Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Всё придумано до нас. Ось вращения лыжи должна находится на 60% от носка лыжи.
Сделайте вот так проверено работает несколько лет. Пластиковая арматура.
20161204_115601.jpg
 
Всё придумано до нас. Ось вращения лыжи должна находится на 60% от носка лыжи.
Я только эксплуатирую что есть, а не создаю, поэтому и точных значений в % не мог сказать)
Я рассчитывал ось по центру опоры лыжи, носок не учитывался.
Где-то слышал, что если учитывать высоту (плечо) "кабанчика" лыжи, то в процессе скольжения по снегу и приземления в снег на переднюю часть приходится большая нагрузка, чем на заднюю, поэтому и уводят ось вращения "назад". И исходя из массы нагружающую лыжу, высоты "кабанчика" и ещё может чего-то и высчитывается этот самый процент оптимальный где располагать ось вращения. Но она (ось) всегда будет заметно позади центра.
 
Благодарю всех за комментарии, коллеги. За добрые слова и что делитесь опытом.
Возьмем на заметку.
-------------------

22 марта состоялся первый большой двухдневный проверочный перелет самолета Северок.
Маршрут- север Московской области- Калязин- Углич-Рыбинск-Пошехонье и обратно.

Безымянный.jpg


Во время подготовки к полету и во время полета старался делать фото и видео и надеюсь это будет всем нам интересно. Благодарю всех форумчан и гостей форума за интерес к страничке!

Подготовка к полету началась с приглашения моих друзей-авиаторов из г.Пошехонье Ярославской области.

Алексей Костерин летает на паралете и параплане, с ним есть еще несколько друзей. Один из них Сергей Сухобок сам конструирует и вскоре планирует облет самодельного одноместного самолетика на поплавках.

Вот слева, Алексей, а Сергей справа. Классная фотка!
Это на реке у городка они зажгли тряпку показывая мне с воздуха направление ветра.

9.7.1.JPG
 
Вот жеж блин.. Неподалёку базируемся...
Только вы взлетает и садитесь в поле.. И летите, маршрут на два дня.
А я взлет посадка только с площадки и на площадку. И маршруты не более 100 км в одну сторону .
Крейсерская у вас какая?
 
Конечно ребята для того и кучкуемся чтобы делиться опытом. А то по инерции резиночки тросики. Струнный оркестр. Но молодцы. Чкаловцы. 👍
 
Спасибо всем за комментарии, друзья!
Крейсерская штилевая 105-110, как и была раньше.
За Чкаловцев спасибо ))
Владимир и вам респект!

Коллеги пишу кратко, поскольку времени мало, идут работы по обслуживанию самолета.
--------------------------


Начать так и хочется со слов.
Стоял замечательный солнечный день. Самолет даже при малейшем уходе с протоптанных следов, валился вправо и влево как неваляшка, несмотря на широченные лыжи и мой потный лоб.


Несколько вылезаний из кабины и перетаскивание на след, небольшая пробежка на максимальных. Поиск хоть небольшого встречного ветра.
Ура! Замечательный самолетик!

9.5.JPG


В баке 50 литров и минимум загрузки. Это проверочный перелет. Зато охотничьи лыжи надежно подвязаны над силовыми трубами в кабине и хвосте.
Вылет как и планировал произвел в 14 30.

Почти час полета над тревожащими душу малыми полями ))

9.5.1.JPG


Наконец вывалился к Волге и вздохнул с облегчением. Обошел Калязин западнее

9.4.1.JPG
 
Спасибо нашему форумчанину Владимиру Шумову, shum99 По его наводке загрузил полетную прогу Aircom - Навигация для АОН (aircom24.ru) в старенький планшет и привыкаю потихоньку к ней. Мой Гланс Эфис первых выпусков, кстати также вполне работоспособен.

В любом случае перед вылетом изучал маршрут на спутниковых картах и на панели всегда лежит верная УКЛка.

9.6.2.JPG


Короче лечу себе потихоньку, прошел Углич, это еще 40 километров вдоль Волги и тут у меня начинается небольшое падение скорости и постоянный крен вправо. Добавил обороты и кумекаю, что это может быть. Первая мысль - открылась сдвижная дверка подвесного багажника. Уже представляю как внутри гуляет ветер и всякие нужности, типа защитных тентов, разлетаются вдоль моего маршрута 🙂

Увидел случайно- наклонившись вправо.
Носок правой лыжи поднялся под встречным ветром, и чихал он на все новые, толстые натяжные резинки. Нормально так стоит кверху лыжа.
А от Углича кстати стоит дамба и происходит сброс воды. Волга тут на многие километры уже без льда.

