Clipped Wing Cub (made in Иваново)

Откуда
СПб
Наконец-то решился немного рассказать об изготовлении моего самолета.
Piper J-3 Cub известен почти всем авиаторам планеты. Его модификация Clipped Wing менее известна. Суть в том что берется серийный Piper J-3, крылья снимаются, корневая часть крыла укорачивается, укорачиваются подкосы, дорабатываются узлы крепления.
 

Вложения

  • 1031228086_TsDTM-M.jpg
    1031228086_TsDTM-M.jpg
    41,5 КБ · Просмотры: 264
Вот как описывает преимущества данной доработки человек первым получивший STC.
 

Вложения

  • advantages.jpg
    advantages.jpg
    106,9 КБ · Просмотры: 236
Больше всего из этого списка меня интересовал 15-й пункт - маневренность. Стандартный J-3 в умелых руках может многое, даже при эксплуатационной перегрузке чуть более 4-х, однако скорость вращения по крену очень низкая - всего 33 градуса в секунду. После доработки она увеличивается до 86 градусов в секунду, т.е. почти в 3 раза.
Однако по большинству других ЛТХ наблюдается ухудшение. Скорость сваливания и диапазон скоростей хуже, разбег и пробег больше, скороподъемность и качество меньше. Множество людей, схватившихся за ножовку, в итоге оказались разочарованы. Установка более мощного двигателя компенсирует большинство потерь. Наиболее распространены варианты замены двигателя c-65 на более мощные c-75, c-85, c-90 и o-200. Некоторые владельцы устанавливают двигатели Lycoming O-320, но такой тяжелый двигатель окончательно превращает J-3 в одноместный пилотажный самолет.
 
Долго просматривал объявления о продаже таких самолетов в USA. Не дорогие варианты (около 30т USD) как правило имеют проблемы с коррозией конструкции крыла и фермы фюзеляжа - летать на таком самолете с максимальными перегрузками и скоростями - небезопасно. Самолеты в хорошем состоянии стоят до 60т USD. И при этом всем им уже по 70 и более лет. Исключение составляют самолеты самостоятельной постройки, по чертежам от WagAero - они моложе.
 
Была одна альтернатива - на форуме Я читал сообщения о самолетах построенных в РФ. Времени и некоторых необходимых навыков у меня было недостаточно. Фотографии самолетов изготовленных при содействии Сергея Сахарова демонстрировали обнадеживающее качество, цена (по сравнению с KIT-ом из USA) выглядела вполне приемлемой. Сергей обещал что все комплектующие кроме двигателя и винта будут новыми, купленными в USA, и что все пожелания по конструкции будут учтены и выполнены.
В марте 2015 был подписан договор на поставку KIT-набора. По договору, KIT должен был быть передан не позднее января 2016. Была достигнута устная договоренность о том что после установки двигателя, в марте...апреле, когда грунтовый аэродром Ясюниха будет готов к эксплуатации, самолет будет полностью готов.
 
Началась работа по проектированию крыла. Я просил крыло под эксплуатационную перегрузку +5/-2, Сергей настоял на +6/-3. Для большей уверенности Я самостоятельно сделал расчеты крыла на прочность, требуемые сечения полок лонжеронов оказались достаточно близки к тем что рассчитал Сергей. Одно из основных требований был минимальный вес пустого самолета, Я решил отказаться от всего от чего только можно было отказаться. Сергей обещал что масса пустого самолета будет не больше 330 кг.
В мае были получена первая фотография деталей самолета.
 

Вложения

  • IMG_2215_r.jpg
    IMG_2215_r.jpg
    101,5 КБ · Просмотры: 286
Летом 2015 я увидел фотографии крыла самолета.
 

