AcroBatMan
Погиб в полете
- Откуда
- en route
Начинаем эту ветку по наущению ЛОДОЧНИКа. Для начала стащу с дружественного форума avia.ru самые интересные моменты из жизни водоплавающей авиации.
(C)перто с ветки форума авиа.ру:
Часть 1:
===============================
aeroerik:
Очень обширная тема, полеты с посадкой на воду, снег, мокрую траву в общем на все скользкое и мокрое. Поделитесь случаями, опытом. Может для кого-то это будет откровением, а кого-то и просто спасет.
Из своей практики: Вечер, захожу на посадку на совершенно зеркальное круглое озеро с обрывистым берегом и метров с пяти ощущение поверхности пропадает - будто зеркальный колодец. Как на зло ни одной утки (чтобы спугнуть и круги по воде пошли 🙂) и вдоль берега не зайти, озеро небольшое закругляется быстро. В общем была не была, захожу от берега в сторону центра озера, вертикальная чуть больше пол-метра, смотрю влево как обычно поверхности уже не вижу и вдруг краем глаза с высоты метра два-два с половиной замечаю появляющееся отражение левого крыла в воде. Доворачиваю голову еще влево, тут же появляется шкала высот, РУД-ы сбрасываю, дотягиваю ручку, прикладываю редан к воде и дальше обычный пробег. Сейчас посадка на зеркало совершенно не вызывает проблем - сажусь по отражению крыла, ну а качество посадки не вызовет нареканий даже у больного геммороем при сильном поносе 🙂
PS Самолет Че-22 и посадочная скорость конечно не реактивная, но все же. Не представляю как летают на Бе-12, А-40, Бе-200.
Владелец ЕЭВС:
Спасибо за пример посадки по отражению крыла, никогда еще такого варианта не слышал. Пробовал один раз присесть на зеркало... но ощущение бездонной дыры под задницей ООЧЕНЬ не понравилось, и ушел, думаю, метров с 10-ти, хорошо размер водоема позволяет найти рябь хоть где нибудь. Опыт у меня маленький, поэтому сам рассказать полезного ни чего не могу. А Вы продолжайте!
изд.Е:
Опыт на Бе-12. Но в нем я не один. Помогают и штурман и радист. Первый отсчетом по РВ. Второй докладом о высоте 1 м(на метре появляется бурун на воде). А вцелом все,за что можно зацепиться. В тех условиях посадки на зеркальную поверхность приходилось бывать редко ( море - не озеро). Особенность амфибий - это разное восприятие высоты 1-0.75м при посадке на сушу и на воду, т.е. с убранными или выпущенными шасси.
aeroerik:
У нас на Чукотке была ситуация, когда при посадке на снег зимой оторвало лыжу (под снегом была вмерзшая коряга). Пришлось отвинтить лыжи, убрать лишние выступающие части конструкции и оказалось что гидросамолет со снега летает так же как и с воды. Практически никаких особенностей, а так как в тундре на минус двадцать пять ночевать не хотелось, то получилось найти такое решение проблемки.
Аноним:
При посадке в штиль на зеркальную поверхноть на БЕ-6 рекомендовалось постреливать из штурманской пушки по воде по курсу
aeroerik:
Так очень похоже на отказ одного двигателя, отрабатывается в горизонатльном полете и после в наборе с условием полной влетанности и спокойной атмосферы. Для себя отработал расходы рулей и когда на взлете впервые при отрыве произошел отказ двигателя (кстати вез двух дядек у одного 115 кило живого веса, у другого у другого 130, причем взвешивались в бане), то в общем все было в автомате. Единственное, что пришлось следить за скоростью постоянно и разворот выполнял блинчиком и со скольжением. А посадка без проблем.
