Забытый аэродром (историческое исследование)

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Забытый аэродром
(историческое исследование)

Как-то раз, будучи Москве, я ехал на машине по Бульвару Яна Райниса от метро Сходненская,  примерно через 200 м свернул налево и оказался на улице Аэродромной. Слово «аэродром» мне очень близко и навевает множество ностальгических воспоминаний. Мои отец, мать, дед, бабка, моя супруга, да и я сам в отдельные периоды своей жизни были связаны с авиацией – ГВФ или ВВС.
Поэтому как только я прочел название улицы, мой мозг тут же сформулировал вопрос: а где же здесь аэродром?
Я надеюсь, что если коренному жителю р-на Северное Тушино задать вопрос: «А где здесь у вас аэродром?», то он сначала растеряется, но затем всё же соберется с мыслями, почешет пальцем за ухом (тем самым вызвав импульс в головном мозге), и в итоге ответит: «Недалеко от станции метро Тушинская, где сейчас стадион Спартак».
Совершенно частично правильный ответ – до Великой Отечественной войны Тушинский аэродром был одной из главных достопримечательностей столицы: здесь проходили Воздушные парады и представлялись новинки советской авиатехники.
После войны роль аэродрома постепенно пошла на спад, а горбачевская перестройка его окончательно добила – полёты запретили, летное поле в итоге превратилось в заманчивую площадку для постройки жилых домов, и в наши дни никакой авиацией там уже не пахнет - ее полностью вытеснил футбол.
Но не будем вспоминать о грустном и вернемся к улице Аэродромной. Если вы внимательно рассмотрите ее местоположение на плане Москвы, то заметите, что от неё до Тушинского аэродрома ой как далеко. Почему же она получила такое название?
Оказывается, еще в 30-х годах прошлого века помимо общеизвестного Тушинского, находившегося около излучины Москвы-реки, функционировал и другой малоизвестный аэродром, расположенный неподалёку от деревни Захарково, с 16 века (если не ранее) вольно раскинувшейся по правому краю глубокого оврага - нынешней бухточки канала им. Москвы, где заканчивается б-р Яна Райниса, и где сейчас экспонируются списанные экраноплан и десантный катер.



Понятное дело, что в 16 веке канала еще не было, а на его месте протекала мелкая речушка Химка, откуда деревенские набирали воду для полива огородов. А дрова они брали в лесу, подступавшем к самому краю деревни. Годы шли, деревня постепенно разрасталась, но окружающая местность практически не менялась и даже в конце 20-х гг. прошлого века представляла собой все тот же большой лес, изрезанный оврагами, где протекали ручейки-речушки. Один из ручьев, называемый Захарковским, севернее деревни втекал в Химку и за века промыл тот самый глубокий овраг, который впоследствии и превратился в вышеупомянутую бухточку с экранопланом. В Захарково к тому времени уже насчитывалось 119 домов, восточная граница деревни заканчивалась вблизи нынешней ул. Штурвальной. Словом, даже в конце 20-х гг. прошлого века здесь все еще был тихий уголок окрестностей Москвы, до которого пока еще не дотянулись хваткие пальцы цивилизации и индустриализации.
     


На фрагменте карты, составленной в конце 20-х гг прошлого века,  хорошо видно, что Алешкинский лес в те годы доходил практически до нынешней ул. Свободы, а к северу тянулся почти до Куркинского ш-се. Справа от Захарково обозначено русло реки Химки, её ширина составляла около 10-15 м. Красный флажок поставлен в точке пересечения современных улиц Героев Панфиловцев и Фомичевой.

