28.09.2012. Катастрофа в Алферьево.

 И самое главное: каждый пилот должен быть провезён опытным инструктором на свалива-ние и, где можно, на штопор на том типе самолёта, который он эксплуатирует (или на близком по характеристикам).  

Летал с Олегом на штопор на своем самолете. Как-то так ненавязчиво получилось - он подошел и сказал: "я сейчас свободен, слетаем?" Я с радостью согласился. Во время набора в зону, Олег показывал что испытатели делают с самолетом, оценивая его устойчивость и управляемость. Набрали высоту.
- Ну что, давай штопор? - спросил Олег
- Может быть не надо? - кивнул я на табличку, где большими буквами написано "запрещается преднамеренное выполнение штопора".
- Штопора не надо бояться - сказал Олег и, задрав нос самолета вверх, сунул левую педаль.
После нескольких повторений пришло понимание процесса и мои действия по выводу стали спокойными и своевременными. Еще посрывали самолет в вираже 60, выполнили пару поворотов на вертикали. За 40 минут я узнал свой самолет лучше чем за 150 часов до этого.
На земле Олег сказал: "сам пока ничего этого не делай, буду свободен - подойду,  еще полетаем, потренируемся". И больше не пришел...

Спсибо тебе, Олег, за тот короткий урок, безумно жаль, что он стал последним. Видимо, это и есть призвание Испытателя - давать всем нам уроки до последнего вздоха...
 
Несекретно, раз есть желание разобраться глубже, целиком выложим в понедельник. 
 
Спасибо, такой опыт не должен раствориться в пространстве. И память о человеке живет, значит и человек где-то рядом. Кто знает, может быть помогает в этот момент вытащить кому-то  самолет из срыва...
 
Всем добрый вечер,
Как и обещал здесь на форуме Андрей Александрович Синицин  прикладываю сканы документов, а именно: выписка из постановления о прекращении уголовного дела и лист расшифровки записи видеорегистратора.
От себя еще хочу сказать, что до сих пор по разу в день перед глазами встает падение самолета и до сих пор непонятно, как это все произошло. Смотрю  видео полетов Олега на самолете Л-3М.  Олегу очень нравился самолет и по тому как он выполнял предыдущий полет стало казаться, что он в него уже успел влетаться.
Сам имею очень небольшой опыт самостоятельных полетов, но есть коллеги про которых так сказать совсем нельзя и они тоже разводят руками... .Может имел место быть некий «перенос навыков» - есть такой термин. Т.е Олег в этот день между двумя полетами на Л-3М слетал на одиночке Авиатике на пилотаж, а там скорость набора как раз 80км/ч.   При этом он оказался абсолютно не готов к штопору, которому многих обучал и на который регулярно летал на других самолетах.
Может, есть фактор «излишней уверенности или излишней влетанности» и он является одним из наиболее опасных. События крайних месяцев подвигают к такому выводу.
Все это выступление преследует одну цель – хочется верить, что кто-то прочитав эту ветку не забудет лишний раз взглянуть на указатель скорости или высоты и  гибель Олега  поможет спасти чью-то жизнь.
P.S.
Если кому интересно есть запись снаружи и из кабины  полетов Олега в том числе запись видеорегистратора последнего полета. Публиковать не хотелось бы, а показать могу.
 

Вложения

  • Prichiny_LP_28-09-12_1.jpg
    Prichiny_LP_28-09-12_1.jpg
    177,1 КБ · Просмотры: 120
  • Rasshifrovka_zapisi_videoregistratora.jpg
    Rasshifrovka_zapisi_videoregistratora.jpg
    102,5 КБ · Просмотры: 124
Самолётик размерности большая модель , не имеет права иметьтакую толщину профиля 21.5 % и в этом ИМХО главная ошибка конструктора.. При размахе 6 метровиметь хорду 0.8 метра вообщем то нормально, если не брать во внимание толщину профиля..Такой профиль получается с почти симметричным расположением мах толщины относительно носка и хвостика, и поэтому обречён иметь малый диапазон углов атаки до критического, или я что то не правильно понимаю?
Видел этот самолет на слете со снятыми консолями. Бросилось в глаза, что у него наряду с кри-кришной размерностью кри-кришный профиль.
 
Самолётик размерности большая модель , не имеет права иметьтакую толщину профиля 21.5 % и в этом ИМХО главная ошибка конструктора.. При размахе 6 метровиметь хорду 0.8 метра вообщем то нормально, если не брать во внимание толщину профиля..Такой профиль получается с почти симметричным расположением мах толщины относительно носка и хвостика, и поэтому обречён иметь малый диапазон углов атаки до критического, или я что то не правильно понимаю?
Видел этот самолет на слете со снятыми консолями. Бросилось в глаза, что у него наряду с кри-кришной размерностью кри-кришный профиль.

Только нет кри-кришного обдува крыла винтами. Да и эффективность  толкающего винта такого диаметра за таким фюзеляжем вызывает большое сомнение.
 
Диапазон скоростей данного самолёта, поболее,чем у сертифицированных МАИ-890 и И-1Л.
Судя по информации, в теме про данный самолёт, автор конструкции совершал вынужденные посадки с отказавшим двигателем,на аэродинамически аналогичном предыдущем образце.
 
dorohin сказал(а):
Причем тут ЭТО??? В отчете все написано
А при том , что при маленьком диапазоне эффективной безопасной скорости вероятность ошибки возрастает беспредельно, и нельзя допускать такие самолёты к широкой эксплуатации ИМХО..
Казак, ну какой маленький диапазон?  Не надо набирать высоту на скорости Vs+10км/ч. Выполнялся бы взлет на скорости предписаной в РЛЭ или хотя бы на 1.3Vs и был бы шарик по центру - то не было бы этой ветки. Без всяких обдувов винтов и тонких профилей. 2м/с - это вполне приличная скороподъемность.
 
Помним дорогой друг, все помним и продолжаем летать несмотря ни на что, как ты хотел...
Спасибо за знания которые успел передать мне, и жаль что так много  не успел сделать.
Твой благодарный ученик.   
 
Время  бежит быстро, уже три года как ушел Олег.
И каждый раз вспоминая, понимаешь как его не хватает.
Восстановили и облетали еще один борт, ему он нравился..
Помним, скорбим друг, жаль что тебя нет рядом.....
 
Назад
Вверх