Искушение Стерлитамаком ...

Gyroplanerist

люблю летать на роторе :)
Искушение Стерлитамаком.... или о том , как мы с АБМ слетали на слет СЛА-2011.


Вообще то зачетный полет в открытом автожире на слет СЛА-2011 должен был бы принадлежать Goodwin13.
Все таки из Москвы до Стерлитамака лететь  раза в три  дальше и по фактическому времени еще значительно  дольше, чем из Екатеринбурга.
Женя собирался лететь на Твисте с обтекателем.
Но что то там они не успели покрасить/закрасить  и Гудвин, на своем итальянском деревянно-пластиковом  пилотажнике,
в паре с цесной,   степенно  конвоировал Лодочника, отлучив его от общения с друзьями в Самаре.
Калидусники то же не полетели и AcroBatMan , ранее подбивший меня лететь  в Стерлитамак в одиночку, присоединился ко мне штурманом.
И это  хорошо. Было спокойнее и надежнее.У меня опыта полетов в надежде только на Гармин и карту нет. 
Правда... иногда на разбеге мне казалось , что у абм задница из чугуния 🙂, но об этом позже. 

500 с лишним верст пролетели не с первой попытки.
Как правильные ,  мы на кануне  легли и пытались уснуть в 23 часа , встали девятого в 4.30
( лично я просыпался каждые полтора часа, боялся проспать , а Саша в ночной тиши, как потом выяснилось , на всякий случай клеил бумажную карту из гуглевских распечаток.
вообще полет показал , что при обилии деревень на  юге Башкирии  , выйди из строя у нас Garmin, ориентировки просто по курсу явно  не достаточно.
И это грустно , но неизбежно при полете в новой  и населенной местности. Навигатор нужен и готовится нужно не наспех.)
   
Утро ... тихо, небо в просветах голубое , поспешили на базу за несколько десятков километров на север, постепенно мрачнея лицом
... в 7  утра поднялись в воздух...  небольшой туман и нижняя граница  облачности   60-80 метров...
Сделав несколько кругов  сели.  Подождали. Увидели как бы просветы и снова вылетели .
Пролетели км 20-25 и когда за озером Исетским пошли холмы опять уперлись в нижний край  80-100 м. Вернулись.
В общем ,  посидели у костра и вылетели после 11.... и в районе 18 часов прибыли в Стерлитамак.
По дороге было две посадки    - первая в Михайловске примерно через час после вылета ,
присели  поговорить с тамошним автожиромучеником ski_vova http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1283872257/1920
и заодно  залить 20 литров бензина. Много топлива не бывает.
Вторая посадка  в окрестностях  Аши  была просто необходима.
- 40 литров бензина позволили долететь до Стерлитамака без лишних волнений при обходе двух грозовых туч.
В общей сложности полетного времени было порядка 5 часов.
Полет по Башкирии одно удовольствие - масса разноцветных, разноформенных  и  упоительно душистых  полей  , редкие , но живописные рощи, реки...
Понятно, что полет в середине маршрута  над горным массивом на высоте 600 метров  заставил   быть собранным.
На перевале был сплошной лес без возможности подбора площадки и мы, летя там впервые ,  старались идти вдоль ущелий поближе к населенным пунктам  Бьянка, Миньяр
Обратно летели более прямым путем, но то же стараясь держаться ущелий, там то дорожку видно , то речку или полянку какую. 
В общем , ротаксу    доверяй , но вниз и по сторонам  посматривай непрерывно.
Это будет хорошо видно на  видео, если Александр эти , через чур резкие - специфика  видеосъемки ,  движения головой не вырежет

Накануне была куплена суперновая камера Contоur GPS HD, с креплением на шлеме,
но полноценно мы ее задействовали  только на обратном перелете.
В принципе, она умеет делать относительно неплохие фото, там как бы 5 мп, но все же хиленький объектив с захватом в 135 градусов
Мы для экономии писали все в самом сжатом формате и далее фотки с нее - это сканы видео.
Реально аккумулятора  хватает часа на два и в отсутствии возможности бортового питания  делает эту камеру,
при длительных полетах, не очень удобной. Так же пока не поняли - можно ли сразу впечатывать gps  координаты
в изображение , так то там для просмотра трека специальная программа существует.
Acrobatman берется сделать видеомонтаж. Говорит , что будет интересно.
Хотя , лети я км на 30 медленнее было бы эффектнее ( те как обычно - я на бреющем люблю вдыхать ароматы полей на скорости 80+-10 и один два метра от земли
а тут шел 120-140 . Все таки предельная загрузка и не хотелось приложится к земле , вдруг дунь посильнее ветер в зад)

Огромное спасибо ребятам из Аши- Олегу, Пете ...
( это, между прочим , они герои одного известного в наших кругах ролика с безмоторным полетом  за жигулями по дороге  :craZy )
Горячий чай с булочками оживили меня на последнем участке полета.
Все таки лететь весь день без замены и не выспавшись - тяжеловато.

