Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Теперь впереди уже не сто, а двухсотметровые высоты.

Связь бьет нормально, отрабатываю с Вышкой по давлению, предупреждаю о том, что вероятно снова будет посадка с подбором.
Секундное молчание на том конце..
-Понял..

Единственная привязка для наземной навигации, это серый продавленный снег от гусениц вездехода. Северок набрал скорость 140 километров в час. Воля в кулаке.
На фотографии вид с самолета обработан контрастно, на самом деле все немного веселее.

Буквально секунду слева по борту мелькают строения, стрела крана.  Да, это же стройка объекта севернее Воргашора!
Все, далее белесый мрак..
Ни секунды размышления!  Прямо по привязке снегоходного следа снижаюсь с попутным на посадку.
Самолет несется со скоростью ночного рейсера и постепенно останавливается..
Связь сотовая есть, всем сообщаю о посадке.
Сижу ровно.

Звук мотора, два снегохода с домиком для охоты, проехали мимо, поглядывая с интересом в мою сторону. Снежная кисея летит с гусениц.
Ветер гудит в хвост и раскручивает пропеллер Северка.

Подъехал снежик. Парень идет ко мне
-Добрый день, у меня навигатор умер, не подскажете где я нахожусь? 🙂

Да уж, вот тебе и определение на местности. Хоть и смешно немного слышать такие вещи в нескольких км от поселка, но чуть далее в тундре, ситуация будет не до шуток.
 

Вложения

  • Vdol__dorogi.JPG
    Vdol__dorogi.JPG
    64,2 КБ · Просмотры: 99
  • Vyshka.JPG
    Vyshka.JPG
    37,9 КБ · Просмотры: 86
  • Snezhik.JPG
    Snezhik.JPG
    68,1 КБ · Просмотры: 89
Еще пару часов.
Впереди в зоне видимости потемнел Воргашор. Звоню предупреждаю о взлете РП. Поехали!
Сразу при наборе проваливаюсь в ППП и пикирую вниз. Вот оно! Над самой поверхностью видимость есть.

Иду вдоль автодороги к точке базирования.
Заход на лед реки.

Здесь меня встречает тренер Иван Голубец со своими друзьями и воспитанниками  из спортивного клуба единоборств.
Они приехали, надеясь увидеть сегодня самолет Северок, пообщаться и пофоткаться. Этим ребятам будет очень полезна новая информация об авиации..

Рад, что их желание сбылось!

Заметка посвящена Дню Полярника
 

Вложения

  • Vdol__dorogi1.JPG
    Vdol__dorogi1.JPG
    119,4 КБ · Просмотры: 99
  • Zahod_007.JPG
    Zahod_007.JPG
    140,6 КБ · Просмотры: 92
  • Detvora.jpg
    Detvora.jpg
    102,2 КБ · Просмотры: 99
С праздником Святой Троицы, авиаторы и иже с ними!

Большое спасибо телеканалу ЮРГАН, лично
Ирине, Кириллу, Таисии за работу над сюжетом.
Смотрим про самолет Северок с 21 минуты

[media]https://youtu.be/6bNhE-YIgKU[/media]
 
Огромная благодарность за художественное повествование...и тебя Виктор с Праздником !
Дай тебе бог здоровья и счастья , как  у нас говорят -за год дождать в здраиии!
 
Снова в горы.

...Город постепенно приближается к теплу, но слякоть бесконечна и снега ещё очень много.
В горах еще холоднее.
Транспорт тундры тихо тухнет без работы.

Где то там, за горной грядой, человек на производственной базе остаётся один на долгое время распутицы. Наша задача, дать ему сейчас ниточку связи и поддержать снабжение.

Вечером в Воркуте ветер плотный, но хмарь поднимается повыше. Работаю с различными прогнозными сайтами, собираю детально информацию по маршруту.Все очень не сладко..
И конечно учитываю совет, Сергея Комарова
- Будь осторожен, принимая решение на этот вылет.