Потом лед снова начался. Непонятно какой толщины этот лед и есть ли промоины.

9.5.2.JPG


Ну в общем в районе г.Мышкин (+еще 30 км) увидел я массу рыбаков на льду и пошел на посадку.
Выбрал заводь в стороне от русла и мякотно приземлился. Обзнакомились с мужиками конечно.

Парень с Татарстана, справа, хороший, общительный. Говорит спокойно здесь, потому и остался жить. А рыбы нет. Но ее все очень ждут и очень хотят))

9.6.JPG


Минут 30 неспешных работ. Подтянул все резинки и троса, масло проверил в движке и прозвонился в Пошехонье.
Договорились с Алексеем, что районе Рыбинска дам им гудок.
 
Еще 20 километров и русло Волги резко уходит на запад. От Волги ухожу через пролесок на хорошо видный полуостров Каменниковский, правым траверзом Рыбинск.
Выход на связь - скорость 100, до Пошехонья -44 км.
-А мы уже на реке. Зажгли тебе костер для посадки.

Красивейшие виды открытой воды рыбинского моря и далее еще вполне крепкий лед. Об этом чуть подробнее напишу.

9.8.JPG




9.8.1.JPG
 
Рад всех видеть !
--------------------------------


Сейчас прежде чем продолжить, очень хочется сказать пару слов.

Во-первых. Летел я без спутникового трекера, поскольку он еще не был запущен.
Не очень приятно, конечно, но эту ситуацию я старался хоть как-то нивелировать. Сообщил заранее подробный маршрут полета доверенным лицам и радовал периодически их с борта фотками и сообщениями.

Но уже на данный момент.
Хотя идет подготовка к полетам, закупка продуктов, снаряжения, бензина, выделил часть средств на оплату активации трекера Ин Рич и трафика около 20 летных часа.
Сумма для меня сейчас немалая - 8000 руб.
Благодарю РАОПА за отзывчивость, им тоже сейчас непросто. Достаточно прочитать нынешнюю инструкцию реалий по трекеру и его активации.

В течении двух дней смогли вернуть трекер к жизни. Спасибо, Иван, Андрей.
Честно, я бился часа 2 чтобы разобраться со всеми новоделами и понять почему у меня не идет синхронизация.
Победила молодость ))

Не знаешь сколько ты пролетишь в следующий раз -10 минут или вечность. Но думать о своих близких обязан.
На фото сегодня - загрузка обновления и прошивка ожившего трекера.

9.8.3.JPG
 
Второе.
Хотел бы поблагодарить всех, кто сейчас хоть как-то продолжает движение против нынешней, затхлой воды в которой барахтается вся наша Малая авиация.

-Получить пилотское ЛВС - даже нынешний средний класс отдыхает. 600-900т.р
- Получить регистрацию на ВС если ты сделал его своими силами и умениями- практически не реально.
- Получить СЛГ. Вообще не просто. Месяцы. Тысяч за 100 и много много нервотрепки.
- Летная медкомиссия даже по второй графе не для простых смертных. Как была так и осталась. Долго, нудно и дорого.
-------------------------------
Может теперь хоть немного понятно, это пустое синее небо над головой
 
И третье.
Несмотря на все загоны, мы Малые авиаторы хотим летать легально и безопасно. Поэтому стараюсь и план полета подать, благо есть возможность регистрации в системе как пилота и зоны ограничений стараюсь обходить.

Но нынче стало сложнее.
По нынешней возможности , как я понял можно любому запросить зону ограничения имея регистрацию в СППИ и квадрокоптер. Получается теперь сплошь и рядом при планировании маршрута выскакивают конвертики с круговой зоной или целые участки ограничений. Короче, глаз да глаз

9.8.2.JPG

-----------------------------

Продолжим.
Скорость у меня по ветру отличная, больше 130 километров в час и крайний участок вдоль Рыбинки, 30 километров прошел махом. Над городком прозвонился, отыскав у местной часовни на льду реки Согожи моих встречающих.
Заход сделал большой и пологий, сел пораньше и докатился сотню метров уже на винте. В 17 40 обнялись с Алексеем.

9.9.JPG


Место стоянки договорено заранее. Домик спасателей практически рядом, он на фото и им благодарность за присмотр.

