Встреча первая.
В начале нулевых ЛИК ОСКБЭС МАИ выполнял полеты на Ходынке, и периодически люди из ОСКБЭС наблюдали, как мы там рассекали на БРО. У кого-то из них возникла идея передать (небезвозмездно) имеющийся экземпляр
планера "Авиатика-МАИ-920" в ОКБ Сухого, чтобы он мог эксплуатироваться в ЮПШ.
Каким образом утрясался и согласовывался "облет заказчиком", это в данной теме не очень уместно. Договорились в итоге разрешить мне выполнить два подлета по прямой над ВПП (таким же образом, как мы летали в ЮПШ - буксировка за авто) и полет на высоту около 300 м за самолетом. Буксировать планер "Авиатикой" поручили Борисычу.
Перед началом полетов он крутился возле самолета. Я подошел и попробовал получить указания: может какие-то особенности есть у планера, поскольку ничего наподобие РЛЭ мне не дали. Подготовка свелась к одной загадочной фразе: "Не верь тому, что тебе скажет про него главный конструктор". Я совершенно не понял, что может это означать, ушел на полосу раскладывать трос и цеплять планер к авто, и вскоре о сказанном мне полностью забыл.
Погода позволяла нам летать с обоими курсами. После того как я улетел с курсом 273, туда приехало на машине начальство ОСКБЭС, наблюдающее за нашими занятиями. Пока мы разворачивали планер, мне был задан вопрос "сколько держал скорость на снижении?" я ответил - 70, поскольку успел действительно глянуть на указатель скорости. На что мне было сказано: "много, попробуй 55". Я попробовал - при подлете обратно, с курсом 93, сбросил скорость до указанной цифры, запомнил звук в расчалках и дальше выдерживал скорость по звуку. Неожиданно на высоте около 5 метров планер провалился, без опускания носа и какого либо предупреждения, и гораздо резче, чем это происходит на БРО. Я сработал ручкой "от себя - на себя", но посадка все равно получилась грубой. Помялся маленький металлический уголочек, приваренный к трубе фюзеляжа и служащий упором при полном обжатии амортизатора шасси.
Несмотря на это, меня допустили к следующему полету. Борисыч затащил меня на оговоренную высоту, покачал крыльями сигнализируя об отцепке, я покрутился над полем и, держа скорость как в первом подлете, благополучно приземлился. Почему этот планер не попал в итоге в ЮПШ - тоже тема не для этой темы.
Фраза, сказанная мне Борисычем, вспомнилась не в этот день, а значительно позже. "А ведь он меня предупреждал...."