03.11.2014. RA-1725G Катастрофа в Кольчугинском районе Владимирской обл.

Jeka55

Я люблю строить самолеты!
А в какой момент после касания ВПП можно было перевести щитки с 50 на 15 градусов? По моему на этой высоте и скорости такой возможности не было.
Не понятно почему инструктор уменьшил обороты двигателя. Посмотреть бы видео предыдущих взлетов с щитками на 15, обратив внимание на момент уменьшения оборотов после взлета. Такое чувство , что обороты инструктор убрал автоматически, не задумываясь. 
 

дима043

первым делом дельтапланы...
Откуда
Киров
По РЛЭ выдержки из которого приведены в отчете на стр 46.

После отрыва надо произвести выдерживание до набора скорости 120. Далее плавно перевести щитки в положение взлет.

Скорее всего с такой загрузкой самолета это сделать невозможно. Скорость до 120 со щитками на 50 не набиралась  для этого не хватало тяги. Хотя конечно и выдерживания над полосой тоже не было. А про посадочное положение щитков возможно инструктор просто забыл т.к. курсант а не он их выпускал на 50 градусов. Тем более прямо перед сваливанием в кабине был разбор ошибок захода курсанта. Да еще и указатель скорости расположен слева у курсанта.
 

PNL

Я люблю самолеты!
Откуда
Тюмень
Впечатление такое, что инструктор, увидев дорогу ,параллельную полосе, решил примоститься на нее, потом передумал.(Гдето секунду-полторы он смотрит вправо, подбирает газ, обкатывая этот вариант,забыв про выпущенные щитки...
 

Jeka55

Я люблю строить самолеты!
Впечатление такое, что инструктор, увидев дорогу ,параллельную полосе, решил примоститься на нее, потом передумал.(Гдето секунду-полторы он смотрит вправо, подбирает газ, обкатывая этот вариант,забыв про выпущенные щитки...
Тоже склоняюсь к этой версии.
 

Jeka55

Я люблю строить самолеты!
Согласно погоды, ветер у земля был 5 м/с, с порывами до 10 м/с. Т.е. разница 5 м/с, или 18 км/ч. Возможно ли рекомендовать в таких условиях увеличение скорости на глиссаде на 18-20 км/ч?
 

Cobra

Я люблю строить самолеты!
И закрылки на 50° я им показывал только для посадки с коротким пробегом на очень ограниченую площадку

Если често удивило слышать это от человека летающего много лет на ЕвроСтаре, ты Александр наверное что нить позабыл.
 

Cobra

Я люблю строить самолеты!
На видео прекрасно видно, что курсант еще не умеет толком садится.
У Вас Александр прям точно шедевр за шедевром, вообще то он к тому моменту был выпущен самостоятельно. Может нам ПТП начать расписывать по видеорегистраторам, а что техника пилотирования на лицо, знание РЛЭ наговорим на микрофон, а дальше вот такой спец по видео все оценит. Гркстно все это.

Не трогай ни самолет, ни леюдей которые в нем были если не знаешь не того ни другого :mad:.
 

ЛОДОЧНИК

Я все хочу, мне все здесь надо!
На видео прекрасно видно, что курсант еще не умеет толком садится.
У Вас Александр прям точно шедевр за шедевром, вообще то он к тому моменту был выпущен самостоятельно. Может нам ПТП начать расписывать по видеорегистраторам, а что техника пилотирования на лицо, знание РЛЭ наговорим на микрофон, а дальше вот такой спец по видео все оценит. Гркстно все это.

