Бесконтактные системы зажигания. Ликбез

Если это литературный обзор, то имеет смысл упомянуть о самых простейших системах вообще без применения электроники, где достаточно сильный магнит, установленный на маховике индуцирует на стационарно установленной катушке напряжение, идущее непосредственно на свечу зажигания. Такие системы стоят на бензопилах, генераторах, насосах и прекрасно работают.
Ага  😀 мы тоже так думали обрадованные лет 20 назад, в руки нам попался "Партнёр" ещё шведский, распилили его катушку на пластинки, буквально чтоб сощитать обмотку, а там ещё микросхемка была залита, а её без хорошнго бинокля не разглядеть 🙂 вот и обломились тогда
 
У Дмитриева на Х-14,мотор чз500 ,пробывали ставить мопедовское электронное с кэт1 и "мотоплат"от чз125 ,в обоих случаях искра хорошая но завести рукой за винт так и не смогли.Пришлось ставить пускачёвское магнето ,до этого стояли контакты и 6в. аккумулятор .
 
Про  магнето  от  бензопилы ( или  от  мотокосы   или  такоеже  -  бывает  от  промышленных  двигателей  ).
Сначала  там  применяли  простое  контактное  магнето.  В  более  новых  агрегатах  -  применяются  электронные  магнето. 
Всё  залито  внутри  пластмассовой  катушки.   В  сети  выложена  схема  ( обычное  CDI )  :



Такая  система  использовалась  некоторыми  самодельщиками  на  паромоторах  ( типа * Карлсон *  )  а  также  применялась  мопедистами  :



В  качестве  способа  ремонта  -  применяли  перемотку  системы  с  присоединением  к  самодельной  катушке  на  скобе  -  так  называемой  схемы  Судзуки  -  Хамера - Лукича :



Катушка генератора - примерно 2800 витков проводом 0.24 мм.
Детали: тиристор 2P4M, диоды 1N4007, можно 1N4006 (1000-800В, 1А). Меченый (точкой) - 1N5406, можно(1N5407). С1 - типа К73-17, или импортные 105K 630V S130 MPE.
Возможный вариант ( эрзац ) :
Диод с точкой - под тиристором КД 202 М
Диоды 2 шт - левее тиристора - 1N4007  ( или  КД105 Б  )
Тиристор - BT151-800R или из наших - Т 106 - 10 - 8 или Т 106 - 10 - 6 или например КУ 240 Г1 или КУ 228 И1 на  крайний  случай  КУ202Н.
Конденсатор -   К73-17 1 мкФ х 400В(два в параллель).
Катушка  зажигания  от  любого  скутера  с  CDI  или  от  вотоцикла  Восход  с  CDI  (  2102.3705 ).

Смотрим  видео - от  наших  друзей  - мопедистов  из  солнечного  Крыма -  реанимация  зажигания :

[media]http://www.youtube.com/watch?v=54_AVjMmYy0&feature=channel[/media]

Для  любителей  поподробнее  -  читать  по  ссылкам :
http://www.dyr4ik.ru/articles.php?articleId=37
http://www.dyr4ik.ru/forum/viewtopic.php?t=11511
http://forum.motolodka.ru/read.php?f=1&i=78712&t=78712
http://www.dyr4ik.ru/forum/viewtopic.php?t=28&postdays=0&postorder=asc&start=105

Купить  -  всё  фирменное  -  конечно  лучше.  Но  тут  мы  пытаемся  собрать  сборник  описаний  - * как  это  работает*  и  *как  это  заставить  работать  самому*.
 
У Дмитриева на Х-14,мотор чз500 ,пробывали ставить мопедовское электронное с кэт1 и "мотоплат"от чз125 ,в обоих случаях искра хорошая но завести рукой за винт так и не смогли.Пришлось ставить пускачёвское магнето ,до этого стояли контакты и 6в. аккумулятор . 

Ну  ЧЗ 500  -  ( ЧЗ 360 )  -  запустить  нетривиально  и  ногой  на  мотоцикле  -  где  всё  штатно.  Прокручивается  тяжело  -  не  то  слово.  Пинается  как  чорт....  Я  2  дня  хромал  после  того  как  попробовал  такой  паровоз  завести.  Вобще  зажигание  мотоплат  -  имеет  достаточно  большие  пусковые  обюороты.  Оттого  его  чехи  штатно  ставили  только  на  125  кубов.