Подан план полета. Работаю его через fpln.ru и передаю зональному в Питер.
Начинаем готовиться- утаптываем плохой снег в два хороших человека на широких лыжах.
Потихоньку, чтобы не зарыться перегоняю самолет к точке взлета и разворачиваю на ветер.

Груз продуктов на санках к Северку везет сила одна человеческая. Заправился заранее.
Опыт таких сложных взлетов есть и в седьмом часу вечера, мой сверхлегкий конек благополучно взлетает и направляется на восток.
Слева от генерального курса, дальние горы подсвечены солнцем, а наш путь закрыт синеватой дымкой и таинственными проблесками в распадках.

Уже давно позади растворился город и все ближе кряж с непростым названием, Енганепе.
Пологий подъем просматривается и выдутые камни на холмах, а вот проход в горах по курсу моего самолета почти не виден.

По радиосвязи приходит обновленный прогноз от воркутинского метео - молодцы четко информируют об изменениях. По их данным, нижний край облачности находится на 570 м.
Заранее изучив карту, знаю, что обе высоты через которые мне нужно пролететь на сотни метров будут закрыты пеленой облаков а высота самого распадка над уровнем моря 460 метров.

То есть остается какая-то мышинная норка в 100 метров, в которую должен пролететь самолет и не попасть в облачность.

Снизу небольшое стойбище оленеводов, вижу носящихся собак вокруг чумов и людей, поднявших головы.
 

Вложения

  • 19_045.JPG
    19_045.JPG
    99 КБ · Просмотры: 80
  • 2_419.JPG
    2_419.JPG
    73,4 КБ · Просмотры: 99
  • 3_307.JPG
    3_307.JPG
    88,2 КБ · Просмотры: 87
Направляю самолет в темнеющий проход между гор.
Все ближе подходит снизу к самолету земля и все ближе серая облачная крыша придавливающая меня к ней.
Предупреждаю по рации, Воркута-подход, что далее буду недоступен в эфире, меня закроют горы. Также о времени прибытия на точку и времени стоянки.
Зато спутниковый трекер продолжает надежно разматывать ниточку трека и передавать через спутник информацию о полете.

И вот косматая бахрома невесомой дряни укутывает самолет и рядом проносится каменный склон 800-метровой высоты, кажется до него можно достать рукой.

Самолет уже миновал самое узкое место и каменная поверхность под самолетом резко уходит вниз. Северок зависает над плато реки Нияю- красота видимости радует недолго, впереди снова горы.
 

Вложения

  • 25_044.JPG
    25_044.JPG
    71,9 КБ · Просмотры: 88
  • 6_162.JPG
    6_162.JPG
    128,2 КБ · Просмотры: 87
Вхожу в небольшую долину ручья и лечу по ней, постепенно поднимаясь вместе с вершинами вокруг. Ландшафт темнеет и все закрывает облачность.

Дороги дальше нет, горы далее километровой высоты. Все ближе кусты из подтаявшей земли и уже примерно зная, где был снегоходный след оленеводов, примеряюсь к поверхности. Из-за петли ручья,меняю курс и огибаю снежный бок горушки и вот они, балки базы.
Немедленно припадаю к насту и самолет встретив лыжами напор идущего вверх склона быстро останавливается.
Выдох.

Пока двигатель не глушу, а выхожу и проверяю плотность снега, делаю фото. Вдалеке появляется фигурка. Подруливаю ближе к балкам и глушусь.

Даю сигнал ARR на трекере Ин Рич. Теперь где-то в далекой Москве получен сигнал и начинает работу АОПА-трекер, рассылая сообщения о благополучной посадке. Наверно как раз сейчас звонит в Воркуту, Александр Савинков сообщая руководителю полетов о времени посадки.
 