Не трогай ни самолет, ни леюдей которые в нем были если не знаешь не того ни другого :mad:.
Спецы проводили расследования для таких как я. В том числе с использованием видеорегистратора.
Знание РЛЭ курсантом можно оценить по скорости на которой был произведен выпуск щитка на максимальный угол, о чем сказано в материалах расследования. На ранних моделях Эвектора выпуск щитка с привышением скорости даже на угол 30° приводил к повреждению элементов конструкции. Как была произведена посадка и уход на второй круг и чем это закончилось все видели и знают. Вы можете рисовать здесь любые злобные смайлики, но на тот момент курсант явно был не готов, а инструктор по каким то мне неведомым причинам совершал противоположные необходимым действия.
И закрылки на 50° я им показывал только для посадки с коротким пробегом на очень ограниченую площадку
Если често удивило слышать это от человека летающего много лет на ЕвроСтаре, ты Александр наверное что нить позабыл.
Ничего я не позабыл. Давайте конкретные притензии к моему уровню знаний по данному ВС. Хотя я и так понимаю откуда ветер дует. Начитались не качественных переводов с несовсем корректно написаного оригинала. На самолетах EV-97 установлен щиток имеющий четыре положения.
1) Убрано 0°
2) взлетное 15° (Take-off)
3) первое посадочное 30° (Landing 1)
4) второе посадочное 50° (Landing 2)
Все они описаны в начале оригинального РЛЭ.
Далее в том же оригинальном РЛЭ финальная стадия захода на посадку (On final) предписывает установку щитка в положение Landing position, без указания градусов установки или положения ручки привода. И нигде нет (на сколько мне известно) рекомендаций по использованию двух посадочных положений щитка. Что на мой взгляд очень большой косяк производителя. В РЛЭ единичного экземпляра российского производства, составитель разошелся не на шутку и указал номера разворотов, высоты захода и т.д. В довесок ко всему он счел единственно возможным указать посадочное положение щитка 50°.
Имеющий опыт пилот любого ЛА от Скайренджера до Боинг 747 будет очень осторожно относится к любому упоминанию положений механизации крыла более 30°. Все освоенные мной типы ВС включая Пайпер Атстек, П2006, Л42, готовы моментально потерять скорость в случае потери мощности при максимальном выпуске механизации. Положение 50° градусов дает возможность замечательным самолетам Эвектора сесть практически под себя на пятачок любой полянки в случае необходимости. Но использовать это положение щитка при штатных полетах крайне не желательно. К чему это может привести в наборе с другими ошибками мы видим из отчета.
Сейчас прислали одну из последних версий оригинала РЛЭ для Гармонии, в которой положение закрылков на посадке указано уже как 30-50° и однозначно 15° при уходе на второй круг.
 

ЛОДОЧНИК

Я все хочу, мне все здесь надо!
Согласно погоды, ветер у земля был 5 м/с, с порывами до 10 м/с. Т.е. разница 5 м/с, или 18 км/ч. Возможно ли рекомендовать в таких условиях увеличение скорости на глиссаде на 18-20 км/ч?
Это был прогноз. Фактические условия были проще по данным отчета 2 м/с. При неблагоприятном ветре всегда увиличивается скорость и уменьшается угол механизации. Для данного типа, имеющего не самые эффективные элероны, из моего опыта лучше всего заходить на посадку при сильном ветре на скорости 120 км/ч с закрылками установленными во взлетное положение. При сильном встречном ветре надежно усаживается вообще с убранной механизацией крыла. Как в общем и почти любой легкий ЛА.
 

Jeka55

Я люблю строить самолеты!
Да еще и указатель скорости расположен слева у курсанта.
Возможно ещё одно звено цепочки приведшего к ЛП. С правого кресла показания УС могли инструктором не считаться из-за бликов на стекле УС (при определенном положении самолета относительно Солнца и т.п.). Перенос основных пилотажных приборов ближе к центру приборной панели (лучше конечно дублирование у правого пилота) повысил бы безопасность. 
 
Всё это так - и блики на УС, и прочие вещи. Думаю, что дело не в них. Разве у любого из вас не случалось в жизни такого, что действие, которое вы всегда делаете великолепно, вдруг выходит через пень колоду? Это можно объяснить, например, неблагоприятным для человека днём по его личному гороскопу. И чем-то ещё можно объяснить, наверно. Начало болезни, итд. И человек не всегда может понять, что это началось с ним. Мы никогда не узнаем истинных причин катастрофы. Нет смысла перемывать инструктора и курсанта. С инструктором что-то происходило, а курсант, доверяя ему, не врубился в происходящее. Вот и всё. В таких случаях хорошо, когда летят два равных человека. Но и это не гарантия безопасности - знаю на своём горьком опыте.
 

ЛОДОЧНИК

Я все хочу, мне все здесь надо!
В таких случаях хорошо, когда летят два равных человека. Но и это не гарантия безопасности - знаю на своём горьком опыте.
Это уже почти предпосылка. Многие научены опытом...
 