Это мы на следующий день перед вылетом.
С Татьяной Головко, моей землячкой жившей и работавшей на Диксоне.
Татьяна уже второй раз нас встречает и провожает с Северком. Дает кров и вкусно кормит.

Первый раз мы прилетали с полярником, Виктором Гладышевым. Нас тогда встречали друзья и Татьяна на реке, разметив и положив на льду покрывала))
Спасибо за встречу!

9.7.2.JPG
 
Последнее редактирование:
Пока ехали с реки, прозвонился мне Московский зональный воздушного движения. В плане полета поставил с запасом 5 часов. Время выходит. Спасибо им большое за внимание к полетам АОН. Помню эти фамилии, Черепанов, Маслов.
Все вежливо, спокойно. Где надо и помогали с заполнением заявки.

Ну а сейчас у меня нет возможности, я дал время посадки и они сами закрыли план полета.

Вечером прилета была просто зашибенская банька с парилкой. Шашлыки от Валентина с бараниной и конечно плов. Разговоры обо всем и конечно о многострадальной нашей Малой авиации.
На фото самодельный одноместный самолетик Сергея.

9.93.JPG


К сожалению, даже из своего полета я наблюдал отсутствие активных полетов у Рыбинска. А ведь еще несколько лет назад авиа жизнь была весьма активная. Помню мы с Сергеем Соколовым летали на Як-18 на поиски мальчика по весне из Левцово в эти края.
Эх..
------------------------------
Утром Сергей забрал меня с квартиры и проехав через заправку, наполнили канистры. Сергей заправил и не взял с меня денег и огромное ему за это спасибо.

9.91.JPG


Впрочем и мы с Северком постарались отблагодарить его.

9.92.JPG


Мы поднялись в небо над Пошехоньем перелетев устье Согожи и понаблюдав за местными рыбаками, "кстати один вчера поймал вот-такого окуня! 🙂
Но фотка окуня была и вес 700 граммов! Порадовались за счастливчика!

Ветер сегодня не шуточный. Путевая обратно к городу по ветру достигла 150 км/час и я сразу понял, что придется несладко.
 
После прилета Сергей пригласил меня в гости на обед. Здесь в его уютном домике я попросив на небольшое время ноутбук благополучно отправил план полета на обратный путь.
План прошел и мы неспешно пошли пешком несколько километров до центра.

Заправка самолета показала, что расход БМВ остался в своем диапазоне. Из 50 литров вылетного бензина из дома израсходовано 25. Остаток 25 литров.

9.95.JPG


Заправил Северок я полным баком. Забегая вперед- остаток дома остался 28 литров из 70. Грохотал обратно почти 4 часа. Считаем расход вместе.
-------------------------
Вылет по плану в 15 местного. Практически сразу по занятии генерального курса скорость упала до 65 километров/час
Куда и как далеко можно улететь с такой скоростью, я понял уже скоро.

Вышел на лед водохранилища и понеслось! Пустил Северок в полет над льдом на минимальной высоте, чтобы снизить влияние ветра. Гонки по времени у меня нет, поэтому завидев издали несколько точек, превратившихся в людей, принимаю решение о посадке.
Несколько километров от берега. Удаление от Пошехонья 30 километров. Первые минуты мужики робеют. Мало ли чего можно ждать от такого визита 🙂

Спрашиваю про рыбу- рыбы нет, но вчера был немного налим. Собираются сидеть и ждать допоздна.
Вылет.

9.94.JPG


Рискнул и прошел низко над подмытым льдом выигрывая скорость на десяток другой км/час.

9.97.JPG


Уже над самым полуостровом Каменниковским приподнялся над кромкой стены деревьев. Швырять начало от души.

Напротив Рыбинска снова подняло правую лыжу. Не стал мучать самолет пошел на посадку на ближайший береговой лед.
Чуток работы и погнали дальше.
На Волгу вышел по курсовой у ж.д моста п. Головино. Низко шел и над деревьями ее не видно было.

9.98.JPG


Свалился в русло.
Где был лед шел на нескольких метрах улавливая свойства экраноплана, над открытой водой поднимался выше иногда пересекая Волгу с одного на другой берег по пологим берегам.

Углич.

10.JPG


На чистом крыле

10.1.JPG


Сообщение по вотсап от меня
- Намотыляло знатно. Скорость то 66 то 77км/ч
 
Последнее редактирование:
От Калязина я немного начал беспокоиться. Немного и еще немного беспокоиться. Ветер стал в лоб.

