Вопрос о тракторах мне тоже интересен, в первую очередь потому, что такой аппарат позволяет легче и - главное - дешевле реализовать кабину, что для наших климатов и бюджетов существенно.
Самолетные фюзеляжи использовались для постройки АЖ еще в самом начале их развития и продолжают использоваться по сей день. Наиболее известный из нынешних тракторов -
LittleWing Рона Херрона - начался с того, что Рон прицепил ротор на ферму старенького Пайпера.
Основные нюансы при таком подходе следующие:
1) требуется переделка хвостового оперения, обычно - укорачивают балку и делают вертикальное оперение ниже, чтобы можно было полноценно открывать ротор. Для сохранения устойчивости и управляемости часто приходится добавлять концевые вертикальные шайбы на стабилизаторе.
2) у АЖ иные требования к работе шасси, поэтому обычные пирамидальные самолетные шасси без длинноходовой амортизации придется пересматривать, если планируется летать не только с паркета
3) нагрузки на верхнюю часть кабины и центроплан иные, нежели у самолета, их нужно знать и адекватно изменять конструкцию
Применительно к МиниМаксу есть еще одно соображение: деревянный фюз - не лучшее решение для АЖ, т.к., в отличие от самолета, АЖ испытывает серьезные циклические нагрузки, а деревяшка на них, по-моему, не просчитывается.
Сварная ферма, обтянутая тряпкой, строится, скорее всего, проще и с меньшими затратами, а работать по циклическим нагрузкам будет лучше.
Еще одно чисто практическое соображение для тех, кто вообще что-то строит первый раз: а надо ли изобретать велосипед? Чертежи LittleWing Рон Херрон продает за скромные 175 долларов, машина его грамотно спроектирована (Рон - профессиональный авиационный инженер и конструктор, сейчас он преподает в авиационно-техническом колледже) и проверена годами эксплуатации десятков экземпляров. Чертежи LW выполнены профессионально и легко читаемы (у меня есть полный комплект этих чертежей).
Обычно, когда речь заходит о том, чтобы, не имея никакого опыта в проектировании или хотя бы постройке и эксплуатации чего-то похожего, начать сочинять собственный аппарат, у меня возникает вопрос: а зачем? В смысле, будущему строителю стоит для начала ответить себе на вопрос: строить, чтобы строить, или строить, чтобы летать? Если второе, то нет большой нужды терять месяцы и годы на поиски и метания, которые могут, вообще-то, закончиться и тупиком. Возьмите готовый проект и через год поднимайте его в воздух. Понравится - чуть позже можно будет браться за свои разработки.
Если кто думает, что сочинив что-то свое удастся существенно сэкономить на постройке, так это заблуждение. Фюзеляж АЖ - это 10% его стоимости. 90% - покупные элементы или элементы, которые будут стоить одинаково независимо от того, свой проект фюзеляжа вы реализуете или сочиненный кем-то другим (втулка ротора, например).
Мы, кстати, на всякий случай чертежи LW уже полностью трансформировали в Солид: