Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R

vovan.sloboda

Я люблю строить самолеты!
Откуда
россия
Виктор Вы творите невероятное. Я так понимаю в Арктике Полярной авиации нет кроме вас с Северком! Еще бы посоветовал ваши друзьям на джипах поменять шины на пневмо образца как на хим.машинах типа Туман проходимость уверен улучшилась бы в разы. Удачи Виктор в освоении ледовых просторов!
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...

Спасибо, Владимир.
Рад видеть.. 
Полярная авиация есть. Это Ми-8, Ан-24 и Ан-2 в модификациях, летающих тут рейсовыми и не более того.
Нет Малой Полярной Авиации, и в этом беда, поскольку целые направления развития арктических территорий, брошены.
 

deltafregat

Я люблю строить самолеты!

Спасибо, Владимир.
Рад видеть.. 
Полярная авиация есть. Это Ми-8, Ан-24 и Ан-2 в модификациях, летающих тут рейсовыми и не более того.
Нет Малой Полярной Авиации, и в этом беда, поскольку целые направления развития арктических территорий, брошены.
Ну да, конечно, у нас ведь не Канада, у нас снегу намного меньше, и худшего качества... :mad:
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Коротко и по существу, отчет за 14 марта.

Подъем в 6 утра в Амдерме, прогноз на после обеда неважнецкий. Иду сначала за хлебом в магазин для наших автомобилистов, там пекут свежий и уже открыто. Проведываю моих друзей Елену и Ивана Кононюк, Ирину Козюлину, пьем стаканчик кофе.
Далее, погрузка, увязка, заправка самолета. Отдельный приятный груз от Руслана Приказчикова, теплый зимний костюм. Рус, спасибо!

Мимоходный шнекоротор любезно выхватил Северка с примерзшей стоянки.

9 30 вылет, 44 минуты в непростом погодном полете. Разнообразил их одинокий олень недалеко от оз.Тоин-То и только за три км до прибытия в дымке увидел наших бойцов целины. Теперь здесь мне сложнее садиться, пошла пересеченная местность и в заснеженном тундровом кустарнике риск врюхаться на посадке, велик.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Все нормально, посадка, обнимаемся с командой, бьющихся в этих кустах.

Парни ставят на капот нехитрую снедь, я добавляю копченых сигов от Юры Поповича и баночку маринованного гольца с Вайгача. Оживляются лица бойцов :)
МТЛБ роет тундру километрах в 4 походу, и речи о каком-то буксире нет. Его самого можно тащить волоком. Прошлой ночью наши джипы даже перегнали его спящего. Речь как и прежде идет о десятке-другой машино-километров в день.
Обсуждаем ситуацию с привлечением трактора и забегая вперед, мои мысли в Каратайке подтвердились. Дядечка с трактором-болотоходом начал ответную тираду со слов
" Ну у нас здесь расценки высокие"

Я по плану хочу убегать по остаткам погоды в Воркуту, с дозаправкой в Каратайке. Идет сильное потепление до плюс 1-3 с юго-западом до 15 м/сек.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Уже вылетая с геоточки понимаю, что останусь в Каратайке, чтобы помочь нашим парням.
Через 30 минут посадка в Каратайке. С Эдуардом Нефедовым находим по всему поселку тракториста.
  1 тыс руб за км объявлена цена для "туристов, которым делать нечего болтаться по тундре". Если считать и обратную дорогу, то это 80 тыс руб. Я просил войти в положение и т.п. снизить цену, но этот Анатолий сел на снежик "Проф" и равнодушно проехав мне по унту лыжей, унесся вдаль.

Пробуем на вездеходе Эдика пройти по округе, но дизельный 71й роется в каждой низине. .
  В 19 30 отзвонились снегоходчики сопровождающие "Метлу"( МТЛБ) они уже на сотовой связи, около 20 км от Каратайки. Сегодня еще должны отзвониться наши джипперы со спутника в 22 ч. тоже имеющие всю информацию.

