• www.aviabenzin.ru ВСЕ ДЛЯ ПОРШНЕВОЙ АВИАЦИИ: масла, запчасти, бензин, оборудование.
  • www.rentaplane.ru ПЕРВЫЙ в России официальный сервис по АРЕНДЕ САМОЛЕТОВ ДЛЯ ПИЛОТОВ.

Цельнометаллический планер НР-14Т - этапы большого пути

5ZF

Старейший участник
Заблокирован
Итак, продолжаем.

Теперь надо было проклепать полки коробчатой части лонжеронов - на глубину в 3 метра... в одиночку...   :eek:

Есть идеи?
Поразмыслив, как мне выполнить эту работу в одиночку я пришел к выводу, что мне нужна поддержка специальной конструкции и достаточного веса, чтобы она сама работала под собственным весом без прижимания ее рукой к телу заклепки. Потратив неделю на размышления и поездки в хозмаг за водопроводными трубами я ее, все-таки, соорудил.

Покопавшись на работе в ящике с обрезками я нашел подходящий кусок стальной плиты, оставшийся после тестовой резки плазменным резаком, поставленным на наш станок. Я отполировал на ней рабочую поверхность и приварил ее к куску водопроводной трубы с резьбой на конце получившейся ручки. Теперь на эту резьбу через соединительные муфты можно было накручивать сколько угодно труб и получать таким образом неограниченную длину ручки. Чтобы поддержка не болталась внутри лонжерона я примотал к ней сбоку "подушку" из поролона, а чтобы она не съезжала во время клепки я ставил крыло на стапеле под углом, чтобы своим весом она помогала сохранять нужное положение. Позиционирование осуществлялось во время работы при переходе от заклепки к заклепке.

Рабочий процесс происходил следующим образом:
Крыло располагалось на стапеле с наклоном и приклепываемой полкой вниз. Первый десяток заклепок клепался, как обычно (по направлению от корня крыла вовнуртрь). Потом вставлялась очередная заклепка и на ее головку клеился кусок скотча или изоленты, чтобы она не выпадала. Поддержка вставлялась внутрь лонжерона и толкалась внутрь, скользя по уже готовым заклепкам, пока она не упрется в новую вставленную заклепку. На рукоятке поддержки фломастером делалась отметка вдоль торца лонжерона и сразу же вторая метка отступив от первой наружу на расстояние чуть большее шага между заклепками. Конец ручки поддержки крепился ремнем на перилах на входе из дома в гараж так, чтобы рабочая поверхность поддержки была параллельна полке лонжерона.

И - вуаля! Вставляешь очередную заклепку, лепишь на головку скотч, вдвигаешь до упора в нее поддержку, делаешь две отметки фломастером, вынимаешь заклепку, продвигаешь поддержку дальше до второй отметки, берешь заклепочник, вставляешь заклепку обратно и вперед! Как только поддержка осаживает заклепку до нужной высоты она ложится на уже готовые заклепки и звук резко меняется. Все, процедура повторяется со следующей заклепкой.

Да, проходится много ползать под крыло и обратно, но теперь я могу делать эту работу без ансамбля! Саммля! ОДИН мля! (с) ;)
 

Вложения

DeltaLetun

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Следующим этапом была установка обшивки. Поскольку я до этого никогда не клепал это заняло у меня очень много времени.

Подготовка места стыка листов обшивки.

Крыло я уже поставил вертикально и полоса для стыковки клеится на специальную эпоксидку и проклепывается. Ох и грязная работа...  :eek:
Чем объяснялась необходимость проклейки эпоксидкой полосы стыка?
 

5ZF

Старейший участник
Заблокирован
Рассказ адический. Форум молчит от изумления  :D
Народ просил - получите, так сказать. :)

Не знаю, успею ли я сегодня закончить, мне еще процедуры прилета на Sun and Fun изучать, завтра утром улетаем. Если что, то в воскресенье или в понедельник закончу, там немного осталось.

Дело в том, что в архивах оказалось гораздо меньше фоток, чем я думал, а они были... Где они - ума не приложу. Там была интересная фотка внутри лонжерона, типа инспекции качества. В общем то они делались только для инспектора, чтобы потом при регистрации показать, что это я делал.
 

