Вадим 2.0
Я люблю самолеты!
Доброго дня.
Хочу поделится подборкой фотографий по очень интересному самолету Beechcraft 17 Staggerwing.
И так краткая история самолета
Годы Великой Депрессии были не самым лучшим временем для создания коммерческих самолётов, но именно тогда появились наиболее известные, которые определили будущее гражданского авиастроения на долгие годы. Среди многих таких самолётов можно выделить Beech Model 17 “Staggerwing”, который был разработан У.Бичем (Walter H. Beech) и Т.Уэллсом (T.A. "Ted" Wells).
Проектирование началось в 1931 году. Самолёт изначально задумывался как биплан, но оригинальной схемы, при которой нижнее крыло было вынесено вперед, относительно верхнего, в результате чего получилась своеобразная "ступень" (stagger). Такой технологический приём обеспечивал хорошую обзорность в передней полусфере. Фюзеляж собирался из стальных трубок и деревянных шпангоутов, а все поверхности обшивались полотном. Внутри была оборудована кабина для двух пилотов и салон на 4 пассажиров, На самолёте устанавливался звездообразный двигатель Wright R-975-E2 мощностью 420 л.с. и двухлопастный винт постоянного шага. На прототипах и первых предсерийных самолётах трехопорное шасси с хвостовым колесом было неубираемым.
Первый полёт был совершен 4-го ноября 1932 года, когда экономический кризис достиг своего пика. Тем не менее, после завершения испытаний самолёт прошел модернизацию и официально получил название “Staggerwing”.
Несмотря на кажущуюся простоту конструкция прототипа оказалась очень трудоёмкой в производстве – фактически, каждый самолёт собирался вручную, на что уходилось много человеко-часов. Соответствующей оказалась и стоимость (между 14.000 и 17.000$ в зависимости от модели двигателя), что сильно отпугнуло потенциальных покупателей. Вместе с тем, “Staggerwing” предлагал немалый уровень комфорта, включая обивку из кожи и мох#ра в салоне на 5 пассажиров. До конца 1933 года фирма смогла продать всего 18 самолётов, но когда экономическая ситуация стабилизировалась дела пошли куда лучше. Это позволило провести дальнейшую модернизацию и с 1934 году “Staggerwing” был выпущен в нескольких десятках модификаций, включая военные.
Во второй половине 1930-х гг. “Staggerwing” стали одними из наиболее популярных коммерческих самолётов "повешенной комфортности". Кроме того, эти машины достаточно успешно участвовали в авиационных состязаниях (Texaco Trophy Race, Reno National Air Races и другие) и дальних перелётах.
Вполне естественно, что этот самолёт вызвал искренний интерес у командования USAAC, которое в конце 1938 года приобрело три D17S для использования в качестве связных. Милитаризованная версия получила обозначение YC-43, хотя никаких радикальных доработок не проводилась. После короткой тестовой программы самолёты были отправлены в Европу и использовались для перевозки военных атташе в Лондон, Париж и Рим.
Кроме того, 106 самолётов, получивших название “Traveller” Mk.I (с двумя английскими буквами "I") было продано Великобритании и включено в состав RAF. Это были как UC-43, так и "морские" GB-1. Преимущественно их направили на Средний Восток, причем из первой партии включавшей 18 самолётов по пути к месту назначения потеряли 12. Британские “Traveller” летали в составе 201-й, 205-й и Аденской связных авиагруппах, периодически привлекаясь к патрульным и разведывательным полётам. В метрополии они входили в состав в 701-ю эскадрильи в Хитроу, 712-й в Хатстоне (Оркни), в 725-й в Эглинтоне, 730-й эскадрилью в Эре, 740-й в Макриханише, 781-й в Ли-он-Солент и 782-й в Донибристле. Кроме RAF один “Traveller” был передан морской авиации Нидерландов, остатки которой были переформированы и оснащены англо-американской техникой – этот самолёт использовался с 1942-го по 1945-й год.
