Автопилот маленького самолёта

YoungPilot

Зачем строить самолеты? Покупай и летай!
Решил открыть тему, чтобы не захламлять другие темы уважаемых самодельщиков. Не секрет, что современное развитие микроэлектроники и прочих "чатЖПТ" позволяют достаточно средне подготовленному человеку сваять вполне рабочие комплексы.
ОДНАКО! Часто творцы плохо себе представляют что за продукт они должны получить в финале. Это происходит (по моему мнению) или из-за плохого знания предметной области (небольшой или отсутствующий опыт реальных полетов), или от неверного переноса предыдущего опыта боевой или транспортно-грузовой авиации в мир мелких самолетов.
ИТАК! Автопилот мелкого самолета. Какими функциями он должен обладать? Что действительно важно? Чем можно пренебречь?
 
Начну с себя. Я - за безопасность полетов. Из этого следует то, что я не полезу намеренно в приборные условия полёта. Плюсом ко всему, я в своей небогатой практике не так часто видел маленькие самолёты, достойно оснащенные системами противообледенения. Что из этого следует? Из этого следует,что автопилот мною используется для высвобождения ресурсов по управлению самолетом. В примитивном исполнении мне достаточно, чтобы самолёт мог лететь "прямо" без моего вмешательства. Это "прямо" может быть по курсу или по треку - сейчас не суть важно. Это (как мне кажется) 99% функционала АП маленького самолёта. Я вижу и горизонт, и ориентиры, веду визуальную и радиоосмотрительность, мне просто нужны свободные руки, чтобы полистать айпад, чтобы посчитать какую-нть точку, которую вдруг захотелось диспу. Ну или понять, где летит кто-то на моей высоте, кто вышел в эфир, чтобы понять нет ли шанса с ним встретиться.
 
Универсального решения нет, либо оно будет весьма дорогим, либо требуется большая серия. У одних виш, у других нет, у одних движок с карбом и тросиком, у других ЭСУД, FADAC и ТД.
А так-то автопилот нынче в любом мавике есть, бери и дружи. 😉
Имху
 
Универсального решения нет, либо оно будет весьма дорогим, либо требуется большая серия. У одних виш, у других нет, у одних движок с карбом и тросиком, у других ЭСУД, FADAC и ТД.
А так-то автопилот нынче в любом мавике есть, бери и дружи. 😉
Имху
Чтобы оттриммированный самолет летел прямо нужны по минимуму две сервомашинки: РВ и РН.
 
Ещё раз. Автопилот маленького самолёта нужен (по лично моему мнению), чтобы освободить руки. Не для того, чтобы поспать, посмотреть кино, или еще какая внутрикабинная хрень. Просто руки освободить. Допустим. Давайте прикинем ТЗ для такого автопилота.
Дано: Сессна 150. Найти: Как освободить руки в полёте.
 
Итак. Допустим есть комплекс, который понимает пространственное положение самолёта и умеет его изменить используя три сервомашинки. Пусть, для простоты, он должен просто сохранять курс в горизонтальном полете. Этого достаточно? И мое мнение - да в 99.9% задач автопилота маленького самолёта. Какая индикация ему нужна? Лампочка on/off, дисплей для отображения заданного курса. Что еще? Крутилка для изменения курса. Всё?
 
Если я что-то упустил - давайте обсудим, потому что далее, приступим к обсуждению реализации. Вопрос сервоприводов рассматривать не будем. 800 долл за машинку на спрюсе - я считаю, что это какой-то зверский перебор. Уверен, что на али можно нужный сервопривод купить тысяч за 5-8 рублей.
 
Я могу объяснить, почему я начал с темы автопилота, но не с авиагоризонта или с компаса. Потому что авиагоризонт и компас - это побочные продукты решения задачи по созданию простейшего автопилота. Они создадутся автоматически.
 
Автопилот мелкого самолета. Какими функциями он должен обладать? Что действительно важно? Чем можно пренебречь?
Должен уметь выдерживать заданные:
Высоту (и не плавать)
Курс (причем источником может быть как курсозадатчик, так и внешний источник GPS, планшет итп)

Хотелось бы:
Уметь менять режим в вертикальной плоскости (набирать,снижаться на заданную высоту, с заданной вертикальной скоростью или углом, с заданой приборной скоростью)

Пренебречь:
Заходить на посадку.
 
Сервы достаточно две - крен и тангаж. РН это уже "жирок".
Блок управления автопилотом с крутилками, лампочками и кнопками.
Далее авиагоризонт.
Это что касается железа. Ну а дальше это всё надо программно подружить. И уже от программной начинки в основном будет зависеть функционал. Захочется иметь возможность корректировать какие-то параметры, сопрягаться с навигатором и т.д.
Я так думаю.
Самый простой функционал - "лететь прямо и ровно" по нажатию кнопки.
 
Уметь менять режим в вертикальной плоскости (набирать,снижаться на заданную высоту, с заданной вертикальной скоростью или углом, с заданой приборной скоростью)
Давай без этого. Набор и снижение - ответственные мероприятия: за скоростью смотри, за температурами следи, за обеднением смеси следи… Не будем поручать это тупой и дешёвой штуке, которую мы тут обсуждаем.
 
Самый простой функционал - "лететь прямо и ровно" по нажатию кнопки.
Золотые слове! Я бы ещё добавил режим «срочно в обратную сторону» и «выпрямить (выйти из сложного пространственного положения).
 
Давай без этого. Набор и снижение - ответственные мероприятия: за скоростью смотри, за температурами следи, за обеднением смеси следи… Не будем поручать это тупой и дешёвой штуке, которую мы тут обсуждаем.
Так вот за всем остальным и будет следить пилот, а автопилот лишь выполнять заданное.


Еще что архинужно, это приведение к горизонту. Когда попал в непонятное положение ю нажал кнопку и снова в гп
 
Золотые слове! Я бы ещё добавил режим «срочно в обратную сторону» и «выпрямить (выйти из сложного пространственного положения).
Я и имел в виду "выпрямить".
Итого минимальная конфигурация:
- бародатчик для контроля высоты;
- гироскоп для контроля пространственного положения;
- кнопка вкл/выкл, индикатор включения;
- две сервы.
Таким образом можно обойтись и без пульта управления.

Чтобы "в обратную сторону", это уже надо магнитометр или gps добавить и дополнительную кнопку.
 
Назад
Вверх