Чтобы рассказать эту историю целиком, придется вернуться в прошлое. Задача по демонтажу руля направления с Ил-14 встала перед нами еще в феврале 11-го года (т.е. прошлой зимой). Это начало наших работ по восстановлению самолета.
Обшивка на руле отсутствовала (она на рулях у Ил-14 - тряпичная и покрывается специальным лаком - эмалитом), сам руль и элементы его крепления повреждены и требовали ремонта. Характер повреждений позволял предположить, что на РН катались как на карусели или пытались активно выломать.
Путем совместных усилий руль сняли - это было достаточно непросто - верхний узел его крепления расположен высоко, на 6-7 метрах. Это полный вылет двухсекционной лестницы, на которую максимум может один человек подняться. При этом лестница хорошо так гуляет.
Олег отдыхает на киле
Воваций на лестнице
Погода не способствует
Кажется, что невысоко
Перевозка руля направления Ил-14Т на "Волге"
Сверху руль закрепляется специальным болтом с четырехранной головкой. Чтобы его отвернуть Михаил из стали 45 изготовил спецключ (квадрат на 8), закалил его прямо на месте.
Михаил закаляет на газовой горелке спецключ
Миша и Олег справились со стопорным болтом верхнего узла навески руля направления (аккуратно высверлил его), однако приключения на высоте продолжились. При попытке выкрутить верхний болт спецключём - был сломан четырехгранник головки болта...
Высверлен стопорный винт верхнего узла навески РН
Спецключ и обломок верхнего болта РН
Остался только один вариант - распиливать это болт ножовкой, с тем чтобы потом его изготавливать заново. В итоге так и поступили.
Порезанный болт
Остатки квадратной головки болта
Руль сняли. Но остатки болта надо доставать. Иначе, как обратно навесишь отремонтированный руль.
Извлечь можно только высверливанием - это все осложнялось тем что он находился на высоте, сверление требовало повышенной точности (соосности) и соблюдения определенных условий - башмак изготовлен из магниевого сплава, нагревать его чревато разрушением. Повреждение узла при высверливании тоже не допускалось. Поэтому на тот момент эту задачу отложили до лучших времен.
Леса
См.
Карточка №145
Оценив ситуацию, поняли что справиться с болтом можно только возведя вокруг самолета леса, с которых можно провести нужные работы.
В процессе поиска по авито и прочим русским ебеям нашли одно предложение штыревых лесов за 6 тыс, но пока искали деньги прощелкали его. Далее предложений не возникало, поэтому закинули вопросы в компании торгующие новыми лесами, а также сдающими их в аренду.
В одно из писем, чтобы пояснить для чего нам нужны леса (их же бывает много типов и с разными характеристикам) поместили ссылку на
отчет . В итоге нам позвонил человек, который сказал что он вышел на нас не как представитель фирмы, а как частное лицо и готов нам дать попользоваться своими собственными лесами, которые находятся в Сергиевом Посаде.
Человека звали Александр. У него собственная фирма, которая занимается лесами. Никаких условий он нам не озвучивал, но мы и без них будем рады назвать эту фирму - "
Новые высоты" (просто какое-то пелевинское название). Если вам нужны леса, думаю, стоит обращаться к нему. Его клиентами мы не являемся, но по тому сколько он знает про различные леса, можно предположить, что и работает он неплохо. Нам регулярно помогают люди из авиационного комьюнити, но Александр стал первым "неавиационным" человеком который сделал свой вклад в наше дело. Это радует.
Алексей с Эдуардом (это волонтер из
Монинской команды, занимающийся Ли-2) съездили на Газели в Сергиев Посад и забрали штыревые леса. Александр сказал, что леса эти его отцу, работавшему в НИИ ПХ (Прикладной химии), отдали вместо зарплаты много лет назад (видимо, 90-е). Сейчас же производственные цеха НИИ ПХ клеют этикетки с русскими словами на китайскую пиротехнику.
Для России такие подходы не редкость - знаменитый московский завод "Калибр" (известные на весь союз измерительные приборы и инструменты) имеет сейчас один цех, который занимается тем что наносит свои клейма на китайскую продукцию. Думаю, некоторые уже сталкивались с тем что покупаешь сверла, на них ромбики гостов и пр, а качество хромает.
Александр
Эдуард
Установили леса. Сколотили щиты.
Леса со стороны сзади-слева
Находиться на лесах по первости достаточно боязно. При том что все распорки установлены и конструкция достаточно жесткая получается после сборки - они ощутимо гуляют. Но надо дело делать, поэтому глаза перестают бояться.
Только благодаря установленным лесам Михаилу и Юрию удалось аккуратно высверлить из магниевой законцовки киля стальной болт навески руля направления. Сначала прошли тонким сверлом по оси болта. В процессе сверления подливали масло. Потом большим диаметром прошлись еще раз, ловя упущенное направление при первом сверлении. В образовавшееся отверстие забили болт и с помощью него выкрутили остатки.
Остатки болта сверху
Сверление
Умасливание
Сверло
Первый проход
[media]http://www.youtube.com/watch?v=pJ0syQGNgLE[/media]
Посадочное место законсервировали пушсалом. Диаметр извлеченного болта 16 мм, шаг резьбы 1.5 мм. На стабилизаторах остались еще подобные болты, которые также предстоит открутить.