Цельнометаллический планер НР-14Т - этапы большого пути

А носок обшивки крыла уже согнутый был? Как он ложиться по теоретическому профилю? Или там усредненный радиус?
Это отдельная песня, завтра расскажу.
Рассказываю.

В моем случае листы уже были согнуты под 90 градусов, в постах #12 и #15 их видно, они на фюзеляже лежат.

Поскольку набор предназначался для любительской постройки, то не ожидалось, что у строителя будет в гараже гибочный станок достаточной длины и в руководстве по строительству рассказывалось, как можно согнуть такой длинный лист. Дик был очень горазд на всякие нестандартные решения. В этом случае листы предлагалось гнуть следующим образом:

На пол клались два деревянных бруса по длине листа с зазором между ними. На них клался лист таким образом, чтобы линия будующего сгиба располагалась над зазором. Сверху на лист над этим зазором клался третий тонкий брус, тоже на всю длину листа. На этот тонкий брус вставали в ряд три мужика, обнимались за плечи для устойчивости, потом они плавно приседали и затем резко вставали, с силой толкая этот брус вниз. В результате этого упражнения лист сгибался и получалась начальная линя сгиба. После этого концы листа сводились вместе, лист как бы складывался пополам, и его начинали сдавливать (действительно складывать пополам) до тех пор, пока радиус сгиба не достигал нужной величины.

Как я понял впоследствии наборы поставлялись с уже согнутыми листами, как у меня. Их гнули на гибочном станке на фабрике.

Радиус совпадал с радиусом нервюры очень хорошо.

Очень интересно Дик формовал обшивку средней части фюзеляжа, ту, которая имет двойную кривизну. Для нее он использовал  материал 2024Т0, (это тот же 2024 но до до его закалки до твердости Т3). Он сделал специальную матрицу, которая подключалась к водопроводу и формовка происходила его давлением. Потом обшика закаливалась до твердости Т3.
 
Продолжаю про строительство.

После того, как крылья были обшиты я переключился на их корневую часть. Там все сделано очень мощно и мне надо было поставить усиления лонжеронов, усиления коробчатой части и "уши" крепления крыла к фюзеляжу.

Стыковочные узлы должны были ставиться после того, когда будет закончен фюзеляж.

Как я уже говорил, белый налет на обшивке это засохший клей от защитной пленки.
 

Вложения

  • 43_049.jpg
    43_049.jpg
    97,9 КБ · Просмотры: 315
  • 44_062.jpg
    44_062.jpg
    104,7 КБ · Просмотры: 310
  • 42_044.jpg
    42_044.jpg
    105,7 КБ · Просмотры: 310
Естественно, выступающие части задвигались внутрь вровень с торцом лонжерона и потом все это склепывалось и стягивалось болтами крепления стыковочных узлов сквозь полки лонжерона.

Отверстия в "ушах" должны были сверлиться по месту во время подгонки крыла к фюзеляжу.
 

Вложения

  • 45_052.jpg
    45_052.jpg
    110,9 КБ · Просмотры: 298
  • 46_042.jpg
    46_042.jpg
    95 КБ · Просмотры: 295
Теперь наступало время переходить к фюзеляжу, но для этого нужно было убрать крылья из гаража, чтобы освободить место.

Встал вопрос куда их убрать? В дом они не влазили, это раз, но даже если бы и влезли мне было дано понять, что этот фокус у меня не пройдет, это два.  🙂

Я занялся поиском прицепа. Вскоре я нашел подходящий вариант в штате Охайо, это был самодельный прицеп от другого планера Дика Скридера - RS-15. Дело в том, что Дик разработал и прицеп для самодельщиков и продавал для него чертежи. Конструкция была до безобразия проста и очень легкая.

Договорившись о покупке я отправился в трехдневный марафон на своем Форде Таурусе с фаркопом. В том же городе жил известный конструктор планеров схемы летающее крыло Джим Марски. К этому времени я уже переболел этой болезнью, но решил заодно и к нему заехать, поскольку я покупал у него чертежи на его планер Монарх.

Поехал я в одиночку и при времени езды 10 часов в одну сторону домой вернулся вымотаный, но довольный. Прицеп я купил и с Джимом Марски встретился.
 