Летали “Staggerwing” и в южном полушарии. Например, в 1937 году один C17L был приобретен Auckland Aero Club и реквизирован для нужд RNZAF в 1939 году, сменив гражданскую регистрацию ZK-AEU на номер NZ573. Историю эксплуатации этой машины, переданной в состав Communications Flight дислоцированного в Ронготаи, нельзя было назвать захватывающей, поскольку большую часть времени она простояла в ремонте. Дважды этот самолёт терпел аварии и в последний раз был отремонтирован в 1945 году, после чего NZ573 вернули гражданской авиации. Второй “Staggerwing” был приобретен частными лицами в 2005 году.
Три “Staggerwing” различных вариантов (C17B, D17A и F17D) также находились в распоряжении RAAF (Royal Australian Air Force). Ранее эти самолёты находились в гражданской эксплуатации и были реквизированы в 1941-1942 гг., получив номера от А39-1 до А39-3. Все три машины успешно летали вплоть до конца войны и затем были проданы частным владельцам. Из них был потерян только бывший А39-2, который разбился в декабре 1963 года, а два других “Staggerwing” сохранились до нашего времени.
Другие экспортные поставки хоть и не были значительными, но способствовали поднятию имиджа компании Beechcraft по всему миру. Одной из первых, в 1936 году, девять D17 приобрела испанская авиакомпания FARE. В скором времени они были переделаны в бомбардировщики и приняли участие в гражданской войне на стороне республиканцев.
В 1937 году позже правительство Гоминьдана заказало партию из 21 самолёта в санитарном варианте, которые использовались вплоть до 1945 года, что стало своеобразным рекордом для китайской авиации того периода вообще. В то же время, противник китайцев в лице Японии также заинтересовался “Staggerwing” и в скором времени удалось приобрести лицензию на сборку самолётов модели С17Е. Производство было налажено на заводе фирмы Тачикава, где выпустили 20 машин в дополнение к небольшой партии, собранной из американских комплектующих. В дальнейшем эти самолёты распределили между Dai Nihon Koku KK. Manshu, Chuka Koku и главными полицейскими управлениями.
Ещё два B17L приобрела Эфиопия незадолго до вторжения итальянских войск – по состоянию на 1935 год это были наиболее современные эфиопские самолёты вообще, что позволило с успехом использовать их в ходе грядущей войны. Один их этих самолётов был уничтожен в 1936 году на аэродроме.
В качестве "гуманитарной помощи" в Финляндию был отправлен D17L, который использовался в составе ВВС в период с 1940-го по 1944-й год для вспомогательных целей. Чуть позже, в 1949 году, Норвегия продала финнам ещё один D17S – второй самолёт этого типа использовался гораздо дольше и был выведен из состава ВВС только в 1958 году.
До войны единичный экземпляры успели продать в страны Латинской Америки – один “Staggerwing” был получен Боливией в 1941-м году, а ещё около 60 самолётов UC-43 и D17A несколькими партиями отправились в Бразилию, где были распределены между бразильскими ВВС (54 единицы) и флотом. Также несколько машин эксплуатировалось в составе авиакомпании Navegacao Aerea Brasileira. Также в единственном экземпляре использовало C17R правительство Гондураса, приобретение которого состоялось в 1936 году. На этом самолёте летал полковник Уилльям Брукс, который являлся главой Escuela Militor de Aviacion.
Завершение 2-й мировой войны способствовало дальнейшему "расползанию" самолётов серии “Staggerwing” по всему миру. Ставшие не нужными США эти машины отправлялись в страны "третьего мира". В результате Авиакорпус Кубы пополнился двумя самолётами (использовались в 1945-1958 гг.), в то время как ВВС Перу получили пять самолётов (1946-1958 гг). Ещё одной страной, эксплуатировавшей UC-43, стал Уругвай. В период с 1944 по 1962 год (по другим данным – до 1959 года) в распоряжении Direccion General de Talleres, Almacenes Generales y Servicios летал один самолёт этого типа.
К настоящему времени сохранилось не менее 20 самолётов Beech Model 17 различных модификаций, включая как гражданские "Staggerwing", так и военные “Traveler”. При этом в распоряжении Beechcraft Heritage Museum находится такой уникальный экземпляр, как первый прототип, который чудом не отправился на слом.