У нас сейчас развиднелось к ночи и чуть подморозило около минус 8.
Буду держать Вас в курсе.

Даешь малую Полярную авиацию!
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
На фото с самолета Северок.
Разница между фото- час, расстояние между двумя пунктами пролив Югорский Шар и 17км.
Наглядное пособие о быстрой смене погоды

1. Полярная станция Белый Нос, северо-запад Югорского полуострова и Баренцево море.
2. Ненецкий поселок Варнек на юге Острова Вайгач
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Отчет за 15-16 марта. пос.Каратайка.

Северок после Амдермы, встал на небольшой отдых у дома Нефедовых.
Ночью пришли снегоходы, сопровождающие МТЛБ с грузом оленины,после пришел и сам тягач.

Эдик Нефедов сегодня на смене и Костя Смирнов, примчался даже не слишком отдохнувший от снегохода, по моему первому зову. Проскакиваем с ним к водителю на МТЛБ, Василию Дзюбе.
Завожу разговор осторожно, чтобы попробовать помочь парням, но Василий раскусил мой лисий подход и твердо сказал нет :) У Васи погорели фрикционы, он реально измучен и уже не хочет ни денег, ни других поездок.

Узнаем, что ночью приехал второй тракторист на снегоходе с Воркуты, ждем пока он проснется,поедая копченый хвостик рыбки, привезенной Эдиком с Каратайки в Амдерму, закопченной Юрой Поповичем, принесенной мне в дар, и прилетевшей обратно в Каратайку. Знала бы несчастная рыба :)

Как только получено согласие свежего тракториста помочь, мчимся с 200 литровой бочкой озерной воды под мышкой в баньку, Костя начинает ее топить, я захожу поговорить по линии малой авиации к местному предпринимателю и после в школу предложить сделать встречу для ребятишек.

Закупаю немного продуктов, жена Эдика, Белла отменно готовит и без слов достает свежую рыбу для готовки уставшим парням. У нас будет уха и жареный сиг с рисом..

Трактора-болотоходы уходят, как только начинает сереть небо- под фары идти легче и братья за рычагами, неразлучны.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  Мы с Костей стартуем через два часа на снежике, с нами еще один паренек мчит рядом, обкатывая новый аппарат.
  Снегоход местами взлетает с наддувов, местами глубоко ухает в пухляк, но мотор рвет его ввысь. Радует мельком сказанная фраза, Кости, что он уже терял разок пассажира :) Меня то хрен потеряешь, вылечу вместе с ним если что.

  Сначала обгоняем веселые болотоходы, один шпарит с санями. Ксенон наших машин виден за несколько км.Ну вот мы и здесь. Метель низовая струями бьет снег из провалов следов МТЛБ, заметая все вокруг.

  Наши бойцы снеговых полей сначала пробуют пройти по следам подошедших тракторов и идут уверенно, но очень медленно. Смысла нет так мучать себя себя и технику. Костя не выдерживает и первым начинает вязать Стаса с Игорем к трактору. Вскоре привязали и упирающегося Елкина с Олегом :)

  Ну слава Богу, все поехали уверенно и надежно, делаем фото и видео. Костя отвозит меня в баньку пораньше и выходя в пол двенадцатого я вижу двойные фары на дальних подступах..

Спасибо всем кто следит за нами, удачи Вам на просторах Родины!
Олег Бондарев, тебе и фонду ОДВФ отдельное спасибо за поддержку нашей авиа составляющей экспедиции..
До связи, друзья..
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Веселый отчет за 17 марта.
Арктика, ненецкий пос.Каратайка

  Утром ранним крякнул у нас какой то трансформатор в поселке, света не было, планшет сел. Жене отправил пару строк чтобы не переживала и помчался к нашим, в типа гостиницу. Это балочек с 4 спальными местами, есть плитка рукомойник и еще чего-то.
Пока пил чай, парни лихо собирались.

