Цельнометаллический планер НР-14Т - этапы большого пути

5ZF

Старейший участник
Итак, продолжаем.

Теперь надо было проклепать полки коробчатой части лонжеронов - на глубину в 3 метра... в одиночку...   :eek:

Есть идеи?
Поразмыслив, как мне выполнить эту работу в одиночку я пришел к выводу, что мне нужна поддержка специальной конструкции и достаточного веса, чтобы она сама работала под собственным весом без прижимания ее рукой к телу заклепки. Потратив неделю на размышления и поездки в хозмаг за водопроводными трубами я ее, все-таки, соорудил.

Покопавшись на работе в ящике с обрезками я нашел подходящий кусок стальной плиты, оставшийся после тестовой резки плазменным резаком, поставленным на наш станок. Я отполировал на ней рабочую поверхность и приварил ее к куску водопроводной трубы с резьбой на конце получившейся ручки. Теперь на эту резьбу через соединительные муфты можно было накручивать сколько угодно труб и получать таким образом неограниченную длину ручки. Чтобы поддержка не болталась внутри лонжерона я примотал к ней сбоку "подушку" из поролона, а чтобы она не съезжала во время клепки я ставил крыло на стапеле под углом, чтобы своим весом она помогала сохранять нужное положение. Позиционирование осуществлялось во время работы при переходе от заклепки к заклепке.

Рабочий процесс происходил следующим образом:
Крыло располагалось на стапеле с наклоном и приклепываемой полкой вниз. Первый десяток заклепок клепался, как обычно (по направлению от корня крыла вовнуртрь). Потом вставлялась очередная заклепка и на ее головку клеился кусок скотча или изоленты, чтобы она не выпадала. Поддержка вставлялась внутрь лонжерона и толкалась внутрь, скользя по уже готовым заклепкам, пока она не упрется в новую вставленную заклепку. На рукоятке поддержки фломастером делалась отметка вдоль торца лонжерона и сразу же вторая метка отступив от первой наружу на расстояние чуть большее шага между заклепками. Конец ручки поддержки крепился ремнем на перилах на входе из дома в гараж так, чтобы рабочая поверхность поддержки была параллельна полке лонжерона.

И - вуаля! Вставляешь очередную заклепку, лепишь на головку скотч, вдвигаешь до упора в нее поддержку, делаешь две отметки фломастером, вынимаешь заклепку, продвигаешь поддержку дальше до второй отметки, берешь заклепочник, вставляешь заклепку обратно и вперед! Как только поддержка осаживает заклепку до нужной высоты она ложится на уже готовые заклепки и звук резко меняется. Все, процедура повторяется со следующей заклепкой.

Да, проходится много ползать под крыло и обратно, но теперь я могу делать эту работу без ансамбля! Саммля! ОДИН мля! (с) ;)
 

Вложения

DeltaLetun

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Следующим этапом была установка обшивки. Поскольку я до этого никогда не клепал это заняло у меня очень много времени.

Подготовка места стыка листов обшивки.

Крыло я уже поставил вертикально и полоса для стыковки клеится на специальную эпоксидку и проклепывается. Ох и грязная работа...  :eek:
Чем объяснялась необходимость проклейки эпоксидкой полосы стыка?
 

5ZF

Старейший участник
Рассказ адический. Форум молчит от изумления  :D
Народ просил - получите, так сказать. :)

Не знаю, успею ли я сегодня закончить, мне еще процедуры прилета на Sun and Fun изучать, завтра утром улетаем. Если что, то в воскресенье или в понедельник закончу, там немного осталось.

Дело в том, что в архивах оказалось гораздо меньше фоток, чем я думал, а они были... Где они - ума не приложу. Там была интересная фотка внутри лонжерона, типа инспекции качества. В общем то они делались только для инспектора, чтобы потом при регистрации показать, что это я делал.
 

