Балансировка воздушных винтов.

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Немного расскажу про балансировку воздушных винтов.

Для чего это надо? Спросите любого водителя авто, что он делает при переобувании резины с лета на зиму? Ответом в 99% случаях будет - отдаю на балансировку. Что происходит при вращении плохо отбалансированного колеса с авто:
- повышенные вибрации и дискомфорт
- повышенный износ деталей вращения колеса

Для пропеллеров это ещё актуальнее. Поменять изношенный подшипник Лайкоминга гораздо дороже, чем заменить подшипник на колесах, а дискомфорт в полете от плохо отбалансированного пропеллера будет ещё сильнее.

Какая бывает балансировка воздушных винтов?
- статическая
- динамическая

Статическую балансировку винтов делают в процессе производства и при поставке винты статически отбалансированы.

Динамическая балансировка винта производится на конкретном ЛА. В принципе двигатель и винт по отдельности отбалансированы, но после их сборки в единый узел допуска на несбалансированность могут быть легко нарушены. Что мы и наблюдаем на автомобилях. Новая резина и новый диск при сборке всегда требуют балансировки.

Как производится балансировка воздушных винтов на практике -

На двигатель устанавливается датчик вибрации
 

Вложения

  • DSC9591.jpg
    DSC9591.jpg
    80,9 КБ · Просмотры: 624
Затем на двигатель устанавливается датчик положения винта. В данном случае это оптический датчик, работающий на отраженном от наклейки на пропеллере свете.
 

Вложения

  • DSC9597.jpg
    DSC9597.jpg
    67,8 КБ · Просмотры: 607
  • DSC9598.jpg
    DSC9598.jpg
    67,9 КБ · Просмотры: 596
Работа датчика положения проверяется. Индикатор, показывающий срабатывание датчика находится на его обратной стороне и необходимо использовать зеркало.
 

Вложения

  • DSC9600.jpg
    DSC9600.jpg
    62 КБ · Просмотры: 488
Когда датчик установлен, на пропеллере ищется место для наклейки светоотражающей пленки и после её наклейки производится контроль срабатывания датчика при пересечении полоской линии установки датчика.
 

Вложения

  • DSC9601.jpg
    DSC9601.jpg
    59,4 КБ · Просмотры: 489
  • DSC9602.jpg
    DSC9602.jpg
    70,3 КБ · Просмотры: 491
Далее, согласно руководству, производится измерение силы вибрации и её угла, относительно оптический метки.
 

Вложения

  • DSC9604.jpg
    DSC9604.jpg
    57,9 КБ · Просмотры: 468
  • DSC9610.jpg
    DSC9610.jpg
    52,3 КБ · Просмотры: 458
После получения расчетных данных производится подбор балансирующего груза. Нам хорошо помогут весы драгдилера  😉
 

Вложения

  • DSC9611.jpg
    DSC9611.jpg
    33,7 КБ · Просмотры: 497
  • DSC9612.jpg
    DSC9612.jpg
    54,2 КБ · Просмотры: 501
Сюда установлен первый балансировочный болт. Второй был установлен с другой стороны этой лопасти. Первоначально вибрации составляли 0.85 IPS (Inch per second) дюймов в секунду, что говорило о невозможности безопасной эксплуатации самолета с таким уровнем вибрации. После балансировки вибрация составиля менее 0.10-0.09 IPS, хорошая балансировка.

Некоторые особенности были выявлены при балансировке винтов от Airmaster. Один из балансируемых винтов вовсе не нуждался в балансировке, показав сразу 0.09 IPS, второй был 0.23 и требовал балансировки, но в два приема был успокоен до уровня вибрации 0.03 и прибор сказал что у него больше нет предложений по дальнейшей балансировке  😎
Применение угля (очень жесткий проп) и высокая культура производства (повторяемость аэродинамической поверхности и весов лопастей очень точные) позволяют их балансировать очень быстро и добиваться отличных результатов.
 

Вложения

  • DSC9616.jpg
    DSC9616.jpg
    48,4 КБ · Просмотры: 557
Г-н Админ, ничего проще нет.? Где мне поиметь в моей глубинке прибор, определяющий вибрацию.!?  Жаль, что нет крупного фото с добавленым "довеском"! 🙁 🙂
 
Осталось только пригласить тебя в гости !

Так вроде на майские к Вам собрался. Готов перебалансировать всё что движется  ;D

ничего проще нет.?

Проще ничего нет к сожалению. Штука очень специфичная. Только 2-3 фирмы в мире производят такое оборудование. Я использую ACES 2020HR Turbo Двухканальный прибор, позволяющий делать балансировку пропов от ультралайтов до турбопропов размера C-130, а также несущих лопастей вертолетов (не пробовал).

Жаль, что нет крупного фото с добавленым "довеском"!

Добавили около 30 грамм, 2 болта + 2 гайки + 4 шайбы. Это конкретное решение для конкретного ВС, на Л-42 обошлось 2-мя мелкими шайбами.
 
А скока стоит такой замечательный вещь? И можно ли через Вас его приобресть?

Можно приобрести на фирме, по ссылке, которую я дал. Самый дешевый одноканальный стоит около 6.500 долл.
 
А на коммерческой основе кто-нибудь занимается балансировкой винтов? Требуется после замены винта на Цессне
 
К сведению - наша отечественная контора и не одна делает подобные приборы : 2-х канальный примерно 150 т.р. мне менежер озвучил. Например http://www.diamech.ru
 
Мне бы на ЯК-18т отбалансировать,а то мы все линейками да простыми весами....примитив,а сдесь сила электронной мысли !
Сколько стоит сея процедура ?И где попробывать можно ?
 
Встану в очередь для балансировки на як-18т. +1
Напишите, если это возможно сделать на яке и сколько будет стоить, может мы сможем прилететь на место или будет возможно приехать на место
 
Я думаю,что нужен самолет в сборе для балансировки,отдельно винт (в сборе ) не пойдет....Нужно будет лететь...
А в Б.Грызлово никому не нужно отбалансировать ЯК-18т ??? Так сказать для пробы....А то мож нам и лететь не надо...
 
Самолет только в сборе. Винт балансируется совместно с силовой установкой. Единственная проблема со звездами в том, что датчик вибрации нужно ставить между парой любых цилиндров. Крепления для работы с Ротаксами-912/914 и Лайкоминго-Континенталями у меня есть, а вот со звездами нужно понять как и куда правильно крепить датчик. Возможно нужно будет выточить специальную приспособу. Это уже после 20-х чисел апреля. Если скините фотку где виден картер и горшки, могу подумать заранее.
 
Назад
Вверх