Лететь пришлось теперь только выискивая для безопасности поселки и заснеженные поля. И с такой скоростью в 70 км/час, это точно к поздним сумеркам. Как и думалось так и сложилось.
Швыряло меня знатно, спрямил федеральную дорогу под самолетом по GPS и вскоре она ушла далеко налево. Стало совсем грустно и одиноко 🙂

Маленький самолетик и никого рядом на десятки и сотни километров из коллег авиаторов. Прога то расшаренная в самолете и показывает реально тех, кто рядом..

И такое-то запустение в небе - рядом со столицей, в прошлом великой авиационной державы.

Уже под синеву сумерек. Снег начал сливаться внизу, но еще двадцать километров впереди медленной скорости.

10.2.JPG


Летел эти медленные минуты и понимал, что фара еще не откинута и откидывать ее уже поздно. Это делается заранее на земле и теперь светить будет куда то вверх.

Зато есть четкое понимание места посадки и рельефа поля.
Решил заходить ориентируясь по деревьям вдоль поля.
Ориентиры выросли неожиданно и приняли несвойственные сумеречные очертания.

Можно сказать, что сажал я самолет проведя над черными сливающимися вершинами, чувствуя его и приближающуюся землю только пятой точкой.

Минуту радостно посидел в любимой летучей машинке, откинул фару и направился к месту базирования.

посадка.JPG


Друзья хотел бы выразить большую благодарность. В первую очередь создателям и производителям самолета, компании Аэрос.
Конструктору авиационного редуктора к двигателю BMW R-1200, Александру Чернову.
Всем кто помогал в восстановлении самолета Северок!

--------------------------------------

Началась подготовка к большому одиночному экспедиционному перелету.

Впереди много интересного и как всегда буду держать наших форумчан в курсе одними из первых.
Готовлю маршрут на остатках снега и веры в надежность техники, знаний и собственных сил.
Остается совсем немного времени.
Поддержать нас с Северком: карта сбер 2202 2004 6912 1436
Получатель Виктор Владимирович М.
 
Последнее редактирование:
Маленький самолетик и никого рядом на десятки и сотни километров из коллег авиаторов. Прога то расшаренная в самолете и показывает реально тех, кто рядом..
Aircom 24 показывает только тех кто её включил... Мы пытались уговорить всех поставить прошу и летать с ней. Но в итоге человека 3 на площадке летают с включённой программой.
А ещё большие самолёты должны были быть видны вам. Ближе к дмитровке и Шереметьево их увидали бы много.
 
Привет, друзья! С Первым апреля!

Продолжаются активные тренировочные полеты и подготовка к большому маршруту (о нем напишу подробнее) несмотря на уходящий быстро снег.
Очень выручают огромные лыжи на самолете, хоть и дают добавочный вес и сопротивление в полете.
Очень рад, что в небо со мной поднялся сын, Илья Михайлов. Снимал видео, может будет и видеосюжет от него.

10.3.JPG


Также на полетах присутствовали Дмитрий Кутало с Денисом, Дмитрий слетал также круг со мной в непростую погоду. Оба они сильно помогли на производстве с изготовлением кронштейнов подкосов для Северка

10.6.JPG


Работаю и сложных метео условиях. В одних из недавних дней полет на разведку погоды.

Перед вылетом
Спутниковый трекер, верная ниточка при поддержке АОПА-трекер.
Наш связной, как и прежде, Александр Савинков.

10.5.JPG


Впереди дымка и туман. Берем обратный курс.

10.4.JPG


Огромная благодарность за поддержку новых полетов и в подготовке маршрута команде Bask https://baskcompany.ru/, Александру К. из Архангельска, Михаилу Артееву.
Всем, кто находит добрые слова, кто добавил эти дни копеечку в нашу подготовку.
Спасибо! "Виктор успешных полётов. И. Кобленц." Филипп К., Владимир Ш., ЕВГЕНИЙ М., Адэлия Х., Игорь Р. "На Северок"
 
Последнее редактирование:
Друзья, привет!
Уж так получилось, что первого апреля, сумев оторваться по остаткам снега, самолет Северок отправился на север.
Задачей большого маршрутного полета была единственная цель - успеть убежать от стремительно наступающих теплых ливней и талой снежной каши.
Семья помогает

Снимаем тент.jpg


Уже второй день безуспешно я старался начать этот долгожданный полет и оба раза меня останавливает то плотный туман по маршруту, то невозможность оторваться груженному самолетику от поверхности.

Увидев фотку мой товарищ написал в ответ, -Неужели отсюда можно взлететь?

Разворот.jpg


Перед вылетом.jpg


Один и второй раз на максимальных оборотах самолет бежит по заснеженному полю прикатывая снег, но оторваться не удается.
Через СППИ даем задержку вылета на час.
Я то кручу болты и таскаю самоль, а вот всю рутину по выходу в интернет и переделке плана полета приходится решать, Александру Савинкову.

За этот час я успеваю снять винт, ослабить все болты , выставить меньший угол атаки лопастей.
Теперь двигатель может раскрутить винт сильнее.
Фото сына.

IMG-20230401-WA0014.jpg


Проверка, еще пробежка. Максимал теперь 6200 об/мин. Было 6000.

Взлет все равно получился напряжный. Что боковая лыжа на которую наступал, что пол в кабине самолета - все испачкано мокрой глиной.

Торфяники близ Кубринска

Торфянники.jpg


Первые двадцать минут полета. Режу прямую мимо дорог и деревень. Прямо на Волгу.
По ортодромии мой курс лежит вдоль нее и совсем недалеко от Пошехонья, где я был с проверочным полетом совсем недавно.
К слову сказать новая прога у меня работает на планшете ненадежно. Без конца в поисках сигнала GPS.

Двадцать.jpg
 
Последнее редактирование:
Выходом к Угличу закрываю первый 120-ти километровый участок.

Далее вдоль Волги до Никольского еще 42 километра и отход на северо-восток.

Волга.JPG


Начинаю активный радиообмен с диспетчером "Тверь-район" на частоте 132.0 Как и раньше летал, так и сейчас- всегда спокойное, конструктивное общение.
Также, нужно понимать, что выходя на связь и подавая план полета нужно быть готовым сообщать массу, в другой раз совершенно новой и далекой от вашего полета информации.
Так например слушая работу двигателя и наблюдая обмерзание в низкой облачности, приходится бросить все и лихорадочно высчитывать время выхода из диспетчерской зоны Тверь в зону Вологда.

Обидно, что программа которая как заявлено высчитывает и сообщает на экране изначально эти цифры просто бесконечно находится в поиске спутников и соответственно ничего мне дать не может.

Впереди Рыбинское водохранилище.

Над рыб морем.jpg


Миновав Рыбинск звоню коллегам в Пошехонье. На связи Алексей Костерин. Заранее дал мне информацию по состоянию поля и отсутствии возможности посадки.
Нынче в самолете летит для Сергея Сухобока и для его самолетика мой старый УС-250. Раньше он верой и правдой служил на моем самолете.
Жена замотала плотно в коробку, проложили прибор "пупыркой" и привязали веровочку.
Молодцы, встречающие авиаторы! Зажгли посередине костер, видно отлично.
Над полем провожу сброс. Позже прозвонились. Доставлено! Прибор в порядке.

Перед сбросом.jpg


От Пошехонья иду напрямую на Вологду. 80 километров. Ветерок попутный и путевая радует 110-120.

На 400 метрах.

К Вологде.JPG


Ближе к городу связь и сообщения начинаются чаще и напряженнее. Обход Вологды с востока.
Диспетчер сообщает мне о скором взлете Як-40 с аэродрома, дает установку выдерживать высоту 200 метров.

В районе Сокола вышел на архангельскую авто трассу. Путевая достигла 130 км/час. Крайний раз сообщил диспетчеру Вологда -вышка свое удаление и наблюдая наконец-то заснеженные поля начал готовиться к посадке.

Еще за день до этого Игорь накатал снегоходом полоску и поставил с одной стороны флажки. Если след снегохода еще худо-бедно в пасмурную погоду с неба заметен, то флажки почему-то вообще нет. Вот черная точка между подкосами самолета, это вездеход встречающих.

заход.jpg


Посадка со второго захода. Устал я конечно не хило.
Обнимаемся с Игорем. Здесь же рядом Павел и мальчик Ваня.
Отжатие на трекере АРР-благополучная посадка. Созвон с Вологда-район и благодарность диспетчерам за внимательное отношение.

Чекш посадка.jpg


Пройдено 400 верст за 3 часа 20мин. Расход топлива 40 литров 95го бензина. Высота 200-450 метров, Путевая скорость 110-120км/час.
P.S. Благодарю Татьяна В. за недавний перевод в поддержку перелета!

Схема1.JPG
 
Назад
Вверх