Бро-23

В Красноярске был сделан по мотивам БРО-23 деревянный самолет.
Профиль крыла на память - Р-2.
 

Вложения

  • 09_03_2010_22-19-38_0024_001.jpg
    09_03_2010_22-19-38_0024_001.jpg
    104,1 КБ · Просмотры: 406
  • 09_03_2010_22-18-55_0023_001.jpg
    09_03_2010_22-18-55_0023_001.jpg
    113,5 КБ · Просмотры: 419
  • 09_03_2010_22-20-19_0025_001.jpg
    09_03_2010_22-20-19_0025_001.jpg
    74,9 КБ · Просмотры: 457
Надо отделить мух от котлет. 🙂
1. Щель между основным крылом и флапероном. это дополнительное сопротивление. Чем длиннее щель - тем больше сопротивление. У флаперона она длиннее. (-)
Это справедливо для повесного элерона (флаперона?) типа Юнкерс, прменённого на данном типе планера.
Флаперон вообще- это элерон совмещённый с закрылком, он может не иметь щели вообще!
Крыло в полете будет гнуться. точно также так же должен гнуться и флаперон. да еще при этом он должен свободно вращаться. И чтобы не было чрезмерных усилий на узлах крепления.На больших самолетах даже обычные элероны делают раздельными по размаху. чтобы изгиб крыла им не мешал.

Единственное преимущество флаперона - это его простота.
Но опять же, только на коротких крыльях. Там где флапперон поворачивают непосредственно за его конец. И сам флаперон короткий и крыло почти не гнется.
У планера УК-00 цельный элерон поворачиваемый за корневую нервюру имел длину без малого 5м, и никаких проблем при прогибах (стеклопластиковая конструкция).Полёты проводились со скоростями до 90 км/ч, крены 45 град, выполнение штопора и т.д. У с-та А-20, дюралевый цельный флаперон также отклоняется за корневую нервюру. Там перегрузки до 4g и тоже без проблем с заклиниванием.
Простота конструкции-это про цельный элерон по всему размаху. При такой удельной нагрузке на крыло, снижение посадочной скорости неактуально совершенно. Использование при выпаривании-??? :-? Флаперон-на подобных планерах-это лишнее усложнение системы управления. Это-МЛМ.
В Красноярске был сделан по мотивам БРО-23 деревянный самолет.
В моём родном Семипалатинске, в 1988 году, мой бывший руководитель авиамодельного кружка Городник А.М. также построил подобный самолёт из дерева, глядя на чертежи БРО-23 в МК и КР. Самолёт был разбит в первом же полёте.  🙁
 
Самолёт был разбит в первом же полёте.
Вряд ли это связано с особенностями конструкции. Скорее всего, что нибудь с центровкой было не то, что должно быть и навыков пилотирования не хватало.
Тем не менее, хотя я тоже думал сделать так, но передумал.
Что то мне такое высокое положение мотора относительно ЦТ не нравится, да и усиливать всё под него надо, и размах уменьшать. Продавать я свой "кит" набор передумал, буду строить и окончательно определился, что буду строить планер. А там видно будет. Может быть электро тягу, на взлётно-долётный режим добавлю, убираемый за спинку пилота, если решу финансовые проблемы.  Конструкция позволяет.
Пока летний сезон, ремонтирую уазик к зиме, да кое что доделать надо в мастерской, чтобы тепло загнать хотя бы в ту часть где буду зимой заниматься.
 
Я с конструктором Брошек Бронюсом Ошкинис работал рука обруку вместе лет 5.Много деталей делано мною лично, а так участвовал во всем процессе постройки.Я руководил в клубе АТСК группой ЮПШ-юношеской планерной школой.Я на этом красном планере - где на обложке МК выигграл кажется 3  ВСЕСОЮЗНЫХ чемпионата ЮПШ.И эти соревнования выигривал ПЛАНЕР,а не мое ЧУТКОЕ руководство,или тренерский талант.Планерол удивительно стабильно летал.Единственно-чтобы выравнивался на ,ну две точки,колесо то одно,я увеличил на глаз,угол отклонения руля высоты.Пара примеров. ( В след.странице)
 
