И самое главное: каждый пилот должен быть провезён опытным инструктором на свалива-ние и, где можно, на штопор на том типе самолёта, который он эксплуатирует (или на близком по характеристикам).
Летал с Олегом на штопор на своем самолете. Как-то так ненавязчиво получилось - он подошел и сказал: "я сейчас свободен, слетаем?" Я с радостью согласился. Во время набора в зону, Олег показывал что испытатели делают с самолетом, оценивая его устойчивость и управляемость. Набрали высоту.
- Ну что, давай штопор? - спросил Олег
- Может быть не надо? - кивнул я на табличку, где большими буквами написано "запрещается преднамеренное выполнение штопора".
- Штопора не надо бояться - сказал Олег и, задрав нос самолета вверх, сунул левую педаль.
После нескольких повторений пришло понимание процесса и мои действия по выводу стали спокойными и своевременными. Еще посрывали самолет в вираже 60, выполнили пару поворотов на вертикали. За 40 минут я узнал свой самолет лучше чем за 150 часов до этого.
На земле Олег сказал: "сам пока ничего этого не делай, буду свободен - подойду, еще полетаем, потренируемся". И больше не пришел...
Спсибо тебе, Олег, за тот короткий урок, безумно жаль, что он стал последним. Видимо, это и есть призвание Испытателя - давать всем нам уроки до последнего вздоха...