Раз был случай когда на разбеге, крыло еще только отрывалось от воды, из-за брызг не заметил буек на воде. Точнее я то его заметил, но по своей самонадеянности подумал, что он надувной, а он оказался из толстенной пластмассы и получилось так что взлетел без левого концевого поплавка-законцовки. К счастью почуствовал неладное когда после несильного удара самолет повело на облегченное крыло, сбросил обороты и сел по прямой. Но думаю, что расходы рулей позволили бы пилотировать и без законцовки. Хотя после проверять эту возможность не захотелось 🙂
Да оговорюсь сразу, у меня несколько раз вставали двигатели (Ротаксы 582, Буран РМЗ-640), но ни разу из-за технической неисправности движка, всегда из-за недостатков заправки, причем в крайние годы на эти грабли уже не наступаю 🙂
aeroerik:
Дело было на Чукотке в 99 году в славном селе Ваеги, это 350 километров от места нашего базирования в Анадыре. Надо было выполнить несколько полетов по подвозу в оленеводческие бригады продуктов, запчастей на трактор, поиск дикого оленя, ну и самое главное это перевезти на центральную усадьбу в п.Марково заготовленные в бригадах панты. Кто не знает, это свежесрезанные молодые рога в данном случае северного оленя. Т.к. их свежесть определяет их цену (50 долларов, или 350,разница есть), то и решили привлечь для этих целей самолет.
В то время наши Че-22 были еще молоденькими и не до конца избавились от детских недостатков. Один из которых сливная пробка в хвостовой балке. В нормальном положении она постоянно закручена и откручивается для слива на стоянке, но так как вода в хвостовую балку все равно попадает, а стоянка на озере или речке не самое лучшее место для слива лишней воды, то мы решили поставить вместо пробки клапан под сеточкой, прорезали дырку и в разгар подготовительных работ я и улетел в Ваеги. Так как сборы были в спешке, то дырку заклеили тем что попалось под руку, а под руку попался скотч (замечайте, ошибка первая: мелочей в авиации не бывает)
В общем прилетаю я в Ваеги, дело к обеду, погода меняется, ветер и турбулентность довольно сильно возросли, а я встав в четыре часа утра еще толком не ел. Я и говорю помощникам, грузите мешки с пантами, а я пойду пообедаю. Те конечно же козырнули и мы разъехались, я к знакомому, они на холодильник (ошибка вторая, загрузка самолета в отсутствии пилота). После сорокаминутного отсутствия я приехал на речку и начал осматривать самолет перед вылетом, прошел по обычному маршруту и залез в кабину, на переднем сиденье было привязано два мешка с пантами килограммов по сорок каждый, а задняя лавка была плотно забита мешками под потолок, их был штук семь или восемь, причем я специально начал их выкладывать чтобы прикинуть вес, но во-первых они были расклинены между собой, во-вторых они были мокрые и грязные, а в-третьих как потом выяснилось, сверху лежали самые легкие мешки, а вот снизу были пятидесяти килограммовые:..а до них-то я и не добрался.
В общем после прикидки у меня получился взлетный вес 750-770 кило, что для Чешки вполне нормально, НО мешки снизу на самом деле были несколько тяжелее чем я думал, что дало еще около 60 килограмм, к тому же этот вес был сзади и что еще более важно, пока я мотался по речкам и озерам на хвостовой балке РАСКИС СКОТЧ. В общем когда я порулил, то меня несколько удивило положение самолета 'по-борта в воде'. А в это время скотч оторвался и в хвостовую балку начала поступать вода.