  Во время эксплоатации планер не раз бился.Ремонтировал сам.Пластмассовое блюдечко с эпоксидкой,кусок стеклоткани.Ножом немножко соскарябал краску,грязь.Пальчиками помазал,положил слой или больше,скоко надо,стекло ткани и до звтра,а если на солнце то и быстрей.Как-то в ангаре висела на ферме лебедка для смены авиадвигателя.Имек динамометр,думаю-надо взвесить
планер.С начала сам повис-правильно 80 с коп.Привязал планер,поднял - 100 кг.Сто кило.Сразу после постройки весил каатса 87кг.
Первый планер Бро 11,построенный самим конструктором,был с лыжей,без колеса,весил 47 кг.Милиметровая авиафанера,казеиновый клей,мелкие гвоздики и сосна.Культура веса.Серийные Бро-11 строили в Пренайском заводике-мастерских.
Нижняя частьфюзеляжа из строительной 10-ти мм фанеры,гвозди нормальные.При ударе об планету ящик ломался пополам.следов
клея не обнаруживалось.Ремонт планера-трудовое воспитание молодежи.Хочеш кататся -люби и ремонтировать,разбирать-
собирать.
 
Здравствуйте. Вот Вы то мне и нужны  Vincas.
Вот здесь моя ветка, где я буду освещать процесс достройки планера, похожего на БРО-23. Посмотрите пожалуйста. Мне нужны кое какие советы.
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1384164767/30#30
 
Винцас, а эти ребята с белым БРО-23, поднимали его в воздух? у меня скачались куча фотографий с ним в разных ракурсах и детальные фото хорошего качества на столько, что видны все косяки изготовления. Есть с машиной и фалом якобы для буксировки. Ясно что всё это постановочное, но полёты на нём были?
 
Винцас, а эти ребята с белым БРО-23, поднимали его в воздух? у меня скачались куча фотографий с ним в разных ракурсах и детальные фото хорошего качества на столько, что видны все косяки изготовления. Есть с машиной и фалом якобы для буксировки. Ясно что всё это постановочное, но полёты на нём были?
Если Вы имели в виду фото из ответа 16,то могу подтвердит,это не показуха,летали за автомобилем.По моему было и на ,,трубе,,вот только по быстрому не нашёл.
 
это не показуха,летали за автомобилем.
Хорошо, а какие то данные по нему можно узнать. Вес, взлётно посадочные характеристики. Хотелось бы конечно фото и видео полётов посмотреть. 🙂
 
www.youtube.com/watch?v=hu4QP3rYOQ8
Качество сьемки не очень хорошее, но понять можно. Точно не знаю, построил его или восстановил Бенвенутас Иванаускас.
Было опубликованно много фотографий о ходе строительства, но найти сейчас не могу, пишет файл не доступен. 
 
www.youtube.com/watch?v=hu4QP3rYOQ8
Качество сьемки не очень хорошее, но понять можно. Точно не знаю, построил его или восстановил Бенвенутас Иванаускас.
Было опубликованно много фотографий о ходе строительства, но найти сейчас не могу, пишет файл не доступен.  
Да это то самое видео про который я писал  :~)
 
