Полёты в космос

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
В к нам давно с параллельной вселенной прибыли? Весь мир что за маском по
Не читайте жёлтую прессу. А если читаете то особо не верьте ей. Это как минимум глупо. Александр Березин сваявший сей пасквиль всего то журналюга, и чисто получает зарплату от количества написанных слов, я почему то уверен что его никто не допускал в КБ Роскосмоса, ну а без лоха и жизнь плоха. Ну вы то не лох наверняка.
Лучше читать я буду читать прессу чем ваш бред... Не трудитесь дальше мне отвечать, все равно, ничего дельного то не напишите... Вы даже про эту статью ничего кроме того что автор - журналюга , ничего не можете сказать...
При этом ссылаетесь на запись в ЖЖешке 8 и 6 летней давности:ROFLMAO::ROFLMAO::ROFLMAO::ROFLMAO:
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
Спираль Лозино-Лозинского

С уверенностью можно сказать, что проект "Спираль" был одним из самых амбициозных и интересных советских проектов в космической отрасли, направленных на создание космического самолёта. Он разрабатывался в 1960-е и 1970-е годы и включал в себя орбитальный космический самолёт, многоразовый ракетный ускоритель и гиперзвуковой самолёт-разгонщик.

Особенности проекта "Спираль"
  1. Концепция многоступенчатого вывода:
    • Гиперзвуковой самолёт-разгонщик должен был разгонять орбитальный самолёт до скорости, позволяющей выйти на высоту, достаточную для работы ракеты-носителя.
    • Затем запускалась орбитальная ступень с космическим самолётом, который уже самостоятельно выходил на орбиту.
  2. Многоразовость:
    • В отличие от одноразовых ракет того времени, аппарат "Спираль" задумывался как многоразовый космический самолёт, способный возвращаться на Землю и совершать посадку на обычный аэродром.
  3. Атмосферное маневрирование:
    Орбитальный самолет "Спираль" был задуман как аппарат, способный выполнять так называемые "заныривания" в атмосферу с последующим возвращением на орбиту. Эта концепция, известная как "многократное вхождение в атмосферу" или "атмосферные манёвры", была одной из уникальных особенностей проекта.

    Как это должно было работать:
    1. Вхождение в атмосферу: Орбитальный самолет "Спираль" мог совершать управляемый спуск в плотные слои атмосферы, используя аэродинамическую форму своего корпуса для создания подъемной силы. Это позволяло аппарату не просто свободно падать, как это происходит с обычными капсулами, а выполнять управляемые манёвры.
    2. Снижение скорости и маневрирование: Проникновение в плотные слои атмосферы позволяло замедлить скорость аппарата, используя сопротивление воздуха, и выполнить маневрирование. Такое маневрирование могло быть использовано, например, для изменения орбиты или отклонения от предполагаемой траектории.
    3. Возвращение на орбиту: После выполнения маневров или сброса лишней энергии, "Спираль" могла снова подняться в космос, используя оставшуюся кинетическую и энергию от импульса своих двигателей. Это позволяло аппарату продолжать миссию на другой орбите или готовиться к окончательному заходу на посадку.
Преимущества:
  • Уклонение от угроз: Такая возможность давала "Спирали" преимущество в военных миссиях, например, для уклонения от противоспутникового оружия или обнаружения. Аппарат мог быстро менять орбиту, становясь трудной целью.
  • Повторные заходы на орбиту: Маневры позволяли совершать несколько проходов через атмосферу, каждый раз снижая энергию и контролируя траекторию, что могло быть полезно при выполнении длительных задач на низких орбитах.
Реализация:
Хотя "Спираль" был проектом с огромным потенциалом и предусматривал такие сложные манёвры, на практике он не был реализован до конца. Однако сам факт, что такие возможности рассматривались в проекте, демонстрирует высокую степень инноваций и инженерных решений в советской космонавтике того времени.

Продолжение истории
Есть версия, что в конце 1980-х годов, в период улучшения отношений между СССР и США, часть наработок по проекту "Спираль" и связанным с ним разработкам могли быть переданы США. На базе этих данных действительно мог быть разработан аппарат X-34, известный как X-37 (X-37B Orbital Test Vehicle), который является беспилотным орбитальным самолетом. Этот аппарат имеет некоторые сходства с советскими разработками, такими как "Спираль" и аппараты серии БОР .