Но вот наступил 1930 год, и жизнь в этом патриархальном уголке забила ключом: партией и правительством было принято решение построить здесь аэродром, не попавший ни на один «гражданский» довоенный план Москвы и крайне редко упоминавшийся в печати. На нем базировались самолеты дальней авиации, совершавшие полеты за Полярный круг
Встречаются сведения, что он начал функционировать с 1931 года и назывался Захарковский аэродром ГВФ Управления полярной авиации Главсевморпути. При его строительстве большая часть Алешкинского леса была вырублена, местность разровняли и организовали летное поле. Решение построить аэродром на участке где расположен многовековой лес при первом приближении представляется по крайней мере странным. В окрестностях Москвы в те годы хватало мест с широкими ровными полями, где строительство было бы значительно менее трудозатратным. Но строить начали именно тут, в Алешкинском лесу, в итоге отодвинув его северо-восточную границу почти на 3 км от Захарково - далеко за пределы современной ул. В. Лациса. А в северном направлении деревья были вырублены до нынешнего д. 103 по ул. Свободы, где сейчас расположен конный комплекс Русь.
У меня есть версия, объясняющая это решение, но я приведу ее в конце повествования.
В 1937 г в советской авиации произошло важное событие: рядом с аэродромом на акватории открытого в том же году канала Москва-Волга напротив Северного речного вокзала была организована испытательная база гидросамолетов – устроен гидроаэродром.  Для них на правом берегу канала построили причалы, но в случае необходимости их технического обслуживания и ремонта имелась возможность подъема «летающих лодок» на берег, как это видно на фото внизу, где запечатлен гидросамолет, извлеченный на сушу тросом.



Таким образом, в 30-х гг. вблизи Захарково функционировали уже два аэродрома: наземный и "надводный".



В 1937 г в Захарково был организован учебный центр для летчиков Гражданского воздушного флота. Полярный аэродром начал приобретать известность среди авиаторов. Здесь проводились выставки новейшей авиационной техники; в небе над аэродромом перед вылетом в Арктику опробовались новые и отремонтированные самолеты.
В августе 1941 г. из Захарково группа советских авиаспециалистов при участии известных летчиков М.М. Громова, Г.Ф. Байдукова и А.Б. Юмашева на двух гидросамолетах вылетела в командировку в США с целью заключения договора о приобретении американских стратегических бомбардировщиков Boeing В-17. Сначала долетели до Архангельска, потом пролетели вдоль Северного морского пути, и далее перелетев через Канаду, попали в США. Вернулись в декабре 1941 г
Встречаются сведения, что в 1942 г. на аэродроме базировался 1-й Гвардейский авиационно-штурмовой корпус. Но видимо не в полном составе, а лишь один из его полков, поскольку основная часть корпуса размещалась под Дмитровом.
Первый послевоенный «полярный» вылет с аэродрома был совершен 29.09.1945 г на американском самолете «Дуглас» С-47. А в 1946 г. на аэродроме уже базировались шесть С-47. Стоит отметить, что в  послевоенные годы в советской авиации использовалось много американских и немецких самолетов, в том числе и «летающих лодок».
С конца 40-х помимо самолетов на аэродроме начал функционировать «испытательный круг вертолетов» - летно-испытательная станция, позднее ставшая подразделением Завода №329.  Здесь зарождалось отечественное вертолетостроение.
Все началось в 1947 г, когда рядом с Захарково на Авиазаводе №82 разместилось КБ М.Л. Миля. В 1948 г с Захарковского аэродрома взмыл в воздух первый опытный вертолет ГМ-1 (Геликоптер Миля 1), впоследствии названный МИ-1. В 1951 году «милевское» ОКБ-4 было перебазировано в Сокольники, однако опытно-экспериментальное производство осталось на аэродроме. В 1952 г здесь испытывались  опытные образцы ВД-12, в 1954 г МИ-3, МИ-4, в 1956 г в ремонтном цехе (ремзаводе) аэродрома началась сборка опытного образца вертолета Ми-6, а в июне 1957 г в Захарково состоялся его первый опытный полет.
Здесь же в отдельные годы испытывались опытные машины КБ Камова, тоже одно время располагавшегося рядом с аэродромом на Заводе №82.
Судя по одной из карт в начале 60-х вертолетный круг размещался немного севернее нынешней улицы Фомичевой.
В общем, когда-то эта местность в прямом и переносном смысле была густо пропитана духом авиации.
 