Про  мотоплат  подробнее  :
http://www.motelek.net/zundanlagen/motoplat2.html
http://www.dyr4ik.ru/forum/viewtopic.php?t=7771&postdays=0&postorder=asc&start=0



Магнето  от  бензопилы  -  тоже  часто  имеет  не  маленькие  обороты  устойчивого  искрообразования.  Ну  так  у  пилы  -  объём  никакой.  Её  крутануть  -  можно  как  угодно  быстро  -  за  верёвочку.
 
\\\\
Магнето  от  бензопилы  -  тоже  часто  имеет  не  маленькие  обороты  устойчивого  искрообразования.  Ну  так  у  пилы  -  объём  никакой.  Её  крутануть  -  можно  как  угодно  быстро  -  за  верёвочку.

Теперича можно подъитожить, так сказать?! :-?
А то народ ,,сомлеет,, ! 😉
Вот думаю применительно СЛА , начиная с 200см рабочего обьёма надо применять батарейное ,бесконтактное зажигание и дополнительный переключаемый (пуск) датчик на ноль опережения...........??! :-?
 
Если  вспомнить  историю  вопроса  про  опережение  зажигания  -  оно  было  не  всегда  и  не  везде.  И  если  было  -  то  не  всегда  плавное  -  встречалось  и  ступенчатое  регулирование.

генератор Буран первых выпусков с механическим центробежным регулятором и кулачковым прерывателем :




http://www.snowmobile.ru/forum/download/file.php?id=13944&mode=view

Регулирование  было  ступенчатое  -  центробежный  регулятор  переключался  при  2000  об / мин.  и  далее  угол  не  менялся.

http://www.snowmobile.ru/forum/viewtopic.php?f=1&t=9236

Потом  применили  систему  с  двумя  электромагнитными  ( индукционными  )  датчиками  -  один  из  которых  имел  больший  кпд  и  вызывал  срабатывание  тиристорного  коммутатора  при  запуске  и  малых  оборотах.  При  увеличении  оборотов  -  второй  датчик  начинал  вырабатывать  напряжение  достаточное  для  срабатывания  коммутатора  чуть  раньше  чем  первый  датчик.  Так  осуществлялось  ступенчатое  изменение  угла  опережения  зажигания  в  зависимости  от  оборотов.















Мы  не  одиноки  с  подобной  конструкцией.  Нечто  в  этом  роде  встречается  на  японских  мотоциклах.   

Или  вот  некий   забугорный  самодельщик  -  строит  ....

Схемотехника там изящная : используются два индуктивных датчика - на 12 и 36 градусов УОЗ, а потенциометром выставляется порог когда при повышении скорости вращения КВ сигнал от 36 градусного датчика задавит предшественника и будет раньше открывать тиристор.
Т.е. до идиотизма просто устроенный УОЗ для малых и больших оборотов. 



Просто и мило - как  сказала  обезьяна  -  облизывая  собственный  хвост .... И не нужны никакие процессоры.
( представленные  углы  - под 4 Т мотор. Под 2 Т уголы будут 6 и 27 градусов  для  среднего  статистического  мотоцикла ).





Мост  выпрямляет  один  полупериод  а  второй  коротит  на  массу.  Это  так  и  задумано.

Подробности  по  ссылке :

http://www.transmic.net/en/analog.htm
 
А чтобы мотор с тиристорным  зажиганием заводился с пол пинка (рукой за винт),нужно взять старую фотовспышку ,работающую на батарейках,выкинуть бооольшой конденсатор,поставить диод в цепь заряжающей катушки генератора (для КЭТ 1)и параллельно после диода,тоже через диод присоединить девайс от фотовспышки.Включил завёл, выключил.Можно использовать как аварийный но на больших оборотах работает плохо (низкая частота преобразователя у фотовспышки) 🙂
 
don migel  -  идея  резонная.  Вобще  CDI  с  питанием  от  АКБ  при  помощи  преобразователя  напряжения  -  не  новость.  Снегоходчики  пробовали  ездить  с  преобразователем  промышленного  производства  -  вырабатывающим  220  вольт.  Чтобы  не  спалить  комутатор  мощным  преобразователем  -  нужен  подходящий   резистор  в  цепи  заряда  конденсатора.  Известно  много  схем  CDI  с  преобразованием  постоянного  тока.  Про  них  можно  почитать  например  в  книге  Синельников А.X. Электроника в автомобиле (3-е изд.).
http://amradio.ru/radio_book/mrb/1001-1100/mrb1084.djvu
и  во  многих  иных  источниках....
А  вот  ссылка  где   предлагалось  использовать  преобразователь  от  лампы  дневного  света :
http://www.transmic.net/en/dc628.htm