Вложения

  • 22_078.JPG
    22_078.JPG
    69,5 КБ · Просмотры: 93
  • 18_1.JPG
    18_1.JPG
    181,4 КБ · Просмотры: 78
  • 8_130.JPG
    8_130.JPG
    83 КБ · Просмотры: 89
Обнимаемся с Сергеем и искренняя радость в его глазах.
Выгрузка очень оперативно, в балке пока сложили все в повалку, Сергей позже все разберет.

Пью горячий чай, глажу здоровенного энергичного кота.
Да, да, тут живет и промышляет весьма
задорный кот! ))
Спит в своей коробке, умудряется ловить мелкую живность и неплохо себя чувствует.
Я делюсь с Сергеем новостями с большой земли и посматриваю в окно на виднеющийся вдали горный кряж.

Улучшения не видно, а значит пора торопиться
Вскоре обнимаемся, Сергей радует хорошим настроением..
Северок выходит обратным маршрутом и благополучно шмыгает в ту же горную мишень. Ну, а далее уже спокойнее.
Вдалеке слабое солнце своими лучами вызывает на себя снежные потоки. По тундре идет низовая метель

В начале десятого вечера Северок благополучно произвел посадку на своей базе в Воркуте, в очередной раз доказав неоспоримое преимущество Малой авиации в плане оперативности и скорости доставки необходимого груза в горы Полярного Урала
Благодарю Всех друзей поддерживающих самолет Северок и а также сайт FPLN.RU, АОПА-России,
компанию BASK и GLANCE-AVIONICS (навигация работает четко, хандрит верньерная ручка и авиагоризонт )
 

Вложения

  • 27_039.JPG
    27_039.JPG
    133 КБ · Просмотры: 78
  • 11_150.JPG
    11_150.JPG
    79,2 КБ · Просмотры: 97
  • 14_072.JPG
    14_072.JPG
    71,6 КБ · Просмотры: 86
Дайджест новостей от самолёта Северок.

Крайние дни мая в Воркуте, характеризовались неустойчивой погодой, холодными ветрами.
На дополнительной базе самолета, близ Советского, мы с Вадимом, Семеном, Сергеем провели плановые работы по замене лыжного шасси на колеса.


После того как самолёт был успешно облетан, несколько моих новых друзей поднялись в вечернее небо.
Благодарю, Ивана, Александра, Ирину, Романа за интерес к полетам и малой Полярной авиации. Уверен, что впечатления у моих друзей остались надолго, и самые хорошие.
 

Вложения

  • IMG_5559_1.JPG
    IMG_5559_1.JPG
    157,2 КБ · Просмотры: 94
  • IMG-5d1ddef35a5a70f406cfc04f67a33246-V.JPG
    IMG-5d1ddef35a5a70f406cfc04f67a33246-V.JPG
    118,1 КБ · Просмотры: 97
  • S_Roman.JPG
    S_Roman.JPG
    150,4 КБ · Просмотры: 88
На телеканале ТНТ- Воркута, с подачи ТВ-Гало вышел небольшой и яркий сюжет о самолёте Северок. Было приятно снова видеть профессиональную работу коллектива, а до этого полетать с ними в солнечный денёк.
Видео здесь
https://vk.com/video-67884866_456239448

Наступление квази-лета по воркутинскому календарю, ознаменовалось разноплановым северным ветром со снегом и ночными заморозками.
Мы с Северком получив приглашение из милой сердцу Амдермы, нисколько не раздумывали. Снова обули лыжи и улетели на север- повезли продукты.

Об этом, красочном по погоде и интересном по событиям полете, отдельной строкой, чуть позже.
 

Вложения

  • Vf_y.JPG
    Vf_y.JPG
    222,4 КБ · Просмотры: 90
Вернулся в субботу.
В воскресенье, с огромным удовольствием принял участие в благотворительном пробеге на автомобилях произведенных в нашей Советской стране.

Маршрут Воркута-Воргашор-Воркута, завершился у Дома малютки. Здесь моими друзьями из мастерской "У бати" были вручены подарочки детям.
Ехал я на разрисованной "копейке" семьи Охремчук, ещё не отмытой от рук детворы прошлой затеи ))
Семён, Нина, Вы молодцы!