Утро 10 началось с тестирования ВИШ. Скучающий и ждущий прибытия Лодочника и компании Админ
поколдовав со своим мудреным прибором оценки  балансировки винта ,
с умным видом показал нам,  где нужно грамм 15 бы добавить ...
но в целом  ВИШ  Ivo-prop medium, после наработки в 100 часов, тест прошел.
На облегченном винте вибрация максимальная ... на затяжеленном  меньше.
Умно. Однако на самом деле все объективно  измеримо в цифрах и хорошо бы использовать эти данные в динамике эксплуатации дальше.
Эх жаль , до Москвы ради этого не полечу. 

Спасибо ребятам из Стерлитамака за теплый прием и возможность полетать по окрестностям.
Маршрут на восток , к  горе Шихан и полеты над  рекой Белой и притоками  ... я бы к ним еще раз прилетел....
и даже газовой атакой местной промышленности  меня не испугать .   

Обратная дорога , несмотря на шум-гам в лагере и короткую ночь , была восхитительна.
Улететь пришлось в день открытия утром 11 .
По Свердловской области давали жуткий и сбывшийся прогноз. +5 утром  , сплошная облачность , ветер, дождь.

Жалко , что не удалось прокатить Старого Макса  на автожире - это же самое то для их  Непальских покатушек
особенно, когда всех страждущих  по разу на дельтиках и А22 перекатают...

Может быть те, кто хотел увидеть автожир и  полетать на нем , увидят нас в Уфе.
Как обычно, автожир вызвал максимальный  интерес и очередь из желающих.
Катали на пару с Сашей. На покатушках 10 числа  налетали больше двух часов.
Хотели и могли больше, но агроменная туча медленно надвигалась на аэродром.
Я из за нее летел по маршруту к  горе Шихан на большой скорости туда и обратно.
Сохраняя максимальную бдительность в новом месте.
На видео будет видно как в первом случае летя вдоль маленькой речки между кустов
я загодя увидел провода  и ушел за долго до них левым виражем
а во втором случае, снижаясь к реке Белой не рискнул уходить на бреющий и  смотрел во все глаза ... и правильно
Летя против солнца вышку с проводами через реку можно было и не заметить.
Так что сильно эффектных выкрутасов по руслу  на этом  видео нет.
Опять же барышня сзади сидела  и я для безопасности держал скорость и высоту.
Да и  вообще ... в гостях  лучше не рисковать, тем более на публичном слете.      

Второй по популярности, после автожира ,  был вертолетик из Кумертау.
Со стороны выглядит как  большая игрушка  и звук похожий.
Меня на нем прокатили . Едва втиснулся в пассажирское кресло, оно справа , меньше пилотского  и чуть сдвинуто назад 
Занятный,  но уж очень шумный и по сути одноместный аппарат. Летать в кабине нужно однозначно в гарнитуре.
Если кому интересно - могу выложить  видео полета из кабины  и со стороны.

Из технических деталей могу отметить , что похоже мы вышли на разумный   предел загрузки автожира mto-sport.
Полный , по настоящему под завязку бак , мы со всей амуницией и мелким багажем ....
в общем килограмм 510-520 общего полетного  веса было.
Это сильно увеличивало  пробег на взлете даже на бетоне.
А в Аше на обратной  дороге нам пришлось взлетать с полевой дорожки  в горку и при гуляющем ветерке.
На видео будет видно как после отрыва  скорость практически не росла   пока не вышли против ветерка .
Хорошо , что дядя Вова выручил нас и на обратной дороге , а так мы уже примеряли две 5 литровых банки с бензином в ногах у Саши.
Вполне возможно , что это могло быть уже по настоящему лишним при разбеге по кочкам в условиях ограниченной дистанции.

Так как все еще не пришла родная станция авиадиапазона связь была в LPD диапазоне (433 мгц )
Связка по блютузу ScalаRider Q2 + Yaesu FTM10rs  работала , но качество звука меня разочаровало.
Связь только между гарнитурами кажется лучше.
К тому же на обратном пути сел аккумулятор, что меня сильно удивило , но вполне  объяснимо , подзарядка от автомобиля на стоянке была не полной
до состояния зеленого индикаторы мы не дождались.
Станция была нужна для более надежной и дальней связи.
Фактически , РП с портативкой  vx-7r в башне смог установить с нами сеанс на удалении более 50 км и нашей высоте полета  +- 300 м
Связь с машиной поддержки , где стояла 40 вт FTM 10R и штыревая антенна на крыше вообще была идеальной. 
Напомню , у нас  рации в касках от Peltor 0.15 вт   
 