Возможная передача технологий
После прихода к власти Михаила Горбачёва в СССР началась политика перестройки, которая включала в себя определённое снижение уровня конфронтации с Западом и более открытую кооперацию с другими странами, включая США. В этот период действительно имели место случаи передачи технологий и научных разработок, которые ранее были засекречены. Возможно, что некоторые из этих наработок касались и космических технологий.
Проект X-37B
X-37B — это орбитальный самолет, созданный компанией Boeing для Военно-воздушных сил США. Он представляет собой беспилотный аппарат многоразового использования, который может выполнять долгосрочные миссии на орбите, а затем возвращаться и совершать посадку, как самолет.
Сходства с проектом "Спираль" и БОР заключаются в следующем:
  • Аэродинамическая форма: Подобно "Спирали", X-37B использует подъемную силу корпуса для маневрирования в атмосфере и управления спуском.
  • Многоразовость: Оба аппарата были задуманы как многоразовые, способные совершать множество запусков и посадок.
  • Гипотетическое использование наработок: Вполне возможно, что некоторые инженерные решения, разработанные в рамках "Спирали" или БОР, нашли своё применение в X-37B
Заключение
Хотя нет прямых доказательств передачи конкретных наработок по проекту "Спираль", общая тенденция кооперации в конце 1980-х годов и сходства между аппаратами позволяют предполагать, что определенные наработки могли быть использованы американцами при создании X-37B. Это отражает взаимное влияние и обмен знаниями между двумя великими космическими державами, что в итоге привело к прогрессу в космических технологиях с обеих сторон.
Звучит более менее, хотя видно что авторы , специально делают упор на вероятность того или иного события, в виду отсутствия доказательств...
Но потом начинаешь читать другие источники и ....
Проект «Спираль», начатый в 1960-х годах, был ответом на программу создания США космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna Soar»[1][2]Перейти к разделу «Влияние американских программ на проект».
А потом
По результатам изучения немецких чертежей проекта «Серебряная птица» в СССР в 1965 году под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского началась разработка собственной так же горизонтально стартующей и садящейся, но двухступенчатой военной многоцелевой АКС бомбардировщика и доставщика экипажей и грузов на орбиту «Спираль», оставшейся нереализованной

В США первая схожая по целям и также нереализованная военная космическая система 1960-х годов X-20 базировалась, однако, на вертикальном запуске обычной ракетой-носителем. Был реализован экспериментальный гиперзвуковой самолёт X-15, стартующий с другого самолёта-носителя
Опять немцы всех опередили, но к счастью не смогли :ROFLMAO: :ROFLMAO: :ROFLMAO: .
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
Думаю если поглубже покопаться то, что то похожее можно найти и у Циолковского и у Архимеда. Так что бесполезно рассуждать, кто у кого что взял, главное кто довел до ума.
 
Думаю если поглубже покопаться то, что то похожее можно найти и у Циолковского и у Архимеда. Так что бесполезно рассуждать, кто у кого что взял, главное кто довел до ума.
Да и задачи то рассуждать не было.
А вот если почитать англоязычные источники, то можно найти, что основной задачей X-20 в программе Dyno-Soar был управляемый спуск с широкими возможностями выбора точки приземления полезной нагрузки.
В середине марта 1963 года, после получения результатов исследования, Макнамара заявил, что ВВС уделяет слишком много внимания управляемому спуску, не имея при этом реальных целей для орбитального полета. В итоге программа X-20 Dyna-Soar была отменена 10 декабря 1963 года.

Проект Спираль породил массу интересных и уникальных решений таких как система спасения экипажа в космосе, например, но отличительной и уникальной особенностью было атмосферное маневрирование. И тут, как говорится, из песни слов не выкинешь.

А так то да Х-37B летает у Американцев и судя по тому, что сильно нигде не офишируется - результатом они сильно довольны.
 
Думаю если поглубже покопаться то, что то похожее можно найти и у Циолковского и у Архимеда. Так что бесполезно рассуждать, кто у кого что взял, главное кто довел до ума.
И да, концепция, лежащая в основе проекта X-20, была разработана в Германии во время Второй мировой войны Евгением Зенгером и Ирене Брэдт в рамках предложения 1941 года под названием "Зильберфогель" (Silbervogel). Это был проект ракетоносителя, способного атаковать Нью-Йорк с баз в Германии, а затем приземлиться где-то на Тихоокеанском побережье, контролируемом Японской империей. Идея заключалась в том, чтобы использовать крылья аппарата для создания подъемной силы и подъема на новую баллистическую траекторию, выходя из атмосферы и давая аппарату время остыть между "прыжками". Однако после войны было установлено, что тепловая нагрузка во время этих "прыжков" была значительно выше, чем предполагалось, и привела бы к расплавлению аппарата.
 