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Улетали годы, близился конец 50-х, и в Москве широким фронтом развернулась эпоха больших хрущёвских преобразований. Вокруг столицы начали прокладывать кольцевую автодорогу, что вызвало перемещение в пространстве границ города.  Территория, «окольцованная» МКАД, стала Москвой, а выходящая за пределы кольцевой осталась Московской областью. В результате областной город Тушино стал одним из московских районов, Захарковский аэродром было решено ликвидировать, а его территорию застроить домами для коренных и новоявленных москвичей.
МКАД полностью «закольцевали» в 1962 г., и в этом же году полеты самолетов на Захарковском аэродроме прекратились. И если переселенцы первой волны 1962-63 гг., гуляя по бывшему летному полю, еще имели возможность определить местоположение ВПП (взлетно-посадочной полосы) по сохранившимся сооружениям,



то переселенцы образца 1966 г (по воспоминаниям старожилов) о существовании в этом месте аэродрома даже не подозревали – в тот год заросшее бурьян-травой летное поле было частично застроено домами, и уже ничто не напоминало о его былом назначении.


Снимок 1966 г:, верхняя стрелка указывает на участок где в 1942 г была ВПП (правее длинной пятиэтажки по ул. Свободы, 69), нижняя - на участок территории, где в тот год еще оставались целыми здания инфраструктуры аэродрома.

В конце 60-х на берегу канала устроили парк, распланировали аллеи, посадили множество деревьев, и в наши дни точно определить местоположение ВПП, ориентируясь на местности, уже невозможно. За 55 лет, прошедших с года закрытия аэродрома, местность изменилась кардинально: там, где в 60-х еще был голый берег канала, местами заросший редким кустарником, сейчас плотными рядами стоят огромные тополи, клены, липы и березы.


В этом месте метрах в 50-70 левее дорожки когда-то находилась ВПП Захарковского аэродрома

Допускаю, что после войны полосу могли перенести в другое место летного поля, ведь это был грунтовый аэродром с грунтовыми ВПП, следовательно его перепланировка могла быть осуществлена быстро и с минимальными трудозатратами. Как было на самом деле точно установить уже вряд ли получится, увы, уж более полувека минуло… Даже самые крепкие умом старики, жившие когда-то в Захарково и своими глазами видевшие взлетающие и садившиеся самолеты, рассказывали мне, что ВПП когда-то была в окрестностях нынешней ул. Фомичевой, но точные ориентиры по понятной причине никто назвать не смог.   
Но как не уничтожай прошлое, оно всё равно исхитрится спрятаться где-нибудь в тихом уголке, где затаится и уцелеет на радость любознательным людям, чье сердце всегда открыто для слабых импульсов, идущих из давно минувших лет, и по этим вялым излучениям сумевшим его обнаружить.
Несколько зданий этого старого аэродрома (как не удивительно) ухитрились выжить во времена великого строительного бума 60-70-х и дожили до 21 века. В частности, еще 8 лет назад был жив огромный ангар, а точнее ремзавод, где когда-то ремонтировали самолеты и сбирали опытные образцы вертолетов (фото ниже).



А вот так он выглядел в 50-х, когда аэродром еще работал (фото ниже).



Увы, в сентябре 2010 года это огромное сооружение снесли, и теперь на его месте возвышаются 15-17 этажные жилые башни. А единственное здание, сохранившееся от инфраструктуры старого аэродрома, вот это



Когда-то оно располагалось рядом с ангаром, и в нем (по словам нынешних обитателей здания) находился Штаб Полярной авиации, и видимо  размещался учебный центр. Сейчас в этом чудом сохранившемся фрагменте сгинувшего аэродрома располагается Филиал «Центр Аэронавигационной Информации» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации»  Словом, как это не удивительно, но авиационный дух в этом месте пока еще не угас.
Если кто-то желает лично осмотреть этот осколок минувшего, поторопитесь  – ходят слухи, что и его в ближайшее время снесут, чтобы на этом участке воздвигнуть очередную жилую многоэтажку.  Расположено оно по адресу ул. Свободы, 67.
 

Lewww

Я люблю строить самолеты!
А где же он раньше был?