Культурным завершением весенних полетов, стало посещение выставочной картинной галереи на ул. Ленина. Сейчас, здесь на обозрении находятся весьма интересные и талантливые работы воспитанников воркутинской детской художественной школы под руководством Сергея Гагаузова.

Благодарю, Александру Никитину за очень познавательную экскурсию по залам выставки за подробный рассказ о картинах ребят.
Получил просто массу впечатлений и позитива.
 

Вложения

  • wJDnwq6a82s.JPG
    wJDnwq6a82s.JPG
    196,6 КБ · Просмотры: 92
  • IMG_20180606_152522.JPG
    IMG_20180606_152522.JPG
    165,3 КБ · Просмотры: 93
Ну, а нынче, Северок перелетел и встал на небольшие летние каникулы в свой ангарчик на базе, Александра Абганеева.

Итог: самолет благополучно веден в строй и в очередной раз поработал на благо развития малой Полярной авиации.
Ну, а я уезжаю домой. После двух месяцев необходима встреча с семьей, отдых, подготовка документов для дальнейших полетов.

Благодарю всех друзей, кто следит и помогает нам в полетах!
Надеюсь, вскоре, мы снова увидимся с Северком в теплом заполярном городе под сенью могучих гор.
 

Вложения

  • IMG_5988_1.JPG
    IMG_5988_1.JPG
    211,3 КБ · Просмотры: 84
  • U_angara_001.JPG
    U_angara_001.JPG
    196,5 КБ · Просмотры: 88
  • IMG_20180608_000317.JPG
    IMG_20180608_000317.JPG
    122,5 КБ · Просмотры: 84
К новому отчету

В белой тундре- июнь, это время надежд
Прошел сотню от Карского моря..
Сложен путь, и не быстр, и всегда непохож
Но красив и приятен для взора..
 

Вложения

  • jug_pol2.JPG
    jug_pol2.JPG
    198,5 КБ · Просмотры: 77
.. Ну что друзья, запасаемся попкорном, рассказ будет яркий по погоде и интересный по событиям..

        Северок летит в Амдерму

Остались считанные дни до вылета на Большую землю.

Накануне мы заменили лыжное шасси и теперь Северок был обут, как и подобает летнему путешественнику- в большую резиновую обувь, то есть шины.

Если честно, то лететь не хотелось. 
Пройти 2000 километров для сверхлегкого, не скоростного самолета над тайгой и лесом, чтобы впоследствии получить годовое разрешение на полеты. Нонсенс!
Но это еще самый бюджетный вариант в нашей "летающей" стране и спасибо, что он есть.

А иначе, только вызывать эксперта из любого из федеральных центров, оплачивать все затраты по его прилету, работе и пребыванию, и в результате получается такая сумма, что проще вообще не летать на маленьком самолете.
Я уже не говорю, что после обоих процедур, либо уходит десятками часов ресурс, либо не остается денег на нормальное обслуживание или обновления принадлежностей для Северка.

  До кучи в стране, занятой подготовкой к чемпионату мира по футболу, чиновники совсем замудрили. Под лозунгом "безопасность превыше всего" закрыли и так пустое небо в огромных радиусах у больших городов. Теперь я не смог бы посадить самолет Северок на ближайшем аэродроме к дому и, соответственно часто навещать и проверять своего крылатого конька.
Когда же мой друг, форумчанин Дмитрий Карстен из Усинска сообщил, что уезжает на 10 дней и не сможет меня встретить на протяженном участке Воркута- Усинск- Ухта- Сыктывкар, решение было принято.
Перегон отменил. 

Есть несколько свободных дней.
Самолет проверен и может работать. Принимаю решение полететь не на юг, а на север.
Сейчас в тундре жизнь просыпается, теплеет- солнышко набирает силу.
Активно появляются пригорки из под снега и проплешины мха. Реки напитываются талой водой.
Все чаще слышно хлопанье крыльев перелетных птиц и смешная рыбья жизнь подо льдом становится активнее.