дима043

первым делом дельтапланы...
Откуда
Киров
Ну зачем же вы так нагло врёте? Маск скромно умалчивает о своих проблемах, а их наверняка на порядок больше чем у Роскосмоса. https://nyka.livejournal.com/18811192.html А подскажите когда последний раз Союзы на страте взрывались? Если заняться плотным поиском аварий Маска то картина будет весьма грустной. Двойной удар: при взрыве ракеты SpaceX уничтожен спутник Facebook Вот что про это пишут сами американцы: " Во время закачки топлива для проведения тестового прожига – вполне стандартной процедуры – произошел взрыв и пожар. Ракета со спутником были полностью уничтожены, стартовая площадка частично повреждена. Точные причины произошедшего выясняются. По всей видимости, до конца года SpaceX будет испытывать трудности с полетами, а доверие потенциальных клиентов пошатнется". Думаете Маск побежит на помощь Боингу? Ох сомневаюсь я сильно. Ставлю один к десяти что упадут в ножки обсираемому вами Роскосмосу. Я бы на его месте отказал, но не откажет
По первому случаю. Авария при заправке Falcon-9 3 сентября 2016 года. Все что произошло до "размыкания контакта подъема" не считается аварией в полете. И у Союзов кстати тоже не считается (и такое было и не раз например Союз т-10-1 1983).
По второму случаю - запуск спутника Zuma. К ракете носителю претензий нет. Адаптер полезной нагрузки (изготовленный сторонней фирмой) не смог отделить спутник.
Там даже обычного прекращения полетов на время расследования FAA не проводилось.
Аварии в полете
4 пуск 8.10.2012 CRS-1 Дракон к МКС полетел успешно, попутный спутник потерян. Отказ одного двигателя первой ступени. Недостаточно топлива для второго зажигания второй ступени.
19 полет 28.06.2015 CRS-7 Разрушение ракеты в полете. Разгерметизация магистрали наддува бака второй ступени. При достижении давления 8 атм вторую ступень разорвало во время работы первой. Корабль потерян.
354 пуск 12.06.2024 Starlink 9-3 Утечка жидкого кислорода. Переохлаждение двигателя. Замерзание пускового топлива. Неудачный повторный запуск двигателя. Спутники потеряны.

По поводу пожара при заправке в 2016 году
29 пуск 03.09.2016 Взрыв внутри бака кислорода второй ступени. Была изменена процедура заправки. Гелий высокого давления заправлялся одновременно с жидким кислородом а не заранее. А баллоны с гелием находятся внутри бака кислорода. Как оказалось трение углеродных армирующих нитей баллона в жидком кислороде при поднятии давления до 300 Атм вызывает их воспламенение.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
А вот если почитать англоязычные источники, то можно найти, что основной задачей X-20 в программе Dyno-Soar был управляемый спуск с широкими возможностями выбора точки приземления полезной нагрузки.
В середине марта 1963 года, после получения результатов исследования, Макнамара заявил, что ВВС уделяет слишком много внимания управляемому спуску, не имея при этом реальных целей для орбитального полета. В итоге программа X-20 Dyna-Soar была отменена 10 декабря 1963 года.
А эксперименты продолжились. В итоге, "Спейс-Шаттл" мог осуществлять этот самый спуск, и Х-37. Ну и в космосе, с ними всё было в порядке.
Проект Спираль породил массу интересных и уникальных решений таких как система спасения экипажа в космосе, например, но отличительной и уникальной особенностью было атмосферное маневрирование. И тут, как говорится, из песни слов не выкинешь.
Проект Спираль породил массу интересных и уникальных решений таких как система спасения экипажа в космосе, например, но отличительной и уникальной особенностью было атмосферное маневрирование. И тут, как говорится, из песни слов не выкинешь.
Если "Боры" замечательно маневрировали, то почему они садились в Индийский океан, южнее Кокосовых о-вов, а не в озеро Байкал например? И с ошибкой до 200 км. ;) К тому времени, "Щаттлы" маневрировали и садились точно на ВПП.
Одной из основных "фишек" "Бора-4" были его поворотные консоли. Их нет у Х-37. Возможно американцы использовали какие-то наработки по теплозащите, но не "лаптеобразность". Даже аэродинамическая схема у них разная!
И да, концепция, лежащая в основе проекта X-20, была разработана в Германии во время Второй мировой войны Евгением Зенгером и Ирене Брэдт в рамках предложения 1941 года под названием "Зильберфогель" (Silbervogel). Это был проект ракетоносителя, способного атаковать Нью-Йорк с баз в Германии, а затем приземлиться где-то на Тихоокеанском побережье, контролируемом Японской империей. Идея заключалась в том, чтобы использовать крылья аппарата для создания подъемной силы и подъема на новую баллистическую траекторию, выходя из атмосферы и давая аппарату время остыть между "прыжками". Однако после войны было установлено, что тепловая нагрузка во время этих "прыжков" была значительно выше, чем предполагалось, и привела бы к расплавлению аппарата.
Ну это были вообще фантазии. Зенгер ничего не знал о верхних слоях атмосферы, по современным понятиям.
 