5ZF

Старейший участник
Обшивка крыла 0,6мм 6061 ?
Не, там все гораздо серьезнее было - 0,8мм 2024Т3 - летающий и хорошо парящий танк! Толщины хватало на зенковку под потайные заклепки.

На НР-18 уже 0,6 мм обшивка была, но там она на пенопластовый набор нервюр клеилась. Очень гладко и крепко получалось, кто-то в дерево крылом влетел на нем и только в месте удара все смялось, а обшивка больше нигде не отклеилась.
 

DeltaLetun

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Рассказ адический. Форум молчит от изумления  :D
Народ просил - получите, так сказать. :)

Не знаю, успею ли я сегодня закончить, мне еще процедуры прилета на Sun and Fun изучать, завтра утром улетаем. Если что, то в воскресенье или в понедельник закончу, там немного осталось.

Дело в том, что в архивах оказалось гораздо меньше фоток, чем я думал, а они были... Где они - ума не приложу. Там была интересная фотка внутри лонжерона, типа инспекции качества. В общем то они делались только для инспектора, чтобы потом при регистрации показать, что это я делал.
Народ ликует от возможности узнать побольше об интересном проекте!)
Нужно растягивать удовольствие, надеюсь найдется вся история строительства :)
 

ucs

Я люблю этот Форум!
Откуда
Ст. Купавна
to 5ZF
Вставляешь очередную заклепку, лепишь на головку скотч, вдвигаешь до упора в нее поддержку, делаешь две отметки фломастером, вынимаешь заклепку, продвигаешь поддержку дальше до второй отметки, берешь заклепочник, вставляешь заклепку обратно и вперед! Как только поддержка осаживает заклепку до нужной высоты она ложится на уже готовые заклепки и звук резко меняется. Все, процедура повторяется со следующей заклепкой.
Здорово!
а как это процесс описан в мануале, какая технология клепки?
 

DeltaLetun

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Обшивка крыла 0,6мм 6061 ?
Не, там все гораздо серьезнее было - 0,8мм 2024Т3 - летающий и хорошо парящий танк! Толщины хватало на зенковку под потайные заклепки.

На НР-18 уже 0,6 мм обшивка была, но там она на пенопластовый набор нервюр клеилась. Очень гладко и крепко получалось, кто-то в дерево крылом влетел на нем и только в месте удара все смялось, а обшивка больше нигде не отклеилась.
А носок обшивки крыла уже согнутый был? Как он ложиться по теоретическому профилю? Или там усредненный радиус?
 

TSP3

Я люблю строить самолеты!
Класно!!! Жду продолжения (особенно по клепке ;)) и побольше фоток :)
 

5ZF

Старейший участник
Всем привет!

Сегодня прилетели с Sun and Fun, слетали классно, с форумянами пообщались, но сейчас мы никакие и я быстро отвечу на вопросы - и спать.  :)
 

5ZF

Старейший участник
to 5ZF
Вставляешь очередную заклепку, лепишь на головку скотч, вдвигаешь до упора в нее поддержку, делаешь две отметки фломастером, вынимаешь заклепку, продвигаешь поддержку дальше до второй отметки, берешь заклепочник, вставляешь заклепку обратно и вперед! Как только поддержка осаживает заклепку до нужной высоты она ложится на уже готовые заклепки и звук резко меняется. Все, процедура повторяется со следующей заклепкой.
Здорово!
а как это процесс описан в мануале, какая технология клепки?
А никак не описан.  :) Поэтому и пришлось изобретаь.
 

5ZF

Старейший участник
Как клепались заклепки на нервюрах?
Не понял немного вопрос... Если как клепалась к ним обшивка, то верх клепался обычными сплошными потайными заклепками, как обычно это делается. Доступ-то снизу есть. А верх клепался потайными вытяжными. Отверстия под заклепки зенкуются специальной приспособой для дрели, которую можно очень точно настроить на какую глубину зенковать. Вот тут ее видно.
 

Вложения

5ZF

Старейший участник
Вверх