Уважаемый г-н Дёмин Вадим Юрьевич, Главный Конструктор ОСКБЭС МАИ (поскольку понимаем, что под «ником» Vadim D скрываетесь именно Вы).
Следственный Комитет при Прокуратуре РФ назначил Вас экспертом для проведения технической экспертизы по катастрофе самолета СК-04. Пользуясь этим статусом, Вы получили доступ, как к материалам расследования, так и к конструкторской документации нашего Предприятия. При этом в открытом доступе появились фотографии разрушенных элементов конструкции, которые Вы получили как эксперт по уголовному делу. Теперь под лозунгом «Я не хочу на форуме хаять чужую конструкцию - просто очень не люблю этого делать» в реальности на всю Россию-матушку с Вашей подачи абсолютно безосновательно и бездоказательно происходит ХАЕНИЕ чужой конструкции. Причём конструкции не просто чужой, а конструкции Ваших прямых конкурентов.
Как квалифицированный специалист, к тому же – эксперт по уголовному делу, Вы должны понимать, что катастрофу потерпел самолет СК-04 – опытный экземпляр самолета со своими характеристиками и эксплуатационными ограничениями, отличающимися от характеристик и ограничений «Цикады» и «Корвета».
При этом, будучи весьма грамотным и опытным авиационным конструктором, Вы «забываете» рассказать форумчанам то, что Вам должно быть хорошо известно: что с момента возникновения флаттера до разрушения стабилизатора за 2,5-3 сек руль направления этого СК-04 совершил 11 или 12 периодов колебаний с нарастающей амплитудой (это прекрасно видно, если замедленно покадрово просмотреть видео-ролик фатального полёта, предоставленный Вам следствием, и посчитать количество колебаний), что в случае прогрессирующего флаттера нагрузки на хвостовое оперение значительно превышают расчетные, что о величине нагрузок можно судить не только по разрушенным по клеевому соединению панелям стабилизатора, но и по разрушению лонжерона – из него вырван кронштейн крепления подкоса с фрагментом закладной (именно это фото, кстати, на форуме не видно), что разрушение хвостовой балки произошло НЕ в воздухе и НЕ из-за флаттера, а от удара о поваленное дерево при падении на землю (всё это – как обломки хвостовой балки, так и бревно, на которое плашмя упала эта балка – хорошо видны на имеющихся у Вас фотографиях с места крушения) – даже неспециалист способен без труда определить по этим фотографиям, что балка сломалась в результате этого удара. При этом с Вашей (эксперта по уголовному делу) подачи в интернете идет обсуждение склейки балки, как будто её конструкция и технология изготовления должны были обеспечить её прочность в данной ситуации. Вам, как профессионалу хорошо известно, что оценка величины крутильной жёсткости конструкции делается на основании расчетов (конструкторская документация представлена Вам в рамках расследования) и/или на основании результатов прочностных испытаний. Вместо этого Вы делаете заявление об отсутствии крутильной жесткости балки на основании преднамеренно искажённых причин её разрушения.
Что касается призыва остановить эксплуатацию самолета «Цикада», то Вам также хорошо известно, что самолёты «Корвет» и «Цикада» успешно летают по всему миру и по России в количестве порядка 120 бортов именно с этими хвостовыми балками и оперениями, и за все эти годы (20 лет), упомянутые (как и все прочие) элементы конструкции ни разу не стали причиной каких бы то ни было авиационных происшествий. При этом конструкция «Корвета» прошла сертификационные испытания и его ожидаемые условия эксплуатации и эксплуатационные ограничения подтверждены Сертификатом типа. А в конструкции «Цикады» широко применяются агрегаты «Корвета».
Как разработчики и производители, мы абсолютно уверены в надёжности конструкции наших самолётов «Корвета» и «Цикады», при соблюдении прописанных в РЛЭ эксплуатационных ограничений. Если у эксплуатантов наших самолетов есть какие-либо сомнения или вопросы – обращайтесь к разработчику (e-mail: info@hydroplane.ru , info@silver-wings.info).
В настоящее время ведется следствие, которое должно установить причину катастрофы «СК-04». Как лицо заинтересованное в результатах расследования, мы не можем публично заявлять свои выводы о причинах катастрофы до завершения расследования, но если бы нами были выявлены причины, влияющие на безопасность эксплуатации наших самолетов, находящихся в эксплуатации, то вопрос о приостановке эксплуатации решался бы нами, как разработчиками, а не с подсказки «доброжелателей». В настоящее время наше предприятие переживает не простые времена, в катастрофе погибли наши сотрудники и друзья, и больно и неприятно, когда в Интернете распространяются непроверенные факты и домыслы по поводу причин катастрофы.
Не будучи дипломированным юристом, а будучи всего лишь авиационным инженером, я не знаю, какое право Вы имели, в статусе официального эксперта по уголовному делу, сообщать общественности подробности расследования, практически выкладывать в открытый доступ материалы уголовного дела (фото) и делать публичные выводы о катастрофе до окончания следственных действий.
Пока не знаю, как реагировать на Ваш поступок с юридической точки зрения. Но с точки зрения человеческой я оцениваю Ваши действия как преднамеренный вброс предвзятой неполной информации с явной целью дискредитации своего прямого конкурента. Понимаю – «бизнес, ничего личного», и всё-таки не хорошо, в русском авиационном сообществе так не принято.
С уважением,
Главный конструктор ООО «Гидроплан», ООО «Серебряные крылья» Сорокин В. В.