Взлетать надо было против ветра, но я хотел использовать и течение реки, поэтому я рулил по протоке достаточно далеко до основного фарватера, затем развернулся, закрылки выпущены, ветер справа под сорок, меня несет по течению, я дал газ и пошел на взлет. Ха, не тут-то было: лобовое стекло заливает, видимость как всегда 'в-бок ' крыло с трудом отрывается от воды и самолет тут же переваливается на другой борт. Явный признак перегруза, при том, что встречный ветер достаточно сильный. Но мы упрямы, разворачиваюсь на сто восемьдесят, повторяю циркуляцию, на этот раз все движения точнее и внимательнее. Вот я уже на ровном крыле, но самолет упорно не желает выходить на редан и делает это после двух активных движений РУС-а от себя - на себя (для раскачки, что для Че-22 совершенно не характерно). На редане вроде все как всегда, обороты вышли, но вдруг замечаю, что угол атаки больше чем обычно, а темп нарастания скорости меньше. Скорость 85 перед отрывом на ручке вдруг появляется толкающее усилие, до этого полета я такого просто не испытывал!! (видимо в этот момент вода в хвосте, литров тридцать-сорок начала отливать назад и тащить еще дальше центровку) После отрыва борюсь с желанием по привычке немного взять на себя ручку и вдруг замечаю, что угол набора начинает медленно увеличиваться. Ничего не соображая даю ручку полностью до приборной доски, ее давит назад, скорость 85 самолет начинает раскачиваться, парирую раскачку ручкой и педалями, высота метров восемь, тангаж расти перестал. И вот тут как будто включилась замедленная съемка, я слежу только за горизонтом и скоростью, а скорость 85, самолет продолжает качаться и наконец после вековых трех-четырех секунд начинает медленно, нехотя опускать нос. Скорость двинулась - 90, 95, эх еще немного.., но на меня уже нацелились кусты и дерево, плавненько начинаю подбирать ручку, вот уже и 120 выбираю ручку на себя и с зазором метр прохожу над кустами. До чего же самолет тяжелый и инертный, набираю 200 метров и уже в полной мере ощущаю его тяжесть, болтает сильно и РУС стал как колбаса - мотыляется по всей кабине и главное постоянно присутствуют давящие усилия. Дальше получасовой полет до Марково проходит без особых проблем, вот только вся одежда после взлета почему-то к телу прилипла и не хотела отлипать 🙂 Да и еще ребята из Ваег мне потом рассказывали, что сколько они меня видели за самолетом тянулся шлейф выливающейся воды...
Собственно на это мажорной ноте можно было бы закончить, но я хочу добавить, что в этом полете из-за болтанки и дикой инертности, можете посмеяться, я только со второго раза смог попасть в реку шириной 150 метров, причем не поперек, а вдоль. Благо на второй круг уходить не надо было, просто продолжал заход по прямой дальше.
Вот такой рассказ, извините за задержку и многословие.
====== продолжение следует ===================
(C)перто с ветки форума авиа.ру:
Часть 1:
===============================
aeroerik:
Очень обширная тема, полеты с посадкой на воду, снег, мокрую траву в общем на все скользкое и мокрое. Поделитесь случаями, опытом. Может для кого-то это будет откровением, а кого-то и просто спасет.
Из своей практики: Вечер, захожу на посадку на совершенно зеркальное круглое озеро с обрывистым берегом и метров с пяти ощущение поверхности пропадает - будто зеркальный колодец. Как на зло ни одной утки (чтобы спугнуть и круги по воде пошли 🙂) и вдоль берега не зайти, озеро небольшое закругляется быстро. В общем была не была, захожу от берега в сторону центра озера, вертикальная чуть больше пол-метра, смотрю влево как обычно поверхности уже не вижу и вдруг краем глаза с высоты метра два-два с половиной замечаю появляющееся отражение левого крыла в воде. Доворачиваю голову еще влево, тут же появляется шкала высот, РУД-ы сбрасываю, дотягиваю ручку, прикладываю редан к воде и дальше обычный пробег. Сейчас посадка на зеркало совершенно не вызывает проблем - сажусь по отражению крыла, ну а качество посадки не вызовет нареканий даже у больного геммороем при сильном поносе 🙂
PS Самолет Че-22 и посадочная скорость конечно не реактивная, но все же. Не представляю как летают на Бе-12, А-40, Бе-200.
Владелец ЕЭВС:
Спасибо за пример посадки по отражению крыла, никогда еще такого варианта не слышал. Пробовал один раз присесть на зеркало... но ощущение бездонной дыры под задницей ООЧЕНЬ не понравилось, и ушел, думаю, метров с 10-ти, хорошо размер водоема позволяет найти рябь хоть где нибудь. Опыт у меня маленький, поэтому сам рассказать полезного ни чего не могу. А Вы продолжайте!
