Клепали заклёпками. Самолёты облётаны, работали на химии.
Варианты с увеличенным до 40% носком тоже успешно летают.
С размахом 10 м не встречал пока. )
Стабилизатор никто трогать не собирается. Про стабилизатор, кстати, много рассказывали, типа того, что Меглинский долго пытался его изуродовать, только в конечном итоге вернулись к изначальному варианту Рябикова.
Любопытно было бы услышать эту версию, чтобы зафиксировать в истории. Кто ж это там такой "страдалец" за машину, которую так стремился изуродовать Меглинский? И был ли он в КБ? С удовольствием опубликую его "страдания" без вской корректировки - и исключительно информации для.
Ну что же, поздравляю. Вы наверное специально это? Я ведь об оперении могу рассказывать месяц - надоест слушать🙂. А интересно ли оно Вам? Сомневаюсь.
Разумеется, каждый из вариантов хв.оперения был одобрен и подписан главными: конструктором, технологом, снабженцем - иначе бы не запускался в производство. КАждый вариант я нарисую по памяти и объясню, почему я сделал так, а не иначе. И разумеется, каждый последующий был совершеннее предыдущего по мере накопления опыта. Он упрощался. Но последующий не мог появиться раньше предыдущих - шли наощупь и из прототипов имели только ХАИ-40/48 и ФЛ-30. А главному конструктору было чем заниматься и без работы над хвостом, поэтому он имел мудрость не сдерживать поиска лучшей схемы. Когда же я зашел я тупик, не зная, как обеспечить жесткость киля на кручение без N-образных подкосов первых 10 машин, то он подсказал легкое и простое решение в виде невесомых растяжек стабилизатора, которые тут же и появились на 11-й машине.
Вряд ли это будет интересно Вам, но конструкторам-самодельщикам расскажу, что первые варианты килей имели оригинальную конструкцию, которую разумеется пришлось воплощать лично. Всвязи с тем, что на киль шли две мощные растяжки от консолей со своим предварительным натяжением, я вздумал диагонали на киле сделать в виде растяжек - из нарубленных дюралевых лент. Крепил их заклепками к косынкам. Выяснилось, что натяжения их и прямолинейности добиться не удается - они провисали. Поначалу пробовал их ставить на разделителе - кусочке пенопласта - один черт. При обтяжке ткань к ним прилипала и некрасиво волнилась.
Поэтому придумал создавать предварительное натяжение, деформируя киль в обратном направлении. Упирались вдвоем с Сергеем Куринным (погиб на ФЛ-30), перекашивали киль, на весу прихватывали ленты-растяжки - и отпускали. Получалось! И эти мащины с предварительным натяжением лент до сих пор в эксплуатации! Но каждый киль приходилось делать лично - передавать эту технологию рабочим не рискнул. Кстати, попытно выяснилось, что при известном напряжении киля срезать вручную заклепку на косынке с усилием среза 230 кгс - раз плюнуть.
Плюнул на ленты растяжки и я: поставил обрезки невесомых 0,75 мм-труб в качестве диагоналей - и все. Трубы я поначалу сверлил, облегчая из отверстиями на 22 мм - боролся за вес. Надо мной смеялись. Сейчас бы вы их Коломбаном по ушам, а тогда...
В общем, для Т-образного оперения удалось вогнать его примерно в 11,5 кг с подкосами - результат неплохой, несмотря на длинноватые подкосы. Главному роднее было крестообразное по типу 48-го, но я тоже был упрямым и настаивал, что минимизация количества агрегатов важнее(цельное ГО), ну и повышение эффективности ВО (с возрастом категоричность ушла, и мог бы делать и +-образное).
А ВО нам потом ох как пригодилось, когда пришлось ставить кабину! Ну да это уже другая история, о которой без сомнения есть кому рассказать, ведь правда же? 😉
Итак, летают 40%. И полетят еще. И - что? Кому от этого лучше? И на сколько процентов? Где результат? Вот Денис А. в два счета всем докажет, что на этом профиле больше 15% клепать - преступление и расточительство. Попробуйте доказать обратное ВЫ. Если не докажете - придется считать эксперимент безрезультатным, т.е. с нулевым эффектом.
А вот цельная зашивка - это интереснее. Любопытно было бы поставить камеру поверх крыла и посмотреть, как она там выглядит на вираже. Ну и как-то ощутить изменение характеристик.
Прошу прощения, если утомил Читателя.