Хочу поделится подборкой фотографий по очень интересному самолету Beechcraft 17 Staggerwing.
И так краткая история самолета
Годы Великой Депрессии были не самым лучшим временем для создания коммерческих самолётов, но именно тогда появились наиболее известные, которые определили будущее гражданского авиастроения на долгие годы. Среди многих таких самолётов можно выделить Beech Model 17 “Staggerwing”, который был разработан У.Бичем (Walter H. Beech) и Т.Уэллсом (T.A. "Ted" Wells).
Проектирование началось в 1931 году. Самолёт изначально задумывался как биплан, но оригинальной схемы, при которой нижнее крыло было вынесено вперед, относительно верхнего, в результате чего получилась своеобразная "ступень" (stagger). Такой технологический приём обеспечивал хорошую обзорность в передней полусфере. Фюзеляж собирался из стальных трубок и деревянных шпангоутов, а все поверхности обшивались полотном. Внутри была оборудована кабина для двух пилотов и салон на 4 пассажиров, На самолёте устанавливался звездообразный двигатель Wright R-975-E2 мощностью 420 л.с. и двухлопастный винт постоянного шага. На прототипах и первых предсерийных самолётах трехопорное шасси с хвостовым колесом было неубираемым.
Первый полёт был совершен 4-го ноября 1932 года, когда экономический кризис достиг своего пика. Тем не менее, после завершения испытаний самолёт прошел модернизацию и официально получил название “Staggerwing”.
Несмотря на кажущуюся простоту конструкция прототипа оказалась очень трудоёмкой в производстве – фактически, каждый самолёт собирался вручную, на что уходилось много человеко-часов. Соответствующей оказалась и стоимость (между 14.000 и 17.000$ в зависимости от модели двигателя), что сильно отпугнуло потенциальных покупателей. Вместе с тем, “Staggerwing” предлагал немалый уровень комфорта, включая обивку из кожи и мох#ра в салоне на 5 пассажиров. До конца 1933 года фирма смогла продать всего 18 самолётов, но когда экономическая ситуация стабилизировалась дела пошли куда лучше. Это позволило провести дальнейшую модернизацию и с 1934 году “Staggerwing” был выпущен в нескольких десятках модификаций, включая военные.
Во второй половине 1930-х гг. “Staggerwing” стали одними из наиболее популярных коммерческих самолётов "повешенной комфортности". Кроме того, эти машины достаточно успешно участвовали в авиационных состязаниях (Texaco Trophy Race, Reno National Air Races и другие) и дальних перелётах.
Вполне естественно, что этот самолёт вызвал искренний интерес у командования USAAC, которое в конце 1938 года приобрело три D17S для использования в качестве связных. Милитаризованная версия получила обозначение YC-43, хотя никаких радикальных доработок не проводилась. После короткой тестовой программы самолёты были отправлены в Европу и использовались для перевозки военных атташе в Лондон, Париж и Рим.
Кроме того, 106 самолётов, получивших название “Traveller” Mk.I (с двумя английскими буквами "I") было продано Великобритании и включено в состав RAF. Это были как UC-43, так и "морские" GB-1. Преимущественно их направили на Средний Восток, причем из первой партии включавшей 18 самолётов по пути к месту назначения потеряли 12. Британские “Traveller” летали в составе 201-й, 205-й и Аденской связных авиагруппах, периодически привлекаясь к патрульным и разведывательным полётам. В метрополии они входили в состав в 701-ю эскадрильи в Хитроу, 712-й в Хатстоне (Оркни), в 725-й в Эглинтоне, 730-й эскадрилью в Эре, 740-й в Макриханише, 781-й в Ли-он-Солент и 782-й в Донибристле. Кроме RAF один “Traveller” был передан морской авиации Нидерландов, остатки которой были переформированы и оснащены англо-американской техникой – этот самолёт использовался с 1942-го по 1945-й год.