В сети встречаются сведения о местоположении объектов Захарковского аэродрома и его границах в привязке к современным ориентирам. К сожалению, данная информация не точна, так как авторы либо приводят собственные соображения, базирующиеся на  фантазиях, либо ссылаются на рассказы очевидцев, которые за давностью лет многое позабыли, или по причине преклонного возраста уже плохо ориентируются в пространстве.
Наиболее точно местоположение сгинувшего аэродрома позволяют установить несколько четких снимков немецких самолетов-разведчиков, сделанных в 1941-43 г. И при их наложении на современный план Москвы с большой степенью достоверности можно заключить, что восточная граница летного поля доходила до нынешней ул Планерной д.3 к. 1, северная до ул. Туристской д.24 к. 2; западная практически до пересечения улиц Свободы и Фомичевой, а южная до б-ра Яна Райниса в месте стыка с ул. Аэродромной. Летное поле было овальной формы размерностью примерно 1500х1800 м. По меркам 30-х гг. это был маленький аэродром – раза в три меньше, чем знаменитый Тушинский.
А ВПП судя по снимку начиналась практически у самого канала, значительно выходя за границы летного поля, затем шла немного южнее ул. Фомичёвой между ГБОУ Лицей №1571 и д. 67 к.4 стр. 1, далее проходила через весь аэродром и заканчивалась  у современного д. 16 к.2 по ул. Туристской (школа).
Похоже, что самолеты обычно заходили на посадку со стороны Ленинградского ш-се и садились на участке  ВПП вблизи берега канала примерно в том месте, где сейчас расположен д. 69 по ул. Свободы. Я это заключил из того соображения, что, как это издавна повелось, ВПП (если она одна) обычно пересекает центр аэродрома, разделяя его площадь на 2 части примерно равной площади. На немецких фотоснимках просматривается четкая прямая линия, идущая от канала им. Москвы и проходящая вблизи условного центра летного поля. С большой степенью вероятности можно предположить, что это ВПП. На плане Москвы 1951 г на этом месте никаких дорог не обозначено, следовательно, это именно ВПП, а не дорога.
Судя по немецким фотоснимкам на аэродроме имелась и вторая дополнительная ВПП меньшей длинны, начинавшаяся от пересечения Проектируемого пр-да 6069 с ул. Планерной, и доходящая примерно до места где сейчас д 24 к.1 по ул. Туристской.


Снимок 1942 г: нижняя стрелка указывает на ангар, чуть выше стрелка указывает на основной отрезок главной ВПП, еще выше и левее стрелка указывает (предположительно) на дополнительную ВПП. В центральной части снимка четко видны очертания летного поля. В правом нижнем углу видны дома деревни Захарково.

Таким образом, жители микрорайона, чьи дома оказались в пределах привязанных мной к современным ориентирам, могут с гордостью заявить, что они живут на территории бывшего знаменитого советского аэродрома, откуда прославленные летчики отправлялись покорять Арктику.
В начале 50-х основной дорогой, ведущей из Москвы на аэродром, было Сходненское шоссе - нынешняя ул. Сходненская. Примерно в том месте, где сейчас д. 51, шоссе круто поворачивало вправо и приводило к ангару (опытно-ремонтному производству).


Фрагмент карты 1951 г.: стрелка 1 указывает поворот быв. Сходненского шоссе в месте где сейчас южный выход из метро Сходненская, стрелка 2 указывает на последнее сохранившееся здание аэродрома расположенное по адресу ул. Свободы, 67. Чуть ниже большой прямоугольник – здание ангара. Между зданиями голубая полоска – Захарковский ручей.

У ангара шоссе заканчивалось, и далее шла обычная грунтовка, ведущая к селу Алешкино. Стоит отметить, что на том месте, где расположена нынешняя ул. Аэродромная, в те годы никакой дороги не было. А единственной современной улицей, полностью находящейся на территории бывшего аэродрома, является улица, названная в честь советского военного летчика-бомбардировщика  Клавдии Яковлевны Фомичевой. 