Звонок в Амдерму друзьям.
- Виктор, если есть возможность и желание прилетай.
Поговорил с начальником аэропорта, Михаилом Соболевым, мы уже давно знакомы.
- Михаил Альбертович, собираюсь к вам.
Если будешь на колесах- примем, если на лыжах- удачи!
В Каратайку звоню, Эдуарду Нефедову
- Захвати очиститель карбюратора и герметик.
Так и определился этот рейс.

Посидели, подумали с друзьями и для спокойствия и безопасности снова вывесили Северок и переобули в лыжи.
В Воркуте снег уже совсем вялый, но севернее в тундре его валом.
Сядешь с подбором без проблем.
Предупреждаю о полете своих друзей, кто следит за треком Ин Рича, это, Александр Савинков в Москве и Александр Абганеев в Воркуте.
В случае ухода меня со связи они помогают диспетчерским службам, просто следят за полетом.

Недалеко от базы, остался высокий снежный бруствер от машины, что снег чистит. Притоптали его Вадим с Сергеем лыжами охотничьими, разметили вешками, да и запустили в эксплуатацию- благо, много места для взлета нам не надо.
  Звенящим солнечным утром, на грани весны и лета, Северок был транспортирован тяжелой техникой до взлетки и загружен свежими продуктами, экспедиционным снаряжением, заправлен под горловину.
В 9 часов 30 минут с плотным встречным ветром самолет тяжело поднялся в заполярное небо.

На втором фото видно по флагу плотность ветра и вдалеке клубится дымка у Уральских гор.
 

Вложения

  • Transportir.JPG
    Transportir.JPG
    202,1 КБ · Просмотры: 84
  • Pered_vyl.JPG
    Pered_vyl.JPG
    143,5 КБ · Просмотры: 91
  • Vrkt.JPG
    Vrkt.JPG
    122,4 КБ · Просмотры: 83
Чтобы обойти городские конгломераты спускаюсь севернее и вот река Воркута и рабочие строения шахты.

Все в красочном весенне-снежном контрасте.
 

Вложения

  • Nad_r_Vrk.JPG
    Nad_r_Vrk.JPG
    207,8 КБ · Просмотры: 85
  • Vent_1.JPG
    Vent_1.JPG
    223,2 КБ · Просмотры: 87
(Часть вторая, солнечно-хмурная, полетно-побережная)

После взлета #самолет_Северок направляется на северо-запад.
Сильный духом, Воргашор, прохожу через 8 минут.

Воргашор- с ненецкого- "ручей у оленьей тропы"
По данным Вики в конце 30-х — 1940х годах, поселение существовало как лагерный пункт.
Расцвет посёлка наступил в самом конце девятой пятилетки, когда был поднят уголь новой шахты — «Воргашорская»
В 1980-х годах даже шла речь о присвоении посёлку статуса города с названием «Комсомольский»
Максимальное количество населения в 1991 году, составляло 25,4 тыс. чел!.
- По данным переписи 2017 года в поселке проживало уже чуть более 10 тыс человек.

Пока путевая скорость колеблется от 105 до 120 километров в час.
Близость к горам и чистый снег сказываются -под нами белоснежная простынь пространства с одиноким следом вездехода. Очевидно, охотники на гуся пробивались на север.

Переваливаю высоту 207 метров и Северок снижается в целое сплетение рек.
Минус 100 метров высоты, удаление 60 км от Вркт. иду на бреющем.
Никакая связь уже не пробивает, а высотники здесь редко бывают.
 