Мне  ещё  нравятся  идеи  заложенные  в  преобразователь 
из  журнала  Радио  № 10  за  1984  год  ( стр. 30 ) :

http://img-fotki.yandex.ru/get/3214/kvadrat67.1e/0_23867_c58afb0d_orig
 
\\\\
Мне  ещё  нравятся  идеи  заложенные  в  преобразователь 
из  журнала  Радио  № 10  за  1984  год  ( стр. 30 ) :\\\\

   [highlight] Вместо того ,чтобы коротить генератор [/highlight]лучше возвращать в аккум излишки! :🙂  Хотя бы с помощью дополнительной обмотки и диода.......... ;D
 
slav  -  Вы  не  внимательно  читали  текст  в  ссылке  :
http://img-fotki.yandex.ru/get/3214/kvadrat67.1e/0_23867_c58afb0d_orig

По  достижении  напряжения  открытия  аналога  динистора  -  выходная  обмотка  трансформатора  преобразователя  закорачивается.  Это  нарушает  условия  генерации  -  и  схема  переходит  в  ждущий  режим  -  в  котором  потребляет  ток  -  значительно  меньший  -  чем  когда  генерация  происходит.  Это  весьма  экономичное  техническое  решение.  А  вы  услышали  _  ЗАМЫКАЕТ  -  и  кричите -* какраул  ! *  -  не  разобравшись  что  к  чему.  Может  быть  данный  преобразователь  ничего  не  заряжает  -  зато  пока  конденсатор  заряжен  он  почти  ничего  не  потребляет.  🙂  Потому  мне  и  нравится.  Многие  преобразователи  -  вырабатывают  напряжение  не  взирая  на  обстоятельства  -  и  жрут  тока  -  куда  поболее....
 
slav  -  Вы  не  внимательно  читали  текст  в  ссылке  :
\\\  А  вы  услышали  _  ЗАМЫКАЕТ  -  и  кричите -* какраул  ! *  -  не  разобравшись  что  к  чему. \\\

  Обижаете :'( , генерации нет только на время восстановления тиристора,вот если бы генерация возобновлялась после момента искрообразования..........тогда можно говорить о экономии!!! :🙂    🙂
 
slav - похоже   ктото  один  из  нас  -  неправильно  понимает  принцип  работы  преобразователя.....   :'(

Схема :



Статья  на  двух  страницах :

http://img-fotki.yandex.ru/get/3214/kvadrat67.1e/0_23867_c58afb0d_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/4105/kvadrat67.3b/0_35ab3_d4222fd6_orig

Допустим  -  мы  включили  ток  питания  -  но  мотор  не  запущен.  Генератор  начинает  генерировать  импульсы.  Я  не  считал  -  но  пусть  он  к  примеру  выдал  4  импульса  и  зарядил  конденсатор  до  напряжения  открытия  тиристора -  300  вольт.  Тогда  аналог  динистора  (  схема  на  тиристоре VS 1 )  -  откроется  и  сорвёт  генерацию. 

Пока  конденсатор  С 2  заряжается  -  он  понижает  ( подсаживает ) напряжение  в  цепях  вторичной  обмотки  трансформатора  и  пробой  стабилитрона  VD 3  не  наступает.  Когда  конденсатор  С 2  будет  заряжен  -  напряжение  возрастёт -  стабилитрон  перейдёт  в  состояние  пробоя  -  тиристор  VS 1  откроется  и  сорвёт  генерацию.  В  этом  -  весьма  экономичном  режиме  -  система  будет  пребывать  -  пока  напряжение  на  конденсаторе  С 2  не  будет  снижено.  Например  -  мы  провернём  мотор  -  и  конденсатор  С 2  разрядится  через  тиристор  VS 2  и  катушку  зажигания.  Тогда  всё  начнётся  снова  -  возникнет  генерация  и  будет  заряжаться  конденсатор. 

Если  мотор  не  запущен  а  зажигание  включено  -  конденсатор  частично  разрядится  со  временем  -  и  тогда  начнётся  генерация.  Через  пару  импульсов  -  напряжение  на  конденсаторе  восстановится  -  ток  упадёт  -  аналог  динистора  откроется  и  вновь  прекратит  генерацию....