  Далее машины вышли вперед, а я доехал до стоянки трех "муталибов", так по доброму, зовут здесь тягачи МТЛБ.
Пока Василий с еще одним мужичком доковыривали какие кишочки в железном нутре, третий тягач одним разом выдернул из снежного плена Урал-топливозаправщик и трактор с ковшом на выезде из поселка.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Я на снежике Ски-До, Эдика Нефедова вел фоторепортажи с места боевых событий, а после помчался на выезд из поселка и прошел несколько км. напрямую к реке Каратаиха, по которой мчались вездеходы с подвязанными джипами.

   Два раза промчался сверху по наледи, один раз чуть не потонул в береговых кустах. Наградой за труды был найденный свежий заяц в тундре.
  То ли сдох от смеха, увидев летчика на снегоходе, то ли собратья запинали. Факт остается фактом - свежий сдохший заяц в багажнике снегохода :)

  Местами на реке подсоленной воды по бампера. Говорят ветер нагоняет с моря и гонит вверх по реке на 40км.
У Васи Дзюбы на муталибе оторван один огромный брызговик и по машине Елкина крепко печатает с гусеницы, снегом и льдом.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  Мой снегоход обсох прямо рядом с парнями, мы слили бензина от вебасты Стаса, я дал гудок Эдику в поселок, стоя на огромной крыше вездехода для связи,чтобы страховал навстречу и мы расстались. Парни рванули на юг, я почапал на север.

  Погода вах, весенняя! +2 град.
Нет только первых птичек- пуночек, но думаю их просто нахрен сдуло, этим западом в 16 м/сек. Второй раз Северок раскрывает ветром, чехол порвало, я на попе ровно, но Бог с ним. Главное, чтобы эти машинки с нашей командой, куда то бы уже доехали :)

  Собираюсь на рыбалку на навагу. Вчера с Эдиком надергали этих смешных рыбок в пургу пол пакетика. В Воркуте будет что погрызть, вспоминая веселые деньки.

  Обнимаем всех неравнодушных.
Да здравствует Малая Полярная авиация!
Держим связь..
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Солнечный отчет от 18 марта.

  Итак, наши машинки благополучно двинулись день назад от Каратайки. Я остаюсь еще на день по погоде и все что мне светит, вместо 10-16м/сек, это 9-14.
С утра маячок трека от Игорь Попов также трепыхался километрах в 40 от поселка. Понятно, что парни чем то озадачены на маршруте.    

   Принимаю решение дать им еще форы и вылетаю с Эдиком Нефедовым в район реки Янгарей, чтобы свести с ума миллионы местных зайцев и потренироваться в посадке с подбором.
Ветер плотный, как мешок с мукой, в обе стороны с боковым, Северок не пробивает барьера 100 км/ час.

  Сели на высоком берегу реки, перекурили, задубели через 5 минут на ветру.
  Вернулись в поселок. Пили чай, заправка, загрузка амуниции. В 13 55 Северок раскрутился над поселком и двинулся на юг.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  Отличная видимость, лишь стелящиеся простыни снега несущего в борт низколетящему Северку, добавляют пару всплесков эмоций. Срезав над тундрой, вышел к реке Каратаиха и двинулся вдоль. Скоро догнал пару МТЛБ из вчерашнего *букета*, те мчались во весь опор и я не стал им мешать.

- Мича! Ах ты хулиган, не забыл?
Комяцкая лайка встретила меня у Ромы на Большом Пауке, радостным, писклявым лаем. Парни проезжая, уже передали от меня пиво, и я оставил Роме чуток гостинцев, еще теплого вчерашнего зайчика, сваренного мне в дорогу, супругой Эдика, Беллой, и пару пачек сигарет, специально летящих с Воркуты.

