Выполнение авиационно-химических работ ( АХР ) по распределению веществ в сельском и лесном хозяйстве является одним из наиболее значимых направления деятельности ГА по обслуживанию отраслей экономики. В настоящее время с учетом существенных изменений в функционировании отраслей экономики России в целом и сельского и лесного хозяйства в частности существенно изменились требования заказчиков АХР к данным работам, из которых приоритетными являются снижение стоимости обработок и удельного расхода топлива ( невысокая общая платежеспособность хозяйств), использование небольших временных грунтовых взлетно-посадочных площадок ( отсутствие подготовленных стационарных аэродромов), возможность обработки малых участков сложной конфигурации ( фермерские наделы) и ряд других. Отмеченные приоритеты, наряду с общими требованиями по эффективности обработок и обеспечению безопасности полетов и распределения пестицидов и агрохимикатов, в комплексе определяют повышенный интерес к применению на АХР автожиров. Этот интерес обусловлен такими особенностями автожиров, как минимальная длина разбега и пробега, большой диапазон полетных скоростей, высокая маневренность и безопасность полетов ( отсутствие срыва потока на несущем винте и возможность авторотации при отказе двигателя ), малая стоимость имеющихся автожиров, сопоставимая в легкой весовой категории со стоимостью самолетов и мотодельтапланов, небольшие удельные расходы топлива и эксплуатационные расходы, а также хороший обзор и возможность использования закрытой вентилируемой или кондиционированной кабины, что особенно ценно для АХР. К сожалению, несмотря на отмеченные выше достоинства, производство и использование автожиров у нас в стране и за рубежом находится в стадии становления и на перспективу требует своей комплексной оценки и развития.
С целью оценки перспектив применения автожиров для распределения веществ в сельском и лесном хозяйстве автором был сформирован набор математических моделей определения основных характеристик автожиров ( массовых, энергетических, летно-технических, стоимостных, эксплуатационных и т.д. ) и необходимых программных средств их реализации, апробированных на данных современных зарубежных и отечественных автожиров. Проведенные расчеты, в т.ч. по оптимизации параметров автожиров (параметры ротора, энерговооруженность и тип двигателя и др. ), показывают, что использование автожиров, особенно со взлетной массой более 1000 кг, для выполнения АХР позволяет в сопоставимых условиях добиться повышенного целевого эффекта и безопасности обработок, повысить интегральную производительность и снизить себестоимость АХР соответственно на 15-20 и 25-30 %, в сравнении с аналогичными ВС других типов, существенно расширить спрос на авиационные обработки в условиях конкуренции с современной зарубежной наземной техникой распределения веществ и является чрезвычайно перспективн