изд.Е:
Опыт на Бе-12. Но в нем я не один. Помогают и штурман и радист. Первый отсчетом по РВ. Второй докладом о высоте 1 м(на метре появляется бурун на воде). А вцелом все,за что можно зацепиться. В тех условиях посадки на зеркальную поверхность приходилось бывать редко ( море - не озеро). Особенность амфибий - это разное восприятие высоты 1-0.75м при посадке на сушу и на воду, т.е. с убранными или выпущенными шасси.
aeroerik:
У нас на Чукотке была ситуация, когда при посадке на снег зимой оторвало лыжу (под снегом была вмерзшая коряга). Пришлось отвинтить лыжи, убрать лишние выступающие части конструкции и оказалось что гидросамолет со снега летает так же как и с воды. Практически никаких особенностей, а так как в тундре на минус двадцать пять ночевать не хотелось, то получилось найти такое решение проблемки.
Аноним:
При посадке в штиль на зеркальную поверхноть на БЕ-6 рекомендовалось постреливать из штурманской пушки по воде по курсу
aeroerik:
Так очень похоже на отказ одного двигателя, отрабатывается в горизонатльном полете и после в наборе с условием полной влетанности и спокойной атмосферы. Для себя отработал расходы рулей и когда на взлете впервые при отрыве произошел отказ двигателя (кстати вез двух дядек у одного 115 кило живого веса, у другого у другого 130, причем взвешивались в бане), то в общем все было в автомате. Единственное, что пришлось следить за скоростью постоянно и разворот выполнял блинчиком и со скольжением. А посадка без проблем.
Раз был случай когда на разбеге, крыло еще только отрывалось от воды, из-за брызг не заметил буек на воде. Точнее я то его заметил, но по своей самонадеянности подумал, что он надувной, а он оказался из толстенной пластмассы и получилось так что взлетел без левого концевого поплавка-законцовки. К счастью почуствовал неладное когда после несильного удара самолет повело на облегченное крыло, сбросил обороты и сел по прямой. Но думаю, что расходы рулей позволили бы пилотировать и без законцовки. Хотя после проверять эту возможность не захотелось 🙂
Да оговорюсь сразу, у меня несколько раз вставали двигатели (Ротаксы 582, Буран РМЗ-640), но ни разу из-за технической неисправности движка, всегда из-за недостатков заправки, причем в крайние годы на эти грабли уже не наступаю 🙂
aeroerik:
Дело было на Чукотке в 99 году в славном селе Ваеги, это 350 километров от места нашего базирования в Анадыре. Надо было выполнить несколько полетов по подвозу в оленеводческие бригады продуктов, запчастей на трактор, поиск дикого оленя, ну и самое главное это перевезти на центральную усадьбу в п.Марково заготовленные в бригадах панты. Кто не знает, это свежесрезанные молодые рога в данном случае северного оленя. Т.к. их свежесть определяет их цену (50 долларов, или 350,разница есть), то и решили привлечь для этих целей самолет.
В то время наши Че-22 были еще молоденькими и не до конца избавились от детских недостатков. Один из которых сливная пробка в хвостовой балке. В нормальном положении она постоянно закручена и откручивается для слива на стоянке, но так как вода в хвостовую балку все равно попадает, а стоянка на озере или речке не самое лучшее место для слива лишней воды, то мы решили поставить вместо пробки клапан под сеточкой, прорезали дырку и в разгар подготовительных работ я и улетел в Ваеги. Так как сборы были в спешке, то дырку заклеили тем что попалось под руку, а под руку попался скотч (замечайте, ошибка первая: мелочей в авиации не бывает)
В общем прилетаю я в Ваеги, дело к обеду, погода меняется, ветер и турбулентность довольно сильно возросли, а я встав в четыре часа утра еще толком не ел. Я и говорю помощникам, грузите мешки с пантами, а я пойду пообедаю. Те конечно же козырнули и мы разъехались, я к знакомому, они на холодильник (ошибка вторая, загрузка самолета в отсутствии пилота). После сорокаминутного отсутствия я приехал на речку и начал осматривать самолет перед вылетом, прошел по обычному маршруту и залез в кабину, на переднем сиденье было привязано два мешка с пантами килограммов по сорок каждый, а задняя лавка была плотно забита мешками под потолок, их был штук семь или восемь, причем я специально начал их выкладывать чтобы прикинуть вес, но во-первых они были расклинены между собой, во-вторых они были мокрые и грязные, а в-третьих как потом выяснилось, сверху лежали самые легкие мешки, а вот снизу были пятидесяти килограммовые:..а до них-то я и не добрался.
