Прошло восемь месяцев со дня гибели Олега, сегодня передо мной лежит официальное за-ключение о причинах катастрофы, и, выполняя обещание рассказать о результатах расследо-вания этого лётного происшествия, привожу выводы лётно-технического исследования ката-строфы самолёта Л-3М. Рабочая группа экспертов была сформирована из числа специалистов ЛИИ им. М.М.Громова. В распоряжение этой группы были предоставлены все имевшиеся объективные данные о случившемся, в том числе видеорегистратор, который размещался в кабине самолёта и записывал показания приборов, а так же действия лётчика.
В результате комиссия пришла к выводу, что произошёл непреднамеренный срыв самолёта в левый в штопор на высоте 70-75 метров, без возможности вывода из-за недостатка высоты.
Причина невыдерживание лётчиком безопасной скорости набора, предусмотренной полётным заданием.
Каждому из нас, летающей братии, конечно известно (кому в теории, кому на практике), что такое сваливание и штопор, как избежать непреднамеренного попадания в эти режимы, как выводить, если попал... Однако катастрофы, причиной которых является выход на закритиче-ские углы атаки, повторяются регулярно. Конечно, сценарий развития аварийной ситуации всегда свой, но результат, особенно при дефиците высоты, как правило, трагичен. Более того, как показывает практика, от коварства сваливания не застрахован ни начинающий, ни корифей, за плечами которого десятки полётов именно на сваливание и штопор.
Не претендуя на истину в последней инстанции, думаю, будет правильно, если каждый лётчик (независимо от его знаний, опыта и заслуг) время от времени освежит для себя аэродина-мику сваливания и штопора, впитает признаки выхода на закритические углы атаки, ещё раз уточнит порядок действия рулями в процессе развития непреднамеренного сваливания и при попадании в штопор. Вспомнит о влиянии центровки на характеристики сваливания и штопора. Постарается понять и записать на подкорочку, почему прямые действия рулями на этих режимах недопустимы и ведут к усугублению ситуации.
Нужно перед каждым вылетом приучить себя анализировать погодные условия, в том числе на предмет возможного ужесточения характеристик сваливания (скорость и направление вет-ра при взлёте и посадке, турбулентность, сдвиг ветра, обледенение и т.д.).
Никогда нельзя забывать о том, что скорость полёта должна быть не менее 1.2-1.3 скорости сваливания для данной конфигурации и перегрузки в спокойной атмосфере и её необходимо увеличивать при неблагоприятных погодных условиях на величину рекомендованную РЛЭ.
И самое главное: каждый пилот должен быть провезён опытным инструктором на свалива-ние и, где можно, на штопор на том типе самолёта, который он эксплуатирует (или на близком по характеристикам). Такие полёты прививают практические навыки в распознавании признаков выхода самолёта на закритические углы атаки и дают возможность лётчику научиться уверенно действовать при непреднамеренном попадании в сваливание, пресекая развитие аварийной ситуации в зародыше.
Пока писал опять катастрофа, опять штопор, правда, преднамеренный…