Познакомился с Бронюсом Ошкинисом летом, 1983 г, в Каунасе, на спасательной станции, где достраивался БРО-23. Начальником
на станции был Чеслав Кишонас- один из создателей планера.
По просьбе Чеслова я занимался
доводкой ВМГ на базе " Вихря", переделанного на воздушное
охлаждение. Рассчитал и изготовил ВВ. После доводки ВМГ
м/ планер много летал. Со слов Чеслава, аппарат налетал около 1000 часов, причем на нем полетала вся сборная СССР по пилотажу. Я совершил несколько полетов. Конечно, качество заметно выше,чем у БРО-11. Однако , следует заметить , что при кренах машина рыскает по курсу.
Углы отклонения элеронов требуют доводки. Думаю , нужно
увеличить их дифференциал. Кроме этого, считаю , разумно отказаться от зависающих, щелевых элеронов, кинематически
связанных с рулем высоты. Б. Ошкинис применил на крыле
ламинарный профиль- серии NACA. До максимальной толщины жесткая обшивка, остальное лавсановая пленка. Мне кажется,
такой подход в выборе профиля не совсем рационален- сложный нижний обвод содает проблемы для пленки, искажение обвода за горбом не позволяет полностью исползовать высокие несущие свойства таких профилей и низкие полетные Rе для профилей серии NACA, также не способстуют получению высоких Су.
Кроме этих соображений, есть несколько замечаний по конструкции элементов крыла и оперения. Для изготовления
нервюр ,лонжеронов использована "вязаная" технология на гвоздях. Она ,конечно технологична, но в весовом отношении
весьма не рациональна. Соотношение - стекло : смола 1:1.
Конструкция крыла перетяжелена - разрушающая
нагрузка -20 ед. Ошкинис перестраховался , заложив такую прочность. Аппарат был опытным и здесь , наверное, можно с автором согласиться. Пустой вес планера -82 кг.
На мой взгляд, если планер конструктивно и технологически
доработать, не меняя геометрию, можно получить вес в окресностях 70 кг. Нужно добавить - машина прочная, ремонтнопригодная в полевых условиях и менее опасная при аварии, чем деревянная, энергоемкое , надежное шасси.
А в общем, на мой взгляд, планер вполне соотвествует требованиям для эксплуатации в ЮПШ, использующим методику Макарова.
В настощее время БРО-23 находится в политехническом
музее , в Каунасе. Сведения 2-хлетней давности.