А вы уже подготовили свой Аэропракт к зиме?
Мы в канун прихода календарной зимы установили на своего Рыжего отопитель салона. Сегодня испытал в воздухе. При температуре за бортом -3, в кабине тепло как в автомобиле. Через минуту после включения вентилятора печки перестает идти пар изо рта, через 3 минуты окна отпотевают наполовину, через 10 полностью, даже сзади вверху. Это при том, что ни форточки не закрыты, ни тряпочек сзади никаких не вешали. Ждем наступления настоящих холодов.
Использовали отопитель Xeros 4000, купленный в автозапчастях. Отопитель собран как единая система в кожухе вместе с радиатором и роторным двухскоростным вентилятором. Тумблер управления вентилятором разместили на бороде, в ряду с остальными тумблерами. На морде печки есть управляемые дефлекторы, позволяющие направить в нужную сторону потоки теплого воздуха, либо полностью закрыть воздуховоды.
Использовать тосольную печку можно только организовав малый круг обращения ОЖ. Для этого был установлен водяной термостат. Печка врезана в малый круг. Таким образом убили двух зайцев - стабилизировали t головок цилиндров в районе 85-87 градусов и получили тепло в салоне. Емкость системы охлаждения увеличилась примерно на 250 мл жидкости. Масса отопителя в заполненном состоянии 1,7 кг. Теплоотдача 4,2 kW при условии прокачки 250 литров ОЖ в час и t жидкости 80 гр. Для информации - Rotax 912ULS на взлетном режиме отдает 28 kW тепловой мощности через ОЖ. (Маленькая Webasto, которую обычно ставят на самолеты отдает только 2 kW).
Печку закрепили на кронштейне, подвешенном на 4 болта крепления носовой стойки. Сделать это можно только на самолете с ручкой. В модификации со штурвалом это место занято трапецией системы управления, но есть вариант разместить печку под сиденьем, прорезав 2 отверстия для сопел отдачи теплого воздуха.
По стоимости - вся система вместе с термостатом, печкой, установкой обошлась значительно дешевле Webasto, работает очень эффективно и как побочный эффект - устраняется тепловой перекос двигателя при отрицательных t. И конечно, теперь нет нужды заниматься заклеиванием радиатора, подбирая его площадь в зависимости от t за бортом. (Жидкостный термостат производства СКБ МГТУ ГА рекомендован к применению Авиагаммой http://poisk06.ru/index.php?id=225 )
Кстати, ни для кого не секрет, что штатный подогрев карбюратора слегка не доделан. Т.е. ресивер и управление его заслонкой нареканий не вызывают, но вот висящая в сантиметре от глушителя труба воздуховода - ни о чем.. Там же, в СКБ МГТУ ГА сварили накладку на глушитель из нержавейки с патрубком для трубы воздуховода. Накладка "обнимает" бочку глушителя на 180 гр., и отстоит от ее поверхности примерно на 1 см. Теперь в ресивере у меня всегда 25-30 градусов, а при пробивании облачности ставлю 40. (Конечно, важно иметь контроль t в ресивере).
Здесь фото печки (взято из инета, немного не соответствует тому, что на самом деле):