В общем после прикидки у меня получился взлетный вес 750-770 кило, что для Чешки вполне нормально, НО мешки снизу на самом деле были несколько тяжелее чем я думал, что дало еще около 60 килограмм, к тому же этот вес был сзади и что еще более важно, пока я мотался по речкам и озерам на хвостовой балке РАСКИС СКОТЧ. В общем когда я порулил, то меня несколько удивило положение самолета 'по-борта в воде'. А в это время скотч оторвался и в хвостовую балку начала поступать вода.
Взлетать надо было против ветра, но я хотел использовать и течение реки, поэтому я рулил по протоке достаточно далеко до основного фарватера, затем развернулся, закрылки выпущены, ветер справа под сорок, меня несет по течению, я дал газ и пошел на взлет. Ха, не тут-то было: лобовое стекло заливает, видимость как всегда 'в-бок ' крыло с трудом отрывается от воды и самолет тут же переваливается на другой борт. Явный признак перегруза, при том, что встречный ветер достаточно сильный. Но мы упрямы, разворачиваюсь на сто восемьдесят, повторяю циркуляцию, на этот раз все движения точнее и внимательнее. Вот я уже на ровном крыле, но самолет упорно не желает выходить на редан и делает это после двух активных движений РУС-а от себя - на себя (для раскачки, что для Че-22 совершенно не характерно). На редане вроде все как всегда, обороты вышли, но вдруг замечаю, что угол атаки больше чем обычно, а темп нарастания скорости меньше. Скорость 85 перед отрывом на ручке вдруг появляется толкающее усилие, до этого полета я такого просто не испытывал!! (видимо в этот момент вода в хвосте, литров тридцать-сорок начала отливать назад и тащить еще дальше центровку) После отрыва борюсь с желанием по привычке немного взять на себя ручку и вдруг замечаю, что угол набора начинает медленно увеличиваться. Ничего не соображая даю ручку полностью до приборной доски, ее давит назад, скорость 85 самолет начинает раскачиваться, парирую раскачку ручкой и педалями, высота метров восемь, тангаж расти перестал. И вот тут как будто включилась замедленная съемка, я слежу только за горизонтом и скоростью, а скорость 85, самолет продолжает качаться и наконец после вековых трех-четырех секунд начинает медленно, нехотя опускать нос. Скорость двинулась - 90, 95, эх еще немного.., но на меня уже нацелились кусты и дерево, плавненько начинаю подбирать ручку, вот уже и 120 выбираю ручку на себя и с зазором метр прохожу над кустами. До чего же самолет тяжелый и инертный, набираю 200 метров и уже в полной мере ощущаю его тяжесть, болтает сильно и РУС стал как колбаса - мотыляется по всей кабине и главное постоянно присутствуют давящие усилия. Дальше получасовой полет до Марково проходит без особых проблем, вот только вся одежда после взлета почему-то к телу прилипла и не хотела отлипать 🙂 Да и еще ребята из Ваег мне потом рассказывали, что сколько они меня видели за самолетом тянулся шлейф выливающейся воды...
Собственно на это мажорной ноте можно было бы закончить, но я хочу добавить, что в этом полете из-за болтанки и дикой инертности, можете посмеяться, я только со второго раза смог попасть в реку шириной 150 метров, причем не поперек, а вдоль. Благо на второй круг уходить не надо было, просто продолжал заход по прямой дальше.
Вот такой рассказ, извините за задержку и многословие.
====== продолжение следует ===================