5ZF

Старейший участник
Заблокирован
Обшивка крыла 0,6мм 6061 ?
Не, там все гораздо серьезнее было - 0,8мм 2024Т3 - летающий и хорошо парящий танк! Толщины хватало на зенковку под потайные заклепки.

На НР-18 уже 0,6 мм обшивка была, но там она на пенопластовый набор нервюр клеилась. Очень гладко и крепко получалось, кто-то в дерево крылом влетел на нем и только в месте удара все смялось, а обшивка больше нигде не отклеилась.
 

DeltaLetun

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Рассказ адический. Форум молчит от изумления  :D
Народ просил - получите, так сказать. :)

Не знаю, успею ли я сегодня закончить, мне еще процедуры прилета на Sun and Fun изучать, завтра утром улетаем. Если что, то в воскресенье или в понедельник закончу, там немного осталось.

Дело в том, что в архивах оказалось гораздо меньше фоток, чем я думал, а они были... Где они - ума не приложу. Там была интересная фотка внутри лонжерона, типа инспекции качества. В общем то они делались только для инспектора, чтобы потом при регистрации показать, что это я делал.
Народ ликует от возможности узнать побольше об интересном проекте!)
Нужно растягивать удовольствие, надеюсь найдется вся история строительства :)
 

ucs

Я люблю этот Форум!
Откуда
Ст. Купавна
to 5ZF
Вставляешь очередную заклепку, лепишь на головку скотч, вдвигаешь до упора в нее поддержку, делаешь две отметки фломастером, вынимаешь заклепку, продвигаешь поддержку дальше до второй отметки, берешь заклепочник, вставляешь заклепку обратно и вперед! Как только поддержка осаживает заклепку до нужной высоты она ложится на уже готовые заклепки и звук резко меняется. Все, процедура повторяется со следующей заклепкой.
Здорово!
а как это процесс описан в мануале, какая технология клепки?
 

DeltaLetun

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Обшивка крыла 0,6мм 6061 ?
Не, там все гораздо серьезнее было - 0,8мм 2024Т3 - летающий и хорошо парящий танк! Толщины хватало на зенковку под потайные заклепки.

На НР-18 уже 0,6 мм обшивка была, но там она на пенопластовый набор нервюр клеилась. Очень гладко и крепко получалось, кто-то в дерево крылом влетел на нем и только в месте удара все смялось, а обшивка больше нигде не отклеилась.
А носок обшивки крыла уже согнутый был? Как он ложиться по теоретическому профилю? Или там усредненный радиус?
 

TSP3

Я люблю строить самолеты!
Класно!!! Жду продолжения (особенно по клепке ;)) и побольше фоток :)
 

5ZF

Старейший участник
Заблокирован
Всем привет!

Сегодня прилетели с Sun and Fun, слетали классно, с форумянами пообщались, но сейчас мы никакие и я быстро отвечу на вопросы - и спать.  :)
 

5ZF

Старейший участник
Заблокирован
to 5ZF
Вставляешь очередную заклепку, лепишь на головку скотч, вдвигаешь до упора в нее поддержку, делаешь две отметки фломастером, вынимаешь заклепку, продвигаешь поддержку дальше до второй отметки, берешь заклепочник, вставляешь заклепку обратно и вперед! Как только поддержка осаживает заклепку до нужной высоты она ложится на уже готовые заклепки и звук резко меняется. Все, процедура повторяется со следующей заклепкой.
Здорово!
а как это процесс описан в мануале, какая технология клепки?
А никак не описан.  :) Поэтому и пришлось изобретаь.
 

5ZF

Старейший участник
Заблокирован
Как клепались заклепки на нервюрах?
Не понял немного вопрос... Если как клепалась к ним обшивка, то верх клепался обычными сплошными потайными заклепками, как обычно это делается. Доступ-то снизу есть. А верх клепался потайными вытяжными. Отверстия под заклепки зенкуются специальной приспособой для дрели, которую можно очень точно настроить на какую глубину зенковать. Вот тут ее видно.
 

Вложения

5ZF

Старейший участник
Заблокирован
Вверх