Вложения

  • 1_1700.jpg
    1_1700.jpg
    94 КБ · Просмотры: 296
"Эх, коротка кольчужка..." (с)

У меня были подозрения, что прицеп может оказаться маловатым для моего планера, поскольку размах у RS-15 меньше. К несчастью подозрения эти оправдались. Почесав в затылке, я решил его удлиннить, благо его конструкция это позволяла сделать без особых извращений.

Сказано - сделано. Я заказал материалы и принялся за работу. В итоге все это вылилось в еще один проект.  🙂

Я расклепал и снял носовую часть и принялся наращивать пол.
 

Вложения

  • 2_1273.jpg
    2_1273.jpg
    121,6 КБ · Просмотры: 274
  • 3_962.jpg
    3_962.jpg
    119,9 КБ · Просмотры: 282
  • 4_713.jpg
    4_713.jpg
    117,8 КБ · Просмотры: 263
Теперь надо было согнуть дуги для каркаса из квадратной алюминиевой трубы. Покумекав немного я соорудил приспособу из обрезков МДФ, ДСП и толстой фанеры и деревянных брусков, обрезав их на своем станке по необходимому радиусу, естественно с учетом пружинения трубы. Ну и поскольку я каждый день делаю утреннюю зарядку мне не составило труда согнуть пару труб.  🙂
 

Вложения

  • 10_277.jpg
    10_277.jpg
    102,1 КБ · Просмотры: 272
  • 11_343.jpg
    11_343.jpg
    94,6 КБ · Просмотры: 272
  • 12_298.jpg
    12_298.jpg
    135,1 КБ · Просмотры: 277
А потом грянул 2008-й год с его кризисом и я потерял работу. Имея двух студентов в семье для нас настали трудные времена и когда совсем приперло я выставил свой недострой на продажу.

С помощью своих студентов и к великой радости моих соседей я разобрал свою пристройку, отмыл крылья от засохшего клея и вскоре недостроенный планер был продан.  :-[
 

Вложения

  • 1_1701.jpg
    1_1701.jpg
    121,6 КБ · Просмотры: 256
  • 3_963.jpg
    3_963.jpg
    114,3 КБ · Просмотры: 257
  • 2_1274.jpg
    2_1274.jpg
    116,6 КБ · Просмотры: 264
Вот еще несколько фоток, которые я нашел. Это хвостовая часть фюзеляжа и оперение.
 

Вложения

  • 1_1702.jpg
    1_1702.jpg
    99,8 КБ · Просмотры: 288
  • 7_365.jpg
    7_365.jpg
    102,1 КБ · Просмотры: 273
  • 6_442.jpg
    6_442.jpg
    95,3 КБ · Просмотры: 278
Сейчас, оглядываясь назад, я с удовольствием вспоминаю тот энтузиазм, скоторым я работал, и понимаю, как многому я научился, благодаря этому проекту.

Примером тому, что одни и те же идеи проиходят в голову разным людям может служить эта фотка, которая показывает, что моя идея, все-таки, была осуществлена, пусть и не мной и не из моего набора.
 

Вложения

  • HP-14_motorglider.jpg
    HP-14_motorglider.jpg
    38 КБ · Просмотры: 348
P.S. Похоже, что цифра 8 в обозначении года для меня является роковой. Ровно через десять лет и 8 дней на прошлой неделе я снова потерял работу.

Учитывая, что у меня один проект в работе и еще один на подходе я с уверенностью смотрю в будущее, во всяком случае я уверен, что времени у меня на эти проекты теперь будет с избытком.  ;D

Всем спасибо за внимание.  🙂
 
Как клепались заклепки на нервюрах?
Не понял немного вопрос... Если как клепалась к ним обшивка, то верх клепался обычными сплошными потайными заклепками, как обычно это делается. Доступ-то снизу есть. А верх клепался потайными вытяжными. Отверстия под заклепки зенкуются специальной приспособой для дрели, которую можно очень точно настроить на какую глубину зенковать. Вот тут ее видно.
Да, не совсем верно задал вопрос. Но суть вы поняли правильно. Имел ввиду как устанавливались заклепки соединяющие нервюры и обшивку. Вытяжные - логичный выход. А использовались обычные вытяжные заклепки без сердечника или какие то иные?
 
Вот еще несколько фоток, которые я нашел. Это хвостовая часть фюзеляжа и оперение.
Руль направления навешивался на рояльных петлях асимметрично?
Проводка управления в хвосте жесткая, выполнена тягами?
 
Назад
Вверх