А теперь фотки ....
В ожидании неба на базе
 

Вложения

  • _e2.JPG
    _e2.JPG
    97,1 КБ · Просмотры: 116
  • _e1_001.JPG
    _e1_001.JPG
    98,6 КБ · Просмотры: 112
полет над горами в районе Аши и за перевалом по дороге домой
 

Вложения

  • _a2_001.JPG
    _a2_001.JPG
    54,5 КБ · Просмотры: 117
  • _a3.JPG
    _a3.JPG
    50,3 КБ · Просмотры: 101
Петя с сыном. Это та самая дорожка под углом
с которой мы по дороге в Стерлитамак разбегались вниз,
а обратно вверх
 

Вложения

  • _o1.JPG
    _o1.JPG
    111,5 КБ · Просмотры: 120
  • _a1.JPG
    _a1.JPG
    61,4 КБ · Просмотры: 110
Полет к "Шишке".
Гора Шихан. 406 м (над уровнем моря )
 

Вложения

  • _s0.JPG
    _s0.JPG
    55,3 КБ · Просмотры: 120
  • _s3.JPG
    _s3.JPG
    57,8 КБ · Просмотры: 125
вибромудрости Большого Админа
 

Вложения

  • _v2_001.JPG
    _v2_001.JPG
    65,2 КБ · Просмотры: 119
  • _v1.JPG
    _v1.JPG
    117,3 КБ · Просмотры: 121
....
 

Вложения

  • _v3_001.JPG
    _v3_001.JPG
    102,9 КБ · Просмотры: 116
  • _v4_001.JPG
    _v4_001.JPG
    108,8 КБ · Просмотры: 114
Серега .... машина поддержки ... мы с ним по слетам с 2005 года.
Иногда мне кажется , что он крестит мне в след 🙂
 

Вложения

  • _s.JPG
    _s.JPG
    99,9 КБ · Просмотры: 115
А это тот самый прикольный вертолетик
 

Вложения

  • _r1.JPG
    _r1.JPG
    87,3 КБ · Просмотры: 109
  • _r2.JPG
    _r2.JPG
    82,2 КБ · Просмотры: 118
Ну вот вроде бы и все. Хороший фотик с собой не брал.
По чужим палаткам и самолетам не ходил.
Эти несколько  кадров сделаны мыльницей.
Что то там еще Саша своей снимал.
Наверное, добавит.
И фоток  и замечаний ... иронично-верных .
 
Здорово. Огромное спасибо за классный репортаж. С нетерпением жду видео. Судя по фоткам должно быть не менее интересным.
 
Да, Михаил, огромное спасибо, что поделился! Все красочно и красиво, как фото, так и репортаж!
 
Особо добавить-то нечего: было здорово. С погодой угадали, лошадка вела себя отлично, хоть Мише время от времени казалось, что тянет как-то не так 🙂 Попробовали, что такое горы, хоть и маленькие, - начинать лучше с таких. 70 км над лесистыми склонами Воробьиных гор - отличная практика.
Когда на обратном пути мы эти горки перескочили - началась ламбада:
Миша с явным удовольствием свистел над лугами и перелесками на высоте нескольких метров, пьянящие запахи и виды сменяли друг друга. В кабине такого не почувствуешь! Это будет чуть позже на видео, хоть и без запахов  🙂
Потом снова был Михайловск и гостеприимный Вова. А после Михайловска - дивная речка Серьга, вьющаяся между скал. Там я даже снимать не стал, просто любовался.
Но видео получилось. Жаль, что торопились домой - впереди по курсу маячила неслабая грозовая туча, которая явно хотела туда же, куда и мы. Мы успели раньше.
Итого - больше тысячи километров уральских красот за три дня. Куча впечатлений и желание поскорее слетать еще что-нибудь такое симпатичное

Отдельное спасибо - всем, кто встречал нас по дороге и на поле слета.

Отдышусь - м.б. еще что-то добавлю из практических заметок.

Несколько фото:
1) Петин сын в Аше. Пацан старался держаться по-взрослому, но глаза горели, видно даже на фото  😀
2) дорога домой. Позади осталась Аша
3) те самые Воробьиные горы
 

Вложения

  • SAM_0063mid_001.JPG
    SAM_0063mid_001.JPG
    102,4 КБ · Просмотры: 105
  • SAM_0072mid_001.JPG
    SAM_0072mid_001.JPG
    66,1 КБ · Просмотры: 109
  • SAM_0076mid.JPG
    SAM_0076mid.JPG
    78 КБ · Просмотры: 103
Мужики, потрясно 🙂
Просто супер, рад за вас как за родных, без балды.
Мечтаю о подобном.

---

Пацана не прокатили случаем?..
 
Пробный кусочек видео: река Серьга в окрестностях Михайловска

[media]http://www.youtube.com/watch?v=QvJdDajmWSs[/media]

Не, пацана не прокатили, торопились за погодой 🙁
 
Назад
Вверх