Летали “Staggerwing” и в южном полушарии. Например, в 1937 году один C17L был приобретен Auckland Aero Club и реквизирован для нужд RNZAF в 1939 году, сменив гражданскую регистрацию ZK-AEU на номер NZ573. Историю эксплуатации этой машины, переданной в состав Communications Flight дислоцированного в Ронготаи, нельзя было назвать захватывающей, поскольку большую часть времени она простояла в ремонте. Дважды этот самолёт терпел аварии и в последний раз был отремонтирован в 1945 году, после чего NZ573 вернули гражданской авиации. Второй “Staggerwing” был приобретен частными лицами в 2005 году.
Три “Staggerwing” различных вариантов (C17B, D17A и F17D) также находились в распоряжении RAAF (Royal Australian Air Force). Ранее эти самолёты находились в гражданской эксплуатации и были реквизированы в 1941-1942 гг., получив номера от А39-1 до А39-3. Все три машины успешно летали вплоть до конца войны и затем были проданы частным владельцам. Из них был потерян только бывший А39-2, который разбился в декабре 1963 года, а два других “Staggerwing” сохранились до нашего времени.
Другие экспортные поставки хоть и не были значительными, но способствовали поднятию имиджа компании Beechcraft по всему миру. Одной из первых, в 1936 году, девять D17 приобрела испанская авиакомпания FARE. В скором времени они были переделаны в бомбардировщики и приняли участие в гражданской войне на стороне республиканцев.
В 1937 году позже правительство Гоминьдана заказало партию из 21 самолёта в санитарном варианте, которые использовались вплоть до 1945 года, что стало своеобразным рекордом для китайской авиации того периода вообще. В то же время, противник китайцев в лице Японии также заинтересовался “Staggerwing” и в скором времени удалось приобрести лицензию на сборку самолётов модели С17Е. Производство было налажено на заводе фирмы Тачикава, где выпустили 20 машин в дополнение к небольшой партии, собранной из американских комплектующих. В дальнейшем эти самолёты распределили между Dai Nihon Koku KK. Manshu, Chuka Koku и главными полицейскими управлениями.
Ещё два B17L приобрела Эфиопия незадолго до вторжения итальянских войск – по состоянию на 1935 год это были наиболее современные эфиопские самолёты вообще, что позволило с успехом использовать их в ходе грядущей войны. Один их этих самолётов был уничтожен в 1936 году на аэродроме.
В качестве "гуманитарной помощи" в Финляндию был отправлен D17L, который использовался в составе ВВС в период с 1940-го по 1944-й год для вспомогательных целей. Чуть позже, в 1949 году, Норвегия продала финнам ещё один D17S – второй самолёт этого типа использовался гораздо дольше и был выведен из состава ВВС только в 1958 году.
До войны единичный экземпляры успели продать в страны Латинской Америки – один “Staggerwing” был получен Боливией в 1941-м году, а ещё около 60 самолётов UC-43 и D17A несколькими партиями отправились в Бразилию, где были распределены между бразильскими ВВС (54 единицы) и флотом. Также несколько машин эксплуатировалось в составе авиакомпании Navegacao Aerea Brasileira. Также в единственном экземпляре использовало C17R правительство Гондураса, приобретение которого состоялось в 1936 году. На этом самолёте летал полковник Уилльям Брукс, который являлся главой Escuela Militor de Aviacion.
Завершение 2-й мировой войны способствовало дальнейшему "расползанию" самолётов серии “Staggerwing” по всему миру. Ставшие не нужными США эти машины отправлялись в страны "третьего мира". В результате Авиакорпус Кубы пополнился двумя самолётами (использовались в 1945-1958 гг.), в то время как ВВС Перу получили пять самолётов (1946-1958 гг). Ещё одной страной, эксплуатировавшей UC-43, стал Уругвай. В период с 1944 по 1962 год (по другим данным – до 1959 года) в распоряжении Direccion General de Talleres, Almacenes Generales y Servicios летал один самолёт этого типа.
К настоящему времени сохранилось не менее 20 самолётов Beech Model 17 различных модификаций, включая как гражданские "Staggerwing", так и военные “Traveler”. При этом в распоряжении Beechcraft Heritage Museum находится такой уникальный экземпляр, как первый прототип, который чудом не отправился на слом.