   Узнав, что джипы прошли пару часов назад, собираюсь в путь и уже ложась на курс наблюдаю, как два муталиба вылетев из-за излучины, мчатся мимо базы без остановки.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
   28 километров до Малого Паука иду внимательно вглядываясь. Речка сужается и петляет, где то под берегом могут  стоять машины.
  Вот и замерзшее озеро, снегоходы, собаки, забавные щенки бегают. Неподалеку виден чум. Иду на посадку.

  Изба ненатоплена и не заперта, дверь в гараж открыта, очевидно хозяин уехал, ну или забрали инопланетяне мимоходом. Как на Летучем Голландце обстановка. Разбираться некогда, время уходит и верный Северок выносит практически с места в голубое небо.
  Часть дороги ушла по реке, вторая как шоссе по тундре. На месте слияния случайно бросаю взгляд назад и вижу руки, махающий мне, Олег Харченко из под крутого берега. Здесь уже непросто садиться, река зажата берегами, высокая поросль кустов. Иду с посадкой на вираже, черча берега.

   Обнялись.
  Парни и техника подустали, прошлым днем, чтось с редуктором у Стаса приключилось, починились и даже помогли с ремонтом МТЛБ. Сами напишут подробнее.
   Обмениваемся планами, сейчас мы все на город югорских надежд, Воркуту, далее, каждый своими веселыми дорогами.
У меня светлого времени полный обрез и стартую немедля. Встретил на зимнике еще Уралы и Трекол.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  Судя по колее, наши парни в ночь так лихо не придут, как заявили. Мне виднее сверху.
  Посадка уже в сумерках, местами лыжи просто скрипят по камням и угольной пыли воркутинских конгломератов. Битва с лопатой ближе к базе и тонущий в напитанном снеге, Северок. Выдох!

Выгрузка. Вещи, посылочки от друзей, чехление.
Чуть позже передал документы с Амдермы, Александру Илларионову. Он тягает грузы на Амдерму вездеходом и шутя называет меня конкурентом. Володя Мережко забрасывает домой со всем скарбом. Отдых.

P.S.  Наши джипы пришли утром, теперь с инетом и новыми возможностями Малой Полярной Авиации. Сами все скажут подробнее.
Ну, а я благодарю всех своих южных и северных друзей, кто помогал плечом и словом. Олег Бондарев с ОДВФ за новую страничку в истории освоения современной Арктики на мелко летающих самолетиках :)
РАОПА России, Александр Чернов за четкую работу редуктора на самолете, Евгению и Владимиру за Гланс Эфис. Отработал без проблем.

   Отдельной канвой хотел бы выразить поддержку моим товарищам, проявившим инициативу об изменении ситуации с малой авиацией. Нынешнее положение дел поставило меня самого вне закона. Никаких возможностей подавать планы полетов с пустынных территорий, нет. И само это решение абсолютно непродуманно, как и многие нынешние веяния от авиа законодателей.

Засим откланиваюсь и до связи!
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Отчет 21 марта.

  Речь о том, что перед нами стоит весьма сложная задача. В период мартовской слякоти и ветров, Северок идет из-за Полярного круга со всем экспедиционным снаряжением, накопленным за год работы в Арктике, плюс летнее шасси, плюс посылочки и гостинцы, плюс полная заправка и еще немного топлива НЗ.

Сам полет обусловлен необходимым обслуживанием на Большой Земле, проверкой технических систем.
Благодарю, Александра Абганеева, вездеходчиков, Григория, Виктора, Александра остающихся на базе, Ранее обнялись с Володей Мережко, Сергеем Щербаком и Алексеем.

  Вылет с Воркуты проходит под мощной поддержкой юго-западного ветра, который тут же становится в лоб самолету. Обхожу здоровенную зону ограничений у города, эфир тих и спокоен. Летать тут особо некому, а с веянием нынешних перемен от надзорных органов и Росавиации, даже ростки развития малой авиации в России, порезаны напрочь.