Вложения

  • 10_107.JPG
    10_107.JPG
    182,8 КБ · Просмотры: 70
  • 3_309.JPG
    3_309.JPG
    129,4 КБ · Просмотры: 75
  • 1_553.JPG
    1_553.JPG
    49 КБ · Просмотры: 72
Конкретно, этот ареал теплее, везде протаявшая тундра и начал попадаться в поле зрения, перелетный гусь.
Озера сверху напитаны водой и для безопасности придерживаюсь постоянного маршрута.
120-й километр, скорость начала падать до 95 км/час. Туристическая база, взмах крылом.

В кабине рабочий уют 🙂
Экспедиционное оборудование- лыжи и ружье тесно контактируют с шапкой от #bask и радиосвязью, наушниками.
За всем этим, весело наблюдают свежие помидорки, путешествующие с юга и занимающие почетное пассажирское место))


Каратайка. 11 20
Впереди уже солнца нет, только синеватая хмурость по горизонту.
Как обычно..
Подворачиваю на Амдерму, восточнее и самолет начинает в лоб, бороться с ветром. Путевая скорость падает- семьдесят пять км в час!
Вызываю по рации, Владимира Вехорева. начальника площадки Каратайка. Радиосвязь молчит, очевидно нет сегодня полетов.
Звоню по телефону РП Воркуты и сообщаю расчетное Амдермы.
Впереди участок больше ста километров и он весьма напряжен. Бывало так, что пройти его напрямую не получалось- попадал в дымку и туман- уходил западнее, обходил горный кряж.

Началось...
Сплошные белоснежные равнины с постепенным подъемом высоты. Небо затянуто. но рельеф контрастен, спасибо провидению ))

За все время полетов, мне не удалось ни разу встретить на этом отрезке людей!
Через 50 километров река Большая Нгою(Великая). Ее суровые скалы и склоны с россыпями камней, также ни разу не видели Северок, на пороге весны и лета.
 

Вложения

  • 4_237.JPG
    4_237.JPG
    170 КБ · Просмотры: 89
  • 12_126.JPG
    12_126.JPG
    39,8 КБ · Просмотры: 95
  • 11_151.JPG
    11_151.JPG
    120,5 КБ · Просмотры: 90
Когда до огромного озера Тоин-То остается несколько километров, с воодушевлением отмечаю чум и загороженный кораль с оленями. Значит уже начался великий сезонный переход оленеводов к Карскому морю.

Пробивается связь с Амдерма-вышкой. Получаю давление по району и сообщаю расчетное прибытия.
Подтверждаю, что посадка будет с подбором.
Родное Карское море до горизонта забито торошениями льда.
Проход над поселком

Разворот над морем и переход в мощный попутный поток ветра, очень ощутимый провал несущей способности крыла.
Запас по высоте и мощность двигателя, здесь жизненно важны!
БМВ взревев вытаскивает самолет в горизонт.
Выхожу над лагуной реки Амдерминки и вижу снегоход и размеченные темными предметами границы импровизированной взлетки.

Посадка. Уф-ф.
Пробег на талом снегу с близостью морской соли минимален. Доклад диспетчеру на вышку в паре километров от геоточки.
Закрываем план полета.

Алексей, спасибо, что встретил!
Самолет выгружаем и после, снегоход Буран легко буксирует его в поселок.
Ставлю Северок близ жилых домой, чехление.
Впереди встреча с друзьями, которых долго не видел,отдых, ночевка..

(Продолжение о поселке в лицах, будет вскоре..
Точно говорю.)
 

Вложения

  • 7_140.JPG
    7_140.JPG
    110,8 КБ · Просмотры: 79
  • 8_131.JPG
    8_131.JPG
    168,7 КБ · Просмотры: 91
  • 9_113.JPG
    9_113.JPG
    91,7 КБ · Просмотры: 82
Поздний солнечный вечер в Амдерме.
Лето наступило. Время 23 часа.

Мой друг, Иван Петрович Кононюк.
Бессменный замполит полка ВВС Амдермы.
Человек сильный духом и телом, несмотря на возраст.
 

Вложения

  • Iv_Petr.JPG
    Iv_Petr.JPG
    167,2 КБ · Просмотры: 86
Назад
Вверх