Разве  не  так ?  Если  я  прав  -  в  своём  понимании  работы  преобразователя  -  что  может  быть  экономичнее  ?  Во  многих  фотоаппаратах  вспышка  работает  похоже.  Преобразователь  гудит  пока  не  зарядит  конденсатор  -  а  потом  -  затихает.

Понятно  что  для  наших  целей  -  схему  работающую  от  прерывателя  можно  переделать  на  запуск  тиристора  VS 2  от  индукционного  датчика  -  изменив  цепь  его  управляющего  электрода.  Собственно  -  подать  импульс  с  датчика  непосредственно  на  диод  VD 6  -  а  детали  R 5  -  C 4  -  R 6  -  C 3 -  R 3  -  упразнить  за  ненадобностью.

Безусловно  -  детали  теперь  лучше  применять  современные  -  к  примеру  вместо  Д 226Б  -  поставить   диоды  1N4007 ....   ну  и  так  далее....
 
slav - похоже   ктото  один  из  нас  -  неправильно  понимает  принцип  работы  преобразователя.....  \\\\
мичном  режиме  -  система  будет  пребывать  -  пока  напряжение  на  конденсаторе  С 2  не  будет  снижено.\\\

   Да , но импульсы после заряда С2 всё равно будут следовать и каждый раз будут коротиться тиристором.........[highlight].короткое замыкание обратноходового инвертора типа того[/highlight],импульсы правда станут следовать реже.......... :-?       🙂
 

Вложения

  • _______019.jpg
    _______019.jpg
    26,4 КБ · Просмотры: 440
Нашел в "Катерах и яхтах" в 1989 году и применил в измененном виде для своего мотора - четыре искры через 90 град.

С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!
 

Вложения

  • Zazhiganie_Kjonig.jpg
    Zazhiganie_Kjonig.jpg
    41,9 КБ · Просмотры: 634
slav -  предложенная  Вами  крайняя  схема  -  это  типичный  случай  изобретения  вечного  двигателя.  Однако  мы  уже  пытаемся  углубиться  в  такие  дебри  -  которые  непонятны  слишком  многим  нашим  товарищам  и  вобщето  практической  роли  не  играют.  Давайте  согласимся  что  схема из  журнала -  повидимому  неплохая  и  работоспособная. ( повидимому  -  пишу  -  потому  что  сам  эту  схему  не  собирал ). Току  длжна  жрать  меньше  чем  зажигалка  от  ВАЗ  2108.  Ну  и  что  до  неё  докапываться  ?   
Совершенство  недостижимо  -  хотя  всем  конечно  хочется  иметь  за  копейку  -  канарейку  -  да  чтоб  она  ещё  и  басом  пела.  Эта  тема  -  задумана  как  обзорная  и  не  предполагает  глубочайшего  анализа  всех  приведенных  в  ней  конструкций.

cloud  -  схема  из  *Катеров  и  яхт * -  бесспорно  имеет  интерес.  Для  полноты  картины  -  приведу  ещё  одну  разработку  из  КиЯ  :

http://img-fotki.yandex.ru/get/3314/kvadrat67.1d/0_23450_4c2cfc25_orig

http://img-fotki.yandex.ru/get/3309/kvadrat67.1d/0_23451_f998585a_orig

лежит  здесь :
http://fotki.yandex.ru/users/kvadrat67/view/144465/?page=2

Прошу  прощения  за  качество  -  но  прочитать  можно.

На  тему  самодельного  ротора  с  магнитами  :



Ротор  сборной  конструкции  из  стальных  и  бронзовых   элементов  -  а  также  магнитов  -  не  совсем  самоделка.  Это  мелкосерийная  спортивная  конструкция  -  технологически  пригодная  для  повторения  в  кустарных  условиях.

Подробности  тут :

http://www.powerdynamo.biz/deu/systems/7100/7100main.htm

http://www.motocicliveloci.it/italiano/catalogo/powerdynamo.htm

.............................................................................

Всех  поздравляю  с  наступаюшим  Новым  годом  !
 
Чтобы  продолжить  разговор  про  опережение  зажигания  -  вспомним  то  что  я  уже  писал  про  буран  -  в  первых  вариантах  в  генераторе  было  2  датчика  и  применялся  6  проводный  коммутатор.  Их  было  несколько  модификаций  -  приведу  фото  одного  из.....