дима043

первым делом дельтапланы...
Откуда
Киров
Если "Боры" замечательно маневрировали, то почему они садились в Индийский океан, южнее Кокосовых о-вов, а не в озеро Байкал например? И с ошибкой до 200 км. ;) К тому времени, "Щаттлы" маневрировали и садились точно на ВПП.
Одной из основных "фишек" "Бора-4" были его поворотные консоли. Их нет у Х-37. Возможно американцы использовали какие-то наработки по теплозащите, но не "лаптеобразность". Даже аэродинамическая схема у них разная!
Тут просто путают аппараты с классическим крылом и фюзеляжем Шаттл, БОР-5, Буран, Х37 и аппараты с несущим корпусом такие как HL10,БОР-4,HL20, Dream Chaser.

Схема БОР-4 была такая как сейчас у Dream Chaser (Sierra corp даже не скрывают что позаимствовали схему у HL-20 который разрабатывали зная о испытаниях БОР-4).
А вот более поздний БОР-5 уже чисто уменьшенный Буран (1:8). От схемы с несущим корпусом и складным крылом "почему то" ушли в пользу жесткого аппарата с классическим фюзеляжем и крылом. И вот по этой схеме были сделаны Шаттл, Буран и Х-37.

Вообще применение крылатых аппаратов подходит для ограниченного круга задач. Для того случая когда надо доставлять и аккуратно возвращать с орбиты грузы. Тот же X-37 называется OTV (ordital test vehicle ) и используется для тестирования оборудования для военных спутников в условиях космоса с обязательным возвращением всех образцов назад.

Судьба Dream Chaser довольно туманна ибо от пилотируемой версии корабля NASA отказались а для груза SNC вынуждены были добавить одноразовый грузовой отсек ставящий под сомнение всю эту сложную многоразовую концепцию.
Для сравнения как был сделан одноразовый грузовик Сигнус: Взяли готовый грузовой контейнер созданный для грузового отсека Шаттла и прикрепили к нему с торца готовую спутниковую платформу содержащую двигатели, электронику и солнечные панели. И готово. Ставится на любую ракету. Груза может нести больше чем Дракон а весит меньше.
 
А эксперименты продолжились. В итоге, "Спейс-Шаттл" мог осуществлять этот самый спуск, и Х-37. Ну и в космосе, с ними всё было в порядке.

Если "Боры" замечательно маневрировали, то почему они садились в Индийский океан, южнее Кокосовых о-вов, а не в озеро Байкал например? И с ошибкой до 200 км. ;) К тому времени, "Щаттлы" маневрировали и садились точно на ВПП.
Одной из основных "фишек" "Бора-4" были его поворотные консоли. Их нет у Х-37. Возможно американцы использовали какие-то наработки по теплозащите, но не "лаптеобразность". Даже аэродинамическая схема у них разная!

Ну это были вообще фантазии. Зенгер ничего не знал о верхних слоях атмосферы, по современным понятиям.
Ну, если в НАСА фантазеры, тогда да.
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
От схемы с несущим корпусом и складным крылом "почему то" ушли в пользу жесткого аппарата с классическим фюзеляжем и крылом. И вот по этой схеме были сделаны Шаттл, Буран и Х-37
"Складная" схема тяжелее, сложнее, дороже. Приводы, механизмы складывания/раскладывания, защита сочленений и ТД.
Вообще применение крылатых аппаратов подходит для ограниченного круга задач. Для того случая когда надо доставлять и аккуратно возвращать с орбиты грузы.
Самая "нежная" это реактивная посадка. В теории можно и при парашютной обеспечить "бережность", например, сминаемый амортизатор-поглотитель, но это самое, пожалуй, дорогое. Для людей пойдет, а для спутника какого-нибудь может и не прокатить.
Имху
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Ну, если в НАСА фантазеры, тогда да.
Все эти "нырки в атмосферу" с "бомбардировкой из космоса" с последующим возвратом на орбиту полная шляпа. Мечты и "развод". Чтобы сойти с орбиты нужно потратить топливо, чтобы вернуться обратно нужно потратить ещё больше топлива.
Имху
 
