какого класса прочности он должен быть?
вот вам полный расклад по болтам с форума дельталетчиков, как наставление должно быть на стенке пришпилено:
Пример: Болт М12 с классом прочности 8.8 имеет диаметр тела около 12 мм и площадь сечения около 1 см2. Тогда предел прочности на разрыв составит 8 тонн, предел текучести 6,4 тонны, а расчетная нагрузка — 6,4 х 0,5 = 3,2 тонны."
И т.д. 5.8 в нашем деле использовать не рекомендуется совсем. 8.8 — с осторожностью и оглядкой на производителя болтов. Мы такие болты если ставим, то как минимум делаем выборочные испытания испытания каждой купленной партии. В ответственных местах — лучше найти авианормали. Иногда проще заказать дюймовые у буржуев, чтобы быть уверенным в их качестве. Но сейчас и у буржуев надо покупать внимательно — напр., почти весь американский авиационный крепеж сейчас делается в Китае, но проходит контроль качества. У безответственных продавцов он может появиться другими путями.
Болты 5.8 отечественного производства могут вполне оказаться даже не 5.8, а гораздо хуже — желательно установить их производителя. Импортные 8.8 могут быть, напр., немецкими или финскими, а могут — польскими или китайскими. Это две большие разницы.
Ну и еще (чтобы спалось хуже): существуют разные способы изготовления как самих болтов, так и резьбы на них. Разница по прочности при этом может быть в несколько раз по предельной и в десять раз — по усталостной. Такая вот суровая, но правда. J
Т.е. болты 8.8 на качельный и основной диаметром 12 мм на автожиры с полным весом 700 кг ставить нельзя, при 5-и кратной перегрузке - 5х700= 3.5 тонны, а болт держит 3 тонны расчетно, вот и ответ
Если у ХГСА по с закалкой по авиаостам 110 кг на 1 мм кв, то у болта 8.8 с магазина 32 кг на 1 мм кв предел текучести, кстати Николов в Болгарии тоже везде ставит 8.8 болты и говорит что нет проблем