по просьбе трудящихся поднимаем цены на водку.
о балансировке.
сначала КШМ
основная проблема КШМ не в том, что есть возвратнопоступательные движения, а в том, что они не синусоидальные. И чем короче шатун, тем больше отклонение.
поэтому моменты инерции первого порядка уравновешены в рядной четвёрке, все - в рядной шестёрке.
остальные конфтигурации не уравновешены в той или иной степени.
Если совсем строго придираться, то в двигателе есть ещё возвратнопоступательные и прочие движения клапанов, толкателей, коромысел и прочей фигни. Желающие могут поразвлекаться в этом направлении.
В БШМ движение деталей синусоидальные, поэтому всё проще, но и тут нужен определённый алгоритм.
1. это сделать симметричным и отбалансировать.
2. общая масса этого д.б. = общей массе этого.
3. ЦМ этих д.б. на их оси
4. эксцентриситет этого =S/4, этого=S/2
Далее балансировка не вызывает никаких затруднений.
Но это самый простой вариант.
Однако бывают конфигурации, когда п.1 не выполняется.
Синусы и косинусы двигаются по перекрещивающимся прямым и вся картина несимметрична.
В самом простом случае (один синус и один косинус) получается уже не плоскость, а такая форма пружинной шайбы. В многоцилиндровом варианте - набор таких шайб, но они стоят в одном положении.
Два автора сделали такие двигатели.
Второй автор упоминал, что смещение 19 мм.
Такая величина позволяет наплевать и забыть. Но она же позволяет сделать проще и эффективнее - сместить ЦМ у этого и этого навстречу таким образом, чтобы оба ЦМ двигались в одной плоскости. Можно доверить Солиду.
Первый автор делал сложные многоцилиндровые двигатели.
В те времена всех пытавшихся поработать над созданием ЭВМ весьма успешно перестреляли, дабы они не отвлекали трудящихся от построенияя коммунизма, поэтому считали на логарифмической. Процесс описан весьма подробно, а смысл действия - перевод моментов инерции первого порядка в моменты инерции более высоких порядков, а затем ими пренебречь. Можно попробовать описанный чуть выше способ, но не всегда получается.