   Случись, что с Северком, помощь возможно и придет. Снегоход, вездеход, лодка. Но с какими трудностями и затратами, вопрос. Но ни один маленький  подобный самолет не прилетит. Нет их тут вообще...

Северок делает вираж над станцией Сейда, здесь стоят домики моих воркутинских друзей, Игоря и Ильи. Есть даже чуток солнышка и настроение веселеет.
Полет вдоль реки Усы, иногда поднимаюсь выше и срезаю излучины. Разнообразит пеструю картину стойбище оленеводов, видно как выбежав из чумов, люди снимают Северок на фото или видео.

 
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Сотни километров и каждая длинною больше часа, и все время Северок борется со встречным ветром. Изрядно подустав, решаю пойти на посадку, чуток передохнуть, пересчитать остаток топлива. Сажусь рядом со следом снегохода у местечка Роговая.
   
Пройдено чуть больше двухсот километров, за два с половиной часа. И здесь и везде по Усе пробиты лунки и стоят сети. У местной рыбки не так много шансов остаться на плаву.
Остаток бензина больше тридцати литров, мне хватает.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  Самолет нехотя трогается с вязкого, напитанного влагой снега. С большим трудом отрыв передней стойки медленно растет скорость, чтобы облегчить задачу приопускаю нос и силой ветра наконец поднимаюсь над рекой.

Прогноз по усинской зоне плохой и зная это, готов встретиться с быстро приближающимся фронтом. Смс от Дмитрия, который встречает в Усинске и подготовил посадку гласит.
- Ветер порывистый.

Нас с Северком, покрывает морось и снег, здорово бросает над лесотундрой, я срезаю огромный, поворот реки. Уже приближаясь к пос Адзьвавом, на языке Коми Вом, это устье, а река Адзьва впадает в Усу.
  Риск получить обледенение очень велик и я не рискую идти над деревьями а ухожу по Усе вбок. Отличный ориентир, следы в воде и снегу огромного стада оленей, аккуратно отмеченного веточками.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  Эфир оживает все сильнее, здесь активно летают нефтяно-газовые вертушки. И хоть я далеко от города, внимателен и собран. Ухожу в сторону резко на запад, к моим друзьям. Десятки километров крайнего отрезка над пересеченной местностью. Впереди и по сторонам газовые факелы, самолет подходит к небольшой реке, тут же вижу небольшой самолетик у берега. Пониже. Скорость растет до 120 км, крутит ветер, да Бог с ним. Захожу с прямой и на вираже сажусь на обозначенные аккуратно флажки.
    Прямо у берега вода, подруливаю, делаю фото. Спот трекер Ин Рич дает отмашку в РАОПА о благополучной посадке.
Пройдено около 400 км в сложных метеоусловиях, за 4 часа 30 минут. Расход топлива составил 58 литров бензина.

Бесконечно проваливаемся в воду, здороваемся знакомимся. Тут мои товарищи пилоты, Дмитрий Карстен, Олег Луковкин, Александр Маковецкий, мы знакомы по авиафорумам и соц сетям. Есть даже корреспондент местной газеты, девушка Катерина. Сначала немного выдохнуть и стаканчик кофе на даче с отцом Дмитрия, тоже частным пилотом. Потом, Дмитрий Карстен заправляет меня и вообще не хочет ничего слышать о деньгах, а после на своем летучем самолетике Х-Аир, делает несколько кругов рядышком с рекой.

   Мы дружно едем домой на двух машинах, попутно общаюсь с журналисткой. Много свежих экспедиционных впечатлений  и добавляется новых.
     Ну, а дома отличная компания, Ольга, супруга Дмитрия наготовила вкусняшек. Сидим, под кружечку и неспешно общаемся. Я уже отдохнувший и из душа и нам есть о чем поговорить...
Да здравствует Малая Авиация России!

Продолжение следует...
 

Вложения

Вверх