Все эти "нырки в атмосферу" с "бомбардировкой из космоса" с последующим возвратом на орбиту полная шляпа. Мечты и "развод". Чтобы сойти с орбиты нужно потратить топливо, чтобы вернуться обратно нужно потратить ещё больше топлива.
Имху
Написал в НАСА запрос на документы связанные проектом Серебрянной Птицы, почитать фантастику на досуге для общего развития.
Напишу, чтобы не парились и сюда напрямую обращались, денег на исследованиях сэкономят. Тут куда не ткни - одни спецы, просто клондайк научной мысли.
Имху
 

дима043

первым делом дельтапланы...
Откуда
Киров
Все эти "нырки в атмосферу" с "бомбардировкой из космоса" с последующим возвратом на орбиту полная шляпа. Мечты и "развод". Чтобы сойти с орбиты нужно потратить топливо, чтобы вернуться обратно нужно потратить ещё больше топлива.
Имху
Нырки в атмосферу и "ядерный бомбардировщик" это способы руководства космической отрасли убедить руководство СССР выделить деньги на проект Буран.
Какой смысл заставлять огромный Шаттл делать какой то "нырок" чтобы сбросить "бомбу" если "бомба" сама может это сделать самостоятельно, дешево и без риска для экипажа. Замаскировать под низкоорбитальный спутник и вперед. Противоречит договору конечно но вывод "бомбы" Шаттлом тоже. Причем учитывая разницу количества людей занятых при подготовке пуска Шаттла и спутника вероятность "провала" тоже не в пользу Шаттла.
 
Нырки в атмосферу и "ядерный бомбардировщик" это способы руководства космической отрасли убедить руководство СССР выделить деньги на проект Буран.
Какой смысл заставлять огромный Шаттл делать какой то "нырок" чтобы сбросить "бомбу" если "бомба" сама может это сделать самостоятельно, дешево и без риска для экипажа. Замаскировать под низкоорбитальный спутник и вперед. Противоречит договору конечно но вывод "бомбы" Шаттлом тоже. Причем учитывая разницу количества людей занятых при подготовке пуска Шаттла и спутника вероятность "провала" тоже не в пользу Шаттла.
Не уверен. Где-то читал, что наоборот, проект Спираль, реанимировали в тени Бурана. Как раз таки руководство космической отрасли считало, что идея копирования космического челнока нецелесообразна и бесперспективна. Воспринимайте мои слова, как некую интерпретацию, так как это компиляция из ранее прочитанного и слов родственника, который тогда работали в отрасли. Ссылок на конкретные документы у меня пока нет, к сожалению, так что это просто обмен мнениями не более того.
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Написал в НАСА запрос на документы связанные проектом Серебрянной Птицы, почитать фантастику на досуге для общего развития.
Напишу, чтобы не парились и сюда напрямую обращались, денег на исследованиях сэкономят. Тут куда не ткни - одни спецы, просто клондайк научной мысли.
Имху
Ждём, ждём.
Возражения по поводу энергозатрат на такой маневр есть? Для того, чтобы их прикинуть не нужно быть мега специалистом. Пары - тройки формул достаточно при наличии минимума данных. Основная - формула Циолковского. Ну, или можно воспользоваться логикой. Первая ступень отваливается на высоте километров 60 при скорости 2+ км/сек. Если бомбер из космоса нырнет на такую высоту и затормозится в атмосфере до такой же скорости, то ему, чтобы забраться обратно в крсмос снова понадобиться вторая ступень, в случае Шаттла - бак. А его нет.
Такое вот Имху
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Не уверен. Где-то читал, что наоборот, проект Спираль, реанимировали в тени Бурана. Как раз таки руководство космической отрасли считало, что идея копирования космического челнока нецелесообразна и бесперспективна. Воспринимайте мои слова, как некую интерпретацию, так как это компиляция из ранее прочитанного и слов родственника, который тогда работали в отрасли. Ссылок на конкретные документы у меня пока нет, к сожалению, так что это просто обмен мнениями не более того.
"Спираль" требовала гиперзвукового самолета-бустера. Которого в природе нет. Ближайший аналог имевшийся в железе - лавочкинская "Буря". Ну ещё, с определенной натяжкой, SR-71, "Черный дрозд". Но и они едва за 3М переваливает.
Имху
 
Вверх