее скажу, что мы с честью отбились от его атак и ушли в сплетение проток, островов и ручьев, которое как раз и начинается от поселка Краснено немного выше по течению реки Анадырь. Назавтра нам предстоял полет как раз в этом направлении. В сторону заброшенного Лендлизовского аэродрома времен второй мировой войны в островной пойме реки Танюрер, интереснейшего исторического и природного места..

F8B3ED79-F056-4D74-9A83-AF3E3AA78D64_1_201_a.jpeg


7E592A74-64AD-4EEE-A935-6890D3AE8034_1_201_a.jpeg


79D85533-3C28-45EA-9336-0D527B3C2737_1_201_a.jpeg
 
Кстати хочу заметить, что тема военных аэродромов и вообще организации и поставок самолетов по ЛендЛизу во времена второй мировой войны, это довольно малоисследованная на территории Чукотки тема. Уж очень большие территории, уж очень много и техники, и событий, и людей осталось в виде платы за ту страшную Войну даже в этом отдаленном уголке нашей страны... К сожалению война это всегда плохо, война это всегда страшный след в жизни и людей и стран, и мы изначально запланировали посещение этого места именно как прикосновение к памяти, как наша скорбная, групповая минута молчания по тем кто здесь когда-то жил, летал и остался.
Меня же поразило в тот день еще одно чувство.. Когда мы подлетели к этому месту, я вдруг понял что те далекие пилоты, которые приходили сюда из Уэлькаля на Аэрокобрах и Бостонах видели туже самую картину, которую вижу сейчас и я!!! Вот он, этот изгиб реки, вот он этот остров на котором видна посадочная полоса, а вот и характерный ориентир!! - отдельно стоящая гора с совершенно плоской, как бритвой срезанной вершиной!!! На меня действительно на мгновение накатило это ощущение, будто моими глазами сейчас смотрит вниз кто-то из тех ребят. Из тех молодых, красивых и веселых, в американских кожаных куртках, кто прилетал сюда в сорок третьем.. .. и только полосы все-таки нет, есть лишь след от нее на тундре.. Но этот след именно полосы и рулежных дорожек. На самом деле прошло больше семидесяти пяти лет, но глядя сверху все так и осталось - аэродром, рулежки, кучи песка которым были засыпаны дома, когда в пятьдесят шестом году была дана команда ликвидировать аэродром и поселок. Тундра сохранила всё. Потом уже на земле мы нашли много артефактов оставшихся от тех лет, бочки с надписями на английском языке и датами 43,44 год, остатки автобуса летного состава, старый трактор Сталинец и много еще чего.
Я добавлю только, что с тех времен сохранился даже СКП аэродрома, но сохранился он лишь по той причине, что это до сих пор жилой дом работников метеостанции, которая дает погоду с самого основания запасного аэродрома Танюрер, а к зданию СКП когда-то подруливали садившиеся здесь самолеты.

Круглое озерко на фотографии внизу, это как раз самый центр этого места и если присмотреться, то тундра сохранила всю конфигурацию аэродрома Танюрер без искажений. Все, как семьдесят пять лет назад.

2F5CC198-DBCE-4789-837A-92FEBAB17A20.jpeg


83B6D4E3-DC00-4D4E-B287-8EC153A5A3C2.jpeg


F74C9F9B-7BB3-4DF9-B4EC-F26D32BB539D.jpeg


B7460A3E-80AE-4858-A0BC-A821AB559629_1_201_a.jpeg
 
Ночевать на Танюрере мы не планировали, а потому после посещения памятника погибшим здесь воинам и пообщавшись с ребятами-метеорологами решили лететь дальше к пункту ночевки на реке Анадырь в поселок Снежное. По дороге прошли парой совсем рядом с той самой горой с совершенно плоской, будто срезаной вершиной. Рассказывают что на самом верху этой горы садился когда-то на спор Ан-2 из Анадырского авиаотряда. Могу засвидетельствовать, что для Ан-2 в том месте и при той длине, и качестве площадки на вершине это вполне реально, на Орионе я бы туда садиться не рискнул. Только не на родных колесах, уж слишком крупноватые камушки 😉
По дороге в Снежное прошли над ныне заброшенным и когда-то весьма крупным поселком золотоискателей Отрожный. Уж не знаю сколько вообще десятков а скорее сотен тонн золота было добыто в этих местах. А надо сказать что золото там моют и по сей день, занимаясь перемыванием старых еще советских отвалов. Но рассказывают байку о том, как начинал работать самый первый полигон на этом месторождении. Два трактора с утра начали вскрышу торфов, то есть срезание отвалами верхнего слоя почвы до золотоносных песков, к вечеру на этом полигоне собрались почти все кто был в поселке. Решили провести советский традиционный митинг по случаю начала работ и вдруг кто-то вскрикнул и показал рукой на закат. К этому моменту солнце опустилось достаточно низко над землей и все увидели как в разных местах полигона в лучах заходящего солнца сверкают срезанные тракторными отвалами золотые самородки.. Мне рассказывал эту историю еще двадцать пять лет назад и мамой божился что это правда, один очень авторитетный артельщик по кличке Маршал.. Многие из чукотских "стариков" его знали. Думаю что даже если он мне и врал, то совсем немного. Про золото этих мест я слышал не только от него и не только эту историю, куда там золотой лихорадке Юкона.. ))

Ну а в поселке нас уже заждались и к нашему прилету был готов и радушный прием и весьма сытный и вкусный ужин из ухи, оленины и божественного Снежнинского хлеба. Удивительная вещь, но поскольку современные технологии еще не добрались до этих мест, то хлеб здесь пекут по-старинке из настоящей муки высшего сорта и по строжайшим советским гостам без всяких загустителей и разрыхлителей 😉 Хотя нет, поесть нам сразу не дали, поскольку с нами был Уральский пельмень Сергей Нетиевский и его местные жители разумеется сразу взяли в оборот и потребовали дать импровизированный концерт в местном клубе.. Ну и куда тут было деваться. Но уж народная любовь, надо сказать, просто вылилась на Сергей рекой не меньшей чем река Анадырь. Здесь мы остались на ночевку и здесь у туристов на следующий день была запланирована большая развлекательная программа, а у нас с Игорем хороший отдых.

20E17DE5-DC81-4A6B-8EBA-5BF01C09CB4C.jpeg


22D8A313-96B0-4B7A-AA43-9CB06B64C1D2_1_201_a.jpeg


6C745E7A-1534-4A00-A1BC-968F868DF97E.jpeg


FAF8ED04-A4EB-47DE-8E2A-7AB75A2922B0.jpeg
 
Назад
Вверх