Вложения

  • det_01.jpg
    det_01.jpg
    113,4 КБ · Просмотры: 268
  • det_02.jpg
    det_02.jpg
    92,1 КБ · Просмотры: 254
  • wing_01.jpg
    wing_01.jpg
    96,7 КБ · Просмотры: 238
крыло
 

Вложения

  • wing_02.jpg
    wing_02.jpg
    115,3 КБ · Просмотры: 241
  • wing_03.jpg
    wing_03.jpg
    120,9 КБ · Просмотры: 234
  • wing_04.jpg
    wing_04.jpg
    77,8 КБ · Просмотры: 244
крыло
 

Вложения

  • wing_07.jpg
    wing_07.jpg
    95 КБ · Просмотры: 250
  • wing_06.jpg
    wing_06.jpg
    97,5 КБ · Просмотры: 232
  • wing_08.jpg
    wing_08.jpg
    112,2 КБ · Просмотры: 232
К концу 2015-го была готова ферма фюзеляжа.
 

Вложения

  • fzl_02.jpg
    fzl_02.jpg
    120,2 КБ · Просмотры: 267
  • fzl_03.jpg
    fzl_03.jpg
    111,7 КБ · Просмотры: 274
  • fzl_04.jpg
    fzl_04.jpg
    95,5 КБ · Просмотры: 271
фюзеляж
 

Вложения

  • fzl_04_001.jpg
    fzl_04_001.jpg
    95,5 КБ · Просмотры: 223
  • fzl_06.jpg
    fzl_06.jpg
    125 КБ · Просмотры: 315
  • fzl_05.jpg
    fzl_05.jpg
    115,6 КБ · Просмотры: 245
К сожалению, в январе 2016-го, KIT оказался еще далек от готовности.
 

Вложения

  • fzl_07.jpg
    fzl_07.jpg
    115,4 КБ · Просмотры: 244
  • fzl_08.jpg
    fzl_08.jpg
    101,6 КБ · Просмотры: 229
  • tail_05.jpg
    tail_05.jpg
    118,7 КБ · Просмотры: 238
рули
 

Вложения

  • tail_01.jpg
    tail_01.jpg
    70,1 КБ · Просмотры: 245
  • tail_02.jpg
    tail_02.jpg
    77,8 КБ · Просмотры: 233
  • tail_03.jpg
    tail_03.jpg
    94,3 КБ · Просмотры: 226
Увы, малые коллективы занявшиеся серийной работой на 3-5 году работы становятся "загнанными лошадьми" неспособными работать с прежним темпом (по 10-12 часов в сутки и месяцами без выходных...  Это статистика.
Летом особенно трудно работается в таком состоянии, поэтому осенью-зимой 17 года получите конфетку - старая авиамодельная школа ивановцев не должна посрамиться.
Немного терпения, давить на них бессмысленно. Так же  как и настраивать против них общественное мнение. Может выйти даже хуже...
 
В качестве силовой установки, по советам заокеанских коллег, был выбран двигатель Continental С-90. Двигатель по нынешним временам довольно редкий. Пришлось собирать его из деталей от нескольких двигателей. В итоге двигатель не соответствует сертификату, т.е. является экспериментальным, собственно как и весь самолет.
 

Вложения

  • eng_001.jpg
    eng_001.jpg
    121,6 КБ · Просмотры: 232
  • eng1.jpg
    eng1.jpg
    102,3 КБ · Просмотры: 226
Для экономии массы, заказал на Aircraft-Spruce профилированную трубу для изготовления подкосов. Доставка этого негаборита (8 футов) из USA стоила больше чем сами подкосы.
 

Вложения

  • str_003.jpg
    str_003.jpg
    97 КБ · Просмотры: 248
Простейшая выхлопная система должна экономить массу и увеличивать мощность - правда шуметь будет сильно. Сегодня Сергей сказал что она не подходит к двигателю - придется переваривать. Видимо не зря, при поисках поставщика, в одной из мастерских мне сказали что вариантов установки на C-90 так много, что они готовы сделать мне новую выхлопную только при условии что Я пришлю им свою старую, которая точно подходит к моему двигателю. Старой у меня нет, так что купил то что предложил Aircraft-Spruce.
 

Вложения

  • exh.jpg
    exh.jpg
    84,5 КБ · Просмотры: 218
Март 2016
 

Вложения

  • fzl2.jpg
    fzl2.jpg
    115,3 КБ · Просмотры: 204
  • sea.jpg
    sea.jpg
    114,9 КБ · Просмотры: 247
  • gea.jpg
    gea.jpg
    111,3 КБ · Просмотры: 214
Назад
Вверх