Познакомился с Бронюсом Ошкинисом летом, 1983 г, в Каунасе, на спасательной станции, где достраивался БРО-23. Начальником
на станции был Чеслав Кишонас- один из создателей планера.
По просьбе Чеслова я занимался
доводкой ВМГ на базе " Вихря", переделанного на воздушное
охлаждение. Рассчитал и изготовил ВВ. После доводки ВМГ
м/ планер много летал. Со слов Чеслава, аппарат налетал около 1000 часов, причем на нем полетала вся сборная СССР по пилотажу. Я совершил несколько полетов. Конечно, качество заметно выше,чем у БРО-11. Однако , следует заметить , что при кренах машина рыскает по курсу.
Углы отклонения элеронов требуют доводки. Думаю , нужно
увеличить их дифференциал. Кроме этого, считаю , разумно отказаться от зависающих, щелевых элеронов, кинематически
связанных с рулем высоты. Б. Ошкинис применил на крыле
ламинарный профиль- серии NACA. До максимальной толщины  жесткая обшивка, остальное лавсановая пленка. Мне кажется,
такой подход в выборе профиля не совсем рационален- сложный нижний обвод содает проблемы для пленки, искажение обвода за горбом не позволяет полностью исползовать высокие несущие свойства таких профилей и низкие полетные Rе для профилей  серии NACA, также не способстуют получению высоких Су.
Кроме этих соображений, есть несколько замечаний по конструкции элементов крыла и оперения. Для изготовления
нервюр ,лонжеронов использована "вязаная" технология на гвоздях. Она ,конечно технологична, но в весовом отношении
весьма не рациональна. Соотношение - стекло : смола 1:1.
Конструкция крыла перетяжелена - разрушающая
нагрузка -20 ед. Ошкинис перестраховался , заложив такую прочность. Аппарат был опытным и здесь , наверное, можно с автором согласиться. Пустой вес планера -82 кг.
На мой взгляд, если планер  конструктивно и технологически
доработать, не меняя геометрию, можно получить вес в окресностях 70 кг. Нужно добавить - машина прочная, ремонтнопригодная в полевых условиях и менее опасная при аварии, чем деревянная, энергоемкое , надежное шасси.
А в общем, на мой взгляд, планер вполне соотвествует требованиям для эксплуатации в ЮПШ, использующим методику Макарова.
В настощее время БРО-23 находится в политехническом
музее , в Каунасе. Сведения 2-хлетней давности.



 
 
Она ,конечно технологична, 
Она совершенно нетехнологична, в сравнении с выклейкой ферменных нервюр из полосок с/ткани в матрицах, либо на болванках под вакуумом. Кроме того, уверен, что такие нервюры  и тяжелее.
Вес ферменной нервюры планера КАИ-50- 85г. 
Возможно, выше описывался именно этот аппарат.
 

Вложения

  • planer1_002.jpg
    planer1_002.jpg
    230,8 КБ · Просмотры: 392
  • planer1_001_001.jpg
    planer1_001_001.jpg
    245,7 КБ · Просмотры: 430
  • planer1_004.jpg
    planer1_004.jpg
    244,5 КБ · Просмотры: 398
Подтверждаю насчет нервюры, так как сам, в конце 70-х сделал таких несколько десятков - она не технологична и конструкция ее нелогична.
Я летал на этом самолете в 83-м году в Крыму, на первом слете СЛА, и в 85-м в Киеве, после лета СЛА.
Управлялся не плохо, за исключением руля направления -эффективность была очень низкая. И и это не смотря на то, что хорду РН увеличивали.
 
Ну что же, для начала не плохо. Успехов этим ребятам в освоении аппаратика.

Я, руководствуясь сантиментами, купил этот планер в 2009 году, так как делал первые шаги в небо на таком планере в 1992 году в паневежском ЮШП, а Винцас Микелюнас (Vincas Mikeli[ch363]nas), который писал на этой ветке, был моим первым инструктором.
Я планировал сделать трехколесное шасси и моторизировать его (как BrO-23KR) и летать самому. Но, с тех пор, к моему стыду, он так и лежит без дела в разобранном состоянии - времени не хватает, а летать есть на чем…
 
В ангаре аэродрома Кедайняй (EYKD) перед разбором и переездом ко мне. На фото - Винцас помогает мне разобрать планер:

DSC-0063.jpg


Уже в разобранном виде:

Copy-of-DSC-0070.jpg


Для перевозки хватило легковушки с прицепом:

Copy-of-DSC-0087.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
BrO-23KR с мотором «Вихрь» в полете:

scan0010.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
“Garnys” в экспозиции Литовского Музея Авиации (LAM - Lietuvos Aviacijos Muziejus) в г. Каунасе:

DSC-0227.jpg


DSC-0287.jpg


DSC-0278.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
Назад
Вверх