Другая основательная широкая прямая  дорога к аэродрому шла от Завода №81(с марта 1942 г №82) - будущего Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ), она заканчивалась на краю летного поля в месте современного пересечения ул. Сходненской и Химкинского б-ра. На фрагменте карты это дорога, пересекающая под прямым углом Сходненское ш-се левее надписи «Захарково», и далее выходящая на летное поле.
В 1933 г. на Заводе №81 был развернут серийный выпуск гражданских самолетов СТАЛЬ-3, а с 1936 г. освоен выпуск истребителей ДИ-6, ЯК-1, ЯК-4, АНИТА-1. Во время войны на заводе было выпущено около 3000 самолетов ЯК-7 и ЯК-9. После войны с мая 1950 г. завод приступил к производству бомбардировщиков ТУ-2. Так что, судя по всему, Захарковский аэродром  с 1933 г еще служил и в качестве заводского аэродрома – здесь проводились испытания крылатых машин, и с него собранные на 81-м (82) заводе самолеты вылетали к местам своего последующего базирования. А обслуживание полярной авиации видимо являлось удобным прикрытием основного назначения аэродрома.
Это дает ответ на вопрос почему аэродром во времена СССР был мало известен – по сути это был объект оборонного значения, что подразумевало особый режим секретности. Изложенное позволяет предположить, что с середины 30-х годов основным предназначением аэродрома стало обслуживание авиазавода, а обеспечение полярной авиации ГВФ отошло на второй план.
Также нельзя исключать версию, что аэродром изначально закладывался под нужды будущего большого авиазавода. Этим и разъясняется загадка, почему строить его начали именно в этом крайне неудобном месте, для чего пришлось вырубить большую часть Алешкинского леса, выкорчевать пни, осушить болота и засыпать овраги. Впрочем, по меркам 30-х годов прошлого века выполнение подобной задачи представлялось сущим пустяком. Чтобы с этим согласиться, достаточно, например, оценить масштабы строительства канала Москва-Волга или ББК.
Да, была когда-то эпоха героев и героических свершений… Увы, прошла…
Но забывать её непозволительно, нет более несчастного народа, чем тот, что позабыл собственную историю.

Лев Тюрин

Новогорск, июль 2018



P.S. Автор выражает огромную признательность создателям ресурса  http://www.etomesto.ru/. Без него проведение этого исторического исследования никогда бы не состоялось.
 

Ходжа

Pigs fly.
Соглашусь с предыдущим оратором.
Очень познавательная история, и написана хорошим слогом.

Занятно, что на немецком аэрофотоснимке в нижней левой четверти явно читается надпись benutzbar, т.е. "пригодно к использованию".
То ли это о качестве снимка (тогда почему не с краю снимка, а посредине?), то ли речь шла именно о том поле, на котором эта надпись нацарапана.
 

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Вот на этом ресурсе есть более детальное немецкое фото Захарковского аэродрома сделанное в 1943 г http://www.wwii-photos-maps.com/targetrussia/citynamesbeginningm/citynames-molo-musc/index.html
Там же можно найти фото Завода №82 с подетальными обозначениями цехов видимо сделанными по данным агентурной разведки

Одна бабушка мне рассказывала, что во время войны по берегам канала были размещены зенитки. Во время авианалетов они били по немецким самолетам и многие из них валились в канал. Видимо потом их извлекли, а может какой и до сих пор лежит
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Благодарю, Лев.
Отличная работа, которую конечно ещё не раз и не два проштудируют многие поисковики по запросу  -Захарковский аэродром.

Вдвойне приятно, потому что на днях перечитывал записки полярного штурмана, Валентина Аккуратова.
В его записях тридцатых годов действительно не помню названия такого аэродрома в Москве. Только общие фразы описывающие начало полярных экспедиций из столицы.

С приветом из Воркуты!
 

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Спасибо за доброе слово, Виктор!
В детстве когда мне было лет 12-13 отец подсадил меня меня на книги про летчиков. Я читал запоем Папанина, Покрышкина, Кожедуба и многих других.
Так что тема истории авиации мне близка с детства, и приятно было внести в нее посильный вклад
 

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Действительно, наверное следует слово надводный взять в кавычки. Правильный термин - гидроаэродром.
Спасибо за поправку
 

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Потихоньку продолжаю собирать информацию, опрашиваю по возможности стариков. К сожалению большинство жителей Северного Тушино заселились в 1964 г и позже, когда аэродром уже был простым полем без вертолетов и самолетов. Где именно проходила ВПП в 60-х и располагалась ЛИС вертолетов никто не знает.

Сегодня познакомился с одним дедом ему 91 г. Когда-то он служил по тех. части на Тушинском аэродроме, рассказывал что ВПП там была грунтовая и весной так раскисала, что самолеты не взлетали и не садились.
В то время там стоял самолет который использовал А.И. Покрышкин для вылетов в регионы. Сам он уже за штурвалом не сидел - стар уже был. Т.е. это был его персональный самолет с пилотом.
Дед вспоминает, что на период распутицы самолет перегоняли в Шереметьево, там тогда уже был аэродром с бетонной ВПП.
Полеты в Тушино прекратились уже в ельциннскую эпоху. Я помню что еще в начале 2000-х там изредка летали вертушки - сбрасывали парашютистов. Потом летать перестали и они.
Но это уже другая история...
 

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Нашел еще интересные сведения об устройстве грунтовых аэродромов конца 20-х гг.
Тогда ВПП как отдельно обустроенной полосы не было.
А были 3 полосы: нейтральная, взлетная и посадочная.
Нейтральная находилась строго по центру главной части аэродрома.
Справа от нее (если смотреть сверху во время посадки) находилась посадочная (обозначенная знаком "Т"), слева - взлетная.
Все 3 полосы постоянно "крутились" относительно центра, обозначенного белым кругом (зимой черным) подстраиваясь под направление ветра.
Так что возможно, что и в Захарково не было какой-то четко зафиксированной ВПП, либо не было до какого-то года
 

Fa-Fa

trianon137@gmail.com
Удивительно дело жил в общаге МАИ на вилиса лациса 18 и ничего не знал. Автору огромое спасибо!
И еще в районе д.9 по пути на м.Планерная копали трубы и откопали остатки какого-то самолета. Может это связано с аэродромом.
 

Lewww

Я люблю строить самолеты!
В окрестностях где сейчас д.9 по нынешней ул. Планерная во время войны было большое болото, скорее всего в него упал сбитый немецкий самолет, видимо его и откопали
 

partizan09

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
После войны роль аэродрома постепенно пошла на спад, а горбачевская перестройка его окончательно добила – 
 
это не совсем так
в начале перестройки был ренессанс, не только Тушинского аэродром но и Ходынки. Это я хорошо помню
добил аэродром и много чего ещё, тов. Собянин под, мудрым руководством, своего начальника

"21 мая 2014 года с аэродрома осуществлён взлёт самолёта Ил-14, находившегося на аэродроме более 15 лет и восстановленного  энтузиастами" ."
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1294076926
 

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Насчет ренессанса на Ходынке не скажу - не видел.
Но с 1999 г. я жил в Строгино и окна квартиры выходили на Тушинский аэродром.
Помню что в начале нынешнего века там еще изредка наблюдались "серьезные" полеты - изредка взлетали и садились ИЛ-14 или что-то в его размерности, точно не скажу видел издали.
И 2-3 самолета стояли в одной и той же "диспозиции" на краю летного поля - их я видел в бинокль.
Но примерно с 2002 г с аэодрома взлетали только вертушки для сброса парашютистов. Кто-то мне говорил что все это было на коммерческой основе - совершить прыжок мог любой желающий.

Ясно лишь одно: нужно садиться на велик, откатать Тушинский аэродром, и отснять то, что еще связано с авиацией. И выложить фото в сети.
Чтобы было легче тому ненормальному, который через 50 лет вздумает писать статью "Забытый Тушинский аэродром"  ;D
Ну и дедка этого 91-летнего найти что служил зампотехом на аэродроме найти и подробно опросить под диктофон.
Мы дураки, история нашей страны уходит навсегда, просачиваясь сквозь наши пальцы, а мы этого не понимаем
Потомки назовут нас идиотами
 

maverick07

Ушел со Службы, строю...
Полеты в Тушино прекратились уже в ельциннскую эпоху.
ЕМНИП,  в 93 или в 94-м году подсаживался на этот аэродром на Ми-8. Ночевали вместе с ельцинским экипажем в их модуле, находящимся рядом с ПП. По-моему полоса была грунтовой, а на взлётном курсе достраивалось высотное здание.
ЗЫ: На следующее утро президентский экипаж улетел, а вместе с ним и недопитый графин Смирновки, привезённый нами и мой же автоматический карандаш, которым писАли пулю... ;D
(подправил годы, память уж не та...)
 

Lewww

Я люблю строить самолеты!
Если не запамятовал, можешь показать стрелкой где на фото модуль ельцинского экипажа?



Сегодня был на бывшем Тушинском, что осталось из строений заснял, если кому интересно могу выложить в ветке.
На месте ПП и ВП сейчас стадион Спартак - практически никаких следов от авиации
 
Вверх