Jeka55

Я люблю строить самолеты!
На самолетах EV-97 установлен щиток имеющий четыре положения.
1) Убрано 0°
2) взлетное 15° (Take-off)
3) первое посадочное 30° (Landing 1)
4) второе посадочное 50° (Landing 2)
Все они описаны в начале оригинального РЛЭ.
Далее в том же оригинальном РЛЭ финальная стадия захода на посадку (On final) предписывает установку щитка в положение Landing position, без указания градусов установки или положения ручки привода. И нигде нет (на сколько мне известно) рекомендаций по использованию двух посадочных положений щитка. Что на мой взгляд очень большой косяк производителя. В РЛЭ единичного экземпляра российского производства, составитель разошелся не на шутку и указал номера разворотов, высоты захода и т.д. В довесок ко всему он счел единственно возможным указать посадочное положение щитка 50°.
Имеющий опыт пилот любого ЛА от Скайренджера до Боинг 747 будет очень осторожно относится к любому упоминанию положений механизации крыла более 30°. Все освоенные мной типы ВС включая Пайпер Атстек, П2006, Л42, готовы моментально потерять скорость в случае потери мощности при максимальном выпуске механизации. Положение 50° градусов дает возможность замечательным самолетам Эвектора сесть практически под себя на пятачок любой полянки в случае необходимости. Но использовать это положение щитка при штатных полетах крайне не желательно. К чему это может привести в наборе с другими ошибками мы видим из отчета.
Сейчас прислали одну из последних версий оригинала РЛЭ для Гармонии, в которой положение закрылков на посадке указано уже как 30-50° и однозначно 15° при уходе на второй круг
Полностью поддерживаю.
 

aeroerik

Чукотка, амфибии.
К сожалению лучше и нагляднее, чем этот разбор полета комиссией МАК по расследованию происшествия в дополнение к записи с видеорегистратора трудно себе представить и найти. Прости, Владислав, этот урок для нас оплачен твоей жизнью. Слишком дорогая плата. Прости, земля пухом.
 

Cobra

Я люблю строить самолеты!
Как была произведена посадка и уход на второй круг и чем это закончилось все видели и знают.
Только самолет тут не причем и закрылки тоже, про курсанта согласен, но думаю что он понадеялся на авторитет инструктора, как вариант выпустил по команде.
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
Знал  Владислава,  опытный  пилот , но  здесь  скорее  передоверился  курсанту,  упустил  щитки.  Одно  записываю  в загадки    полосы  с   пол Китая  , ну  прибери  щитки  и  садись.........  Скорее  понадеялся  на  мотор  ,  что  вытянет,  но  не срослось.  Жаль.  Царствие  ему небесного,  добрый  был  парень.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Посадочные щитки-очень эффективны при отклонении на 50-60 град, однако сильно увеличивают сопротивление. Вследствие простоты конструкции и лёгкости,их широко применяли на истребителях с большой энерговооружённостью(0,33...0,5л.с./кг), здесь же 0,2 л.с/кг.
Ну и вообще, действия инструктора озадачили.
 

анатольевич

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Адыгея
Неадекватность инструктора налицо..... Даже если-б щитки стояли в более лояльном положении, - действия инструктора говорят об исходе предрешённом, шевелил арматурой не отдавая себе отчёта. Как пьяный.... Печально.
И ещё убивает то, что на высоте 3-5м в вираже курсант поворачивается к инструктору и они беседуют. Впечатление, что в ресторане они о чём-то не договорили.

 
 

Roomas

Я люблю строить самолеты!
Передоверие курсанту, как раз ошибка неопытного инструктора, что мы сейчас начинаем наблюдать повсеместно. Провал в подготовке летного и инструкторского состава в 20 лет.   Ребята, пришедшие в малую авиацию из военных с реактивных самолетов и с вертолетов, почему то относятся к малой технике зачастую пренебрежительно. Еще есть момент, первоначальное обучение курсантов ни в какое сравнение не идет с работой с курсантом, уже имеющим налет, что и есть в ВВС. Ну и откровенно говоря, плохая подготовка инструкторского состава. Закончивших в свое время Волчанское училище, единственного готовившего инструкторов, осталось раз два и обчелся. Там было все, и методика летного обучения и педагогика и психология.
А сейчас человека, закончившего КПК и считающего себя инструктором не проблема найти на любом аэродроме и страницах любого профильного форума
Плюс недостаточность опыта посадок на короткие площадки с плохими подходами. Всего то надо было сунуть педаль, если развернуло, разогнать самолет над землей в горизонте и совершать уже любые доступные ему эволющии с имеющимся запасом скорости. Если оставить на взлете закрылки в посадочном положении, убрать их можно только на высоте 50 м по РЛЭ этого самолета. Я на нем,именно на 1725 летала в Воскресенске.

Короче, нам хорошо сидеть на диване и рассуждать, погиб человек...
Делайте выводы, господа, у кого учиться, и инструктору, и курсанту, как подходить к обучению, как учить, как не переоценить себя, ведь если вы инструктор на вас лежит огромная ответственность не только за жизнь и здоровье курсанта, а еще и ответственность за то, что вы вскладываете в будущего летчика. Чтобы эти горькие потери были не впустую ... ибо летая, мы можем учиться только на ошибках других, на исправление своих может не хватить жизни... Берегите себя!
 
Вверх