6-проводный вариант магдино 1111.3749   - с  двумя датчиками  -  устанавливался на снегоходы Буран и Рысь



Затем  появился  вариант  с  5 проводным  коммутатором  и  одним  датчиком.  Некоторое  время  -  они  выпускались  одновременно :



Суть  дела  в  том  -  что  в  случае  с  2  катушками  датчиков  (  соответственно 6  проводов )  -  опережение  изменяется  ступенчато.

Если  датчик  1  -  тогда  опережение  зажигания  происходит  плавно  -  как  в  случае  параметрического  изменения  опережения  зажигания  (  как  в  мотоцикле  Восход  -  я  писал  об  этом  на  1  странице  темы ).  Характеристика  может  быть  разной  -  в  зависимости  от  применённых  деталей  в  цепи  управления  в  коммутаторе.



Коммутатор  Бурана  -  устроен  сложнее  восходовского  -  вот  пара  примеров  схем :

Шести  проводный  коммутатор :


В полный  размер :

http://img-fotki.yandex.ru/get/3100/kvadrat67.b/0_1a9d0_722ea41b_orig

Пяти  выводный  ( под  5  проводов )  коммутатор :



В  полный  размер :

http://img-fotki.yandex.ru/get/3002/kvadrat67.b/0_1a9ce_73041f0_orig

Моторы  выпускались  в  2х  вариантах  по  мощности  и  имели  несколько  вариантов  исполнения  картера.  Применялись  разные  углы  опережения  зажигания  и  разные  генераторы  и  коммутаторы.  Вариантов  -  пол  дюжины  или  больше....  Так  что  при  необходимости  замены  -  нужно  хорошенько  уточнять  -  какой  мотор  -  какой  генератор  -  и  какой  вариант  коммутатора  требуется.  С  учётом  что  рынок  переполнен  контрафактными  изделиями. 

По  этому  вопросу  -  можно  почитать  подробнее  в  теме  :
http://www.snowmobile.ru/forum/viewtopic.php?f=91&t=9941#wrapheader

На  тему  углов  установки  зажигания  -  интересна  таблица :



Взята  здесь :
http://buranbest.yaroslavl.ru/faq1.html

Там  есть  и  информация  ( от  08.03.2007 )  по  недавним  вариантам  комплектации  моторов  Буран.
 
В  рекламе  коммутатора  ИБТС  написано :
(  коммутатор  5 проводный.  4  провода  на  клемник  и  масса  -  на  ухе  корпуса )



Взято  здесь :
http://nrzp.storebiz.ru/snowmobile.htm

Исходя  из  этой  информации  и  общей  теории  систем  зажигания  двигателей  -  я  попробовал  нарисовать  график.  Две  синих  кривых  -  очерчивают  поле  разброса  допуска  -  кривой  опережения  зажигания  для  Бурана.
Красная  кривая  -  это  средне  статистическая  идеальная  диаграма  изменения  зажигания  из  статьи  -  написаной  в  журнале  МОТО  Алексеевым  Александром  Николаевичем  -  работником  НИИ  Автоэлектроника  ( Москва / Кирпичная  улица ).  В  своё  время  -  я  общался  с  Алексеевым  лично.  Он  непосредственный  учасник  создания  почти  всех  систем  зажигания  советских  времён  (  период  -  крайние  30  лет  -  примерно ).



Тут  есть  мутный  момент.  Я  рассчитал  начальный  угол  установки  -  обратным  ходом  -  исходя  из  максимального  угла  на  полных  оборотах  - 27 градусов.  Возможно  я  не  прав  и  кривую  нужно  опустить  ниже.  Разные  моторы  имеют  свои  особенности.  Я  к  сожалению  -  не  проверял  стробоскопом  угло  на  нашем  моторе...  Или  к  счастью  -  не  требовалось -  работает  исправно.  Строго  говоря  -  угол  зависит  от  многих  разных  превходящих  факторов.

Интересно  сравнить  эту  диаграму  с  ещё  одной  табличкой :



Табличку  нашарил  по  ссылкам  со  снегоходного  сайта....
К  сожалению  -  точной  ссылки  -  откуда  информация  не  нашол...   затерялась  в  компе.... Если  найду  -  добавлю.
 
Кончайте биться друзья! Не нужно доказывать у кого чл.н больше. Не все тут такие "умники" ,а "квадратову"  спасибо за инфу, молодец. Не влазь в ненужные